Папки-передвижки

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками «Экскурсия в нерпинарий»

инна шишелова
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками «Экскурсия в нерпинарий»

Цель: формировать представления детей о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал, о функциональных связях нерпы со средой обитания (водной, воздушно – водной).

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Закреплять и обобщать представления детей о жизни нерпы в естественной среде обитания; ее внешнем виде, особенностях строения, поведении, питании и размножении.

Познакомить детей с нерпинарием и его назначением.

Публикация «Сценарий непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками „Экскурсия в нерпинарий“» размещена в разделах

Воспитывать бережное отношение к бездушно истребляемым человеком животным, эстетическое отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора).

Формировать умение детей составлять описательные рассказы с опорой на план - схему, последовательно излагая свои мысли.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать связную монологическую речь, расширять представления детей о правилах речевого этикета.

Обогащать словарный запас новыми терминами и понятиями: ластоногий символ, эндемик, байкальский тюлень, пресная вода, нерпа, нерпенок, белек, млекопитающее, вибриссы, ушные раковины, ласты, продухи, потомство, браконьеры, нерпинарий, туристы, дрессированные нерпы.

Совершенствовать умения художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов: выразительно рассказывать наизусть стихотворения: «Нерпёнок» М. Трофимов,М. Сергеев «Байкал».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность).

Совершенствовать изобразительную деятельность детей; побуждать к самостоятельному поиску способов изображения воды озера Байкал, по представлению передавая волны.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Жизнь нерпы в природе», «Нерпинарий». «Подводный мир озера Байкал». Просмотр презентаций по данной теме. Рассматривание иллюстративного и наглядного материала о Байкале и его обитателях; чтение художественного произведений С. Анева «Тропинки по берегу», Сказка про Нерпу (народная, «Рассказ нерпы» Милана Зарубина

Разучивание стихотворений: «Нерпёнок» М. Трофимов, М. Сергеев «Байкал». Изготовление макетов - музейных экспонатов совместно с родителями.

Ход:

Воспитатель: Внимание, внимание! В наше экскурсионное бюро поступили приглашения на экскурсию в нерпинарий!

Ребята, как вы считаете, что такое нерпинарий? (это место, где человек может познакомиться с жизнью и повадками нерпы).

Предлагаю Вам получить приглашения и отправиться в путь (воспитатель раздает приглашения).

По дороге в нерпинарий дети рассматривают иллюстрации с изображением растительного мира Прибайкалья.

В нерпинарии воспитатель обращает внимание, что залы пусты и некому провести экскурсию.

Ребята, а кто проводит экскурсии? (экскурсоводы).

Воспитатель: Каким должен быть экскурсовод? (много знать о нерпе, уметь рассказать о её жизни в природе, повадках, особенностях строения).

Как вы считаете, кто сможет справиться с ролью экскурсовода? (предложения детей).

Воспитатель: Вы все очень много знаете о жизни нерпы, но чтобы было никому не обидно, сегодня мы выберем экскурсоводов при помощи наших пригласительных билетов. (Воспитатель предлагает детям обратить свое внимание на эмблемы, на которых с внутренней стороны нарисованы обозначения, дети делятся на подгруппы; экскурсоводов и экскурсантов).

Воспитатель предлагает детям пройти в первый выставочный зал.

Ребенок экскурсовод начинает свой рассказ об озере Байкал: ( оборудование: иллюстрации озера Байкал, объемный макет озера, картинки с изображением байкальской рыбы).

Чтение стихотворения М. Сергеев «Байкал».

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал.

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он – величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь - до донышка – просвечен,

И весь - до капельки - родной.

Ребенок экскурсовод : Байкал – самое глубокое пресноводное озеро планеты и самое древнее. Вода в озере настолько чистая и прозрачная, что можно увидеть дно. Лето тут прохладней, а зима наоборот мягче. На Бакале постоянно дуют ветра; у каждого ветра есть свое имя: Баргузин, Верховик, Сарма, Култук… Подводный мир озера Байкал богат и разнообразен, здесь живет очень много рыб: хариус, омуль, ленок, щука, налим, голомянка, байкальский бычок, окунь, осетр. Полюбоваться на озероБайкал приезжают туристы из разных уголков планеты, ученые проводят исследования, а еще на Байкале живет уникальное животное - нерпа.

( оборудование: имитация озера Байкал, иллюстрации).

Пройдя во второй зал, экскурсовод начинает свой рассказ о внешнем виде нерпы и особенностях строения ее тела, ( оборудование: фотографии нерпы, игрушки - нерпы, изготовленные руками детей и родителей).

Ребенок экскурсовод : это удивительнейшее млекопитающее, нерпа относится к отряду ластоногих; у нее веретенообразное тело, которое плавно переходит в голову; на морде у нерпы большие, круглые глаза, похожие на бусины, ноздри и рот, на верхних губах находятся волоски – вибриссы. На голове у нерпы расположены ушные раковины; в воде ноздри и ушные отверстия остаются плотно закрытыми.

Конечности нерпы представляют собой ласты – передние и задние, покрытые мехом, между пальцами находятся перепонки, передние ласты вооружены мощными когтями, которые помогают ей проделывать отдушины во льду – продухи, а так же для спасения от хищников.

У нерпы большой слой подкожного жира, он защищает нерпу от потери тепла. Тело самки больше, чем у самца, живет нерпа 55 лет.

