Конспект «Семейные традиции»

Светлана Анатольевна Жабина
Конспект «Семейные традиции»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад обще развивающего вида № 323»

Городского округа Самара

РОССИЯ, 443034,г. Самара, проспект Металлургов, 23а (ул. Ставропольская, 163а)

Тел.: (846)931-77-31,факс: (846)954-44-74,e-mail: mdou323@gmail.com

Конспект занятия

«Семейные традиции»

в старшей группе №5

Подготовила педагог:

Жабина С. А.

Самара 2020 год

Цель: формирование представлений о семейных традициях, объединяющих семью.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с некоторыми семейными традициями и обычаями.

2.Обогощать словарь детей словами: оберег, традиция.

3. Воспитывать уважение и пробуждать интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

Ребус, аудиозапись песни «Семья», цветок-ромашка, подкова, уголек, зернышко, монетка, поднос, каравай, рушник,игрушки: кукла, кошка, ванночка, деревянные ложки, колокольчик, фотографии, картинки с изображением традиций, заготовки из картона «оберег – подкова», наборы стразов для украшений.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира».Но вот проблема: они почти ничего не знают о русских традициях. Поможем им?

В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

Воспитатель показывает ребус 7Я

- О каких традициях хотят узнать финские дети? традициях семьи)

- Что такое семья?

Ребенок читает стихотворение о семье:

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно!

Семья- это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим,чтоб про вас говорили:

Какая хорошая эта семья!

М. Лангер

- Как вы думаете, для чего человеку нужна семья? (Ответы детей)

- Правильно, для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга, заботиться о младших и стареньких. А еще для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

- Посмотрите внимательно на картинки. Что на них изображено? (Семья)

- Чем эти семьи отличаются друг от друга? (Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к понятиям «современная семья» и «старинная семья»)

- Почему вы решили, что это современная семья? (Ответы и рассуждения детей)

Почему вы думаете, что эта семья жила в старину? (Ответы и рассуждения детей)

- Давайте поиграем. Игра «Ромашка». Вспомним пословицы о семье.

Ребенок выбирает лепесток. На лепестках ромашки написано начало пословицы, дети говорят окончание пословицы.

Пословицы:

Семья в куче – не страшна и туча.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Когда семья вместе – и сердце на месте.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дети не в тягость, а в радость.

Нет для человека добрее отца с матерью.

А еще говорят «Хорошая семья - традициями крепка»

- Ребята, как вы думаете, что такое традиции? (Ответы детей)

Традиции – это то, что пришло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (мам, пап, дедушек, бабушек и прабабушек)

Традиции – это принятые в семье правила,которые соблюдают все члены семьи: и взрослые, и дети. Например, традиция встречать вместе Новый год, изготавливать на 8 марта своими руками поздравительные открытки, летом ездить на море, традиция семейного чтения и т. д.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Ответы детей)

Игра «Какая моя семья». Дети стоят в кругу, передают друг другу предмет (колокольчик) и называют прилагательное о своей семье (дружная, трудолюбивая, веселая, большая, многодетная, крепкая, заботливая, гостеприимная, спортивная и т. д.)

- Ребята, давайте подойдем к столу и посмотрим на предметы. Что вы видите? Каждый предмет связан с какой-либо традицией.

- Кто знает традицию, связанную с каким-либо из этих предметов? (Ответы детей.

Ребенок: - Традиция встречать гостей хлебом- солью. Раньше дорогих гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая свое уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей и гостей.

- Кто еще знает и расскажет о какой-нибудь традиции?

Ребенок берет игрушку- кошку и рассказывает: - Была такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой запускали кошку. Люди верили, что кошка оберегает и защищает дом.

Воспитатель: - Я хочу познакомить вас с еще одной старинной русской традицией. Показывает картинку с изображением ребенка. Догодались с кем связана эта традиция?

- Правильно. С купанием ребенка.

Когда ребенка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголек, зернышко и монетку. Опуская предметы в воду,приговаривали: уголек- пусть всегда будет в доме тепло, зерно- будь всегда сыт, монета- будь всегда богат.

- Предлагаю вам, ребята, опустить предметы в воду, приговаривая.

- Молодцы, запомнили эту старинную традицию.

Осталась последняя картинка. Думаю, эту традицию вы узнаете сразу. (Ответ детей)

- Праздников на Руси проводилось много. Что делали на праздниках? (Ответы детей)

Проводится русская народная игра «Водяной»: По считалке выбирают водящего - водяного. Он сидит на корточках с закрытыми глазами в центре круга.Дети идут по кругу со словами: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой. Выгляни на чуточку, на одну минуточку. Водяной встает с закрытыми глазами, подходит к ребенку напротив и на ощупь угадывает кто это.

- А еще на праздниках пели песни, частушки, играли на музыкальных инструментах.

Дети берут ложки,колокольчики и поют частушки о семье:

1. Мы частушек много знаем-

И хороших и плохих и плохих,

Хорошо тому послушать, кто не знает ни каких. Алиса

2. Мама с папой и братишка-

Вот она моя родня!

Ох спасибо, дорогие,

Что вы есть все у меня! Алеша

3. Кто в семье послушный самый,

Нам скажите прямо.

Ну, конечно, вам ответим,

Это наша мама! Полина

4. Мама смотрит так сердито

Ведь я ем без аппетита.

Будто вот от этой каши

Все зависит счастье наше! Егор

5. Мне «нельзя» сказала мама

Нынче ровно тыщу раз

Об отмене злого слова

Надо выпустить указ! Андрей

6. Как же ты сегодня, дочка,

Утром умывалась?

Щетка, мыло, полотенце-

Все сухим осталось! Алиса

7. Ох, сегодня в 6 часов

У родичей собрание

Приложить подушку надо

К месту наказания! Степа

8. Сапоги ты дай мне мама,

Я на улицу пойду.

Сухо там и нету грязи.

Ох, не бойся, я найду! Лиза Л

9. У частушек есть начало,

У частушек есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем молодец! Виорика

- Молодцы! Веселые частушки спели и сыграли от души.

- Ребята, раньше в каждом доме был оберег. Оберег- это то, что оберегает человека. Оберег бывает в виде подковы. Считается, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. И сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает детям и гостям украсить оберег- подкову. Дети берут заготовки из картона подковы и украшают их стразами.

- Молодцы, ребята, вы очень красиво украсили обереги на счастье в свой дом.

Итог:

- Какая традиция вам больше всего запомнилась? О каких традициях напишем финским детям? (Ответы детей)

- Эту подкову мы отправим в Финляндию в подарок финским детям. А вы свои подковы- обереги повесьте дома над входной дверью, чтобы в ваших семьях было счастье и добро.

- И помните,ребята: «Хорошая семья- традициями крепка».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Семья и семейные традиции»Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.

Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество»Фотоотчет «Семейные традиции на Рождество» В нашей семье очень любят этот чудесный праздник - День рождения Иисуса Христа! и мы все всегда с трепетом и радостью ждем эти замечательные.

Фотозарисовки «Подготовка к Рождеству Христову. Мои семейные традиции»Фотозарисовки «Подготовка к Рождеству Христову. Мои семейные традиции» Что я помню из детства? Голос мамы,что песню мне пел. Этот голос запал в моё сердце И в минуты отчаянья грел. В доме пахло всегда пирогами,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект «Семейные традиции»
Опубликовано: 21 января 2021 в 00:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в...
Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Повышение своего...
Аппликация «Весёлый кот» ко Дню кошек в России» — фотоотчёт о тематическом дне
В России День кошки отмечается 1 марта. Это неофициальный, стихийно сложившийся праздник и его справляют хозяева и любители этих животных. В 2021 году он...
Сценарий утренника на 8 марта в средней группе «Цветик — семицветик»
Цветик - семицветик» Утренник на 8 марта в средней группе №1 «Колокольчики» ( мальчики выходят, девочки остаются за дверью) Вед: Вновь опять...