Воспитатель: Молодец Оля, ты очень интересно рассказала и описала внешний вид нерпы.

А теперь я предлагаю Анжелике, рассказать детям о повадках нерпы, ее характере и чем она питается в природе ( оборудование: фотогалерея).

Нерпа - это тюлень, она живет в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается медленно, при помощи ласт и хвоста, а когда ей грозит опасность, переходит к скачкам, а в воде она ловкая и быстрая, нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому часто поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Питается нерпа рыбой : любимым лакомством являются байкальский бычок и стеклянная рыбка – голомянка. Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны и для того, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей.

Нерпята питаются молоком матери, оно очень жирное и полезное, ведь в нем много витаминов, поэтому они быстро растут и набирают вес. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама - нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу.

Воспитатель благодарит за рассказ и предлагает детям динамическую паузу.

Динамическая пауза:

А мы к озеру спустились, Дети идут к центру круга.

Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Вновь идут по кругу.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.

Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.

Вышли на берег крутой Идут по кругу, взявшись за руки.

И отправились домой.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами немножко поиграли и я предлагаю вам пройти в кинозал, где мы с вами посмотрим интересный фильм о жизни нерпы в естественных условиях (дети смотрят фильм о нерпе).

Воспитатель: Ребята, вам понравился фильм? (ответы детей).

Может кто – нибудь из вас знает стихотворение о нерпе и расскажет нам его?

Чтение стихотворения «Нерпёнок» М. Трофимов.

В байкальских торосах заснеженных,

В берлоге - норе ледяной

Родился нерпёночек нежный

У нерпы студёной порой.

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком

И нежно его лизала

Шершавым своим языком.

А снег над Байкалом кружился.

Нерпёночек, глядя на мать,

Рыбёшку ловить научился,

В продушину смело нырять.

Воспитатель: ребята, продолжить нашу экскурсию я предлагаю вам в следующем зале, наш экскурсовод расскажет вам о необычном месте, где тоже живут нерпы. ( оборудование: макеты нерпинария).

Рассказ ребенка о нерпинарии.

Нерпинарий находится в Иркутске, на Байкале, он единственный, потому что нерпы живут только в озере Байкал и их нельзя увозить далеко от Родины.

Нерпу очень сложно увидеть в природе из-за ее скрытности и пугливости.

В Иркутском нерпинарии можно полюбоваться на нерп, познакомиться с их характером, поведением, можно увидеть шоу дрессированных нерп.

Дрессированные нерпы умеют петь, танцевать, считать и даже рисовать, картины нарисованные нерпами продают туристам, вырученные деньги передаются исследователям, для изучения этих уникальных животных

В нерпинарии за ними ухаживают люди, следят за их здоровьем, кормят, дрессируют…

В нерпинарий нерпы попадают случайно, большая часть из них была спасена туристами или местными жителями во время зимы. Нерпы часто выходят на поверхность через дыры во льду, но не всегда успевают вернуться в воду до того, как лунка сомкнется по какой либо причине, жители подбирают их и часто отвозят их в нерпинарий.

Воспитатель: Ребята, наши экскурсоводы рассказали нам много интересного и познавательного о жизни нерпы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, а называется она «Что я узнал о нерпе», (дети встают в круг и кидают мяч друг другу, одновременно говоря слова о нерпе : млекопитающее, эндемик, живет в озере Байка, пугливая, осторожная, шустрая, питается рыбой, плавает и ныряет, рождает нерпенка, белек и так далее).

Вот как славно мы с вами поиграли, дети, вам понравилась наша экскурсия, а что вам запомнилось больше всего?

В подарок о нашей встрече, я хочу подарить вам буклеты. А теперь предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и все самое интересное, увиденное вами, изобразить в своих рисунках.

Публикации по теме:

«Математическая игра». Открытое мероприятие со старшими дошкольниками«Математическая игра». Открытое мероприятие со старшими дошкольниками «Математическая игра» Цель: обобщить и закрепить знания по математике в игровой форме. Задачи: Закрепить знание чисел в натуральном.

Использование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольникамиИспользование метода проектов в образовательной деятельности со старшими дошкольниками Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности.

Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные»Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные» С ДЕТЬМИ СВОЕЙ ГРУППЫ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ «ДЕТСКОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО» Были поставлены следующие задачи: 1. Углубить интерес детей к книге.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы. Тема: «Безопасность на дороге» Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашего города быстро возрастает, и будет прогрессировать в дальнейшем.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе «Инструменты» конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе. Тема: «Инструменты». Интеграция образовательных.

Конспект образовательной деятельности со старшими дошкольниками с использованием ИКТ. Тема: «На лесных тропинках». Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) Тема: «На лесных тропинках»Подготовила: воспитатель Гришина Н. А. Возрастная группа:.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в 1 младшей группе по развитию мелкой моторики Тема: «Как мы Мурзика учили». Цель: Активизация познавательной деятельности детей. Развитие мелкой моторики рук у детей. Формирование у.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по теме «Продукты» Интеграция образовательных областей: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» 3.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «По зимним тропинкам» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Посещение православного храма нашего города старшими дошкольникамиПосещение православного храма нашего города старшими дошкольниками Наша страна богата народными традициями и праздниками. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения.

Автор публикации:
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками «Экскурсия в нерпинарий»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 13:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД