Кравцова Татьяна Юрьевна
Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей»
Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды : каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце, занимает место за столом в соответствии со схемой слова. Семинар-практикум проводится в виде конкурсов. Каждый конкурс оценивается от 1 до 3-х баллов.
Актуальность темы семинара – практикума :
Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Темочки
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
1-й блок: «Развитие артикуляции и мелкой моторики руки» :
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут, сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.
Конкурс «Знание органов артикуляции» :
вопросы по очереди задаются командам
- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык) Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).
- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).
Конкурс «Знание артикуляционных упражнений» :
команды получают картинки к артикуляционным упражнениям.
Члены команды должны:
- назвать артикуляционные упражнения по картинкам;
- подобрать 2 артикуляционных упражнения и объяснить их выполнение для детей определённого возраста (по командам – для детей млад. гр., сред. гр. и подготовит. гр.);
- выбрать из предложенного списка оптимальные формы проведения артикуляционной гимнастики для детей разного возраста (младший, средний и старший) – в контексте сказки, по образцу, по картинкам, с использованием игрушек, по названиям, под счёт.
«Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.
Конкурс «1,2,3 – упражнения подбери» :
«Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки определённой группы».
Командам раздаётся описание положения органов артикуляции для свистящих звуков, шипящих и сонорных. Члены команды должны подобрать комплекс артикуляционных упражнений для определённой группы звуков;
Свистящие –
Шипящие –
Сонорные (р, рь) –
Конкурс «Знание упражнений пальчиковой гимнастики» :
Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) для детей определённого возраста;
2-й блок: «Развитие фонематического слуха и восприятия» :
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Игротека для воспитателей: педагог предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.
1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, педагог бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.
2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (зонт, мох, первые игроки передают мяч вторым игрокам и т. д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);
Конкурс «Придумайте рифму к слову» :
На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители 3-х команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам.
Конкурс «Физ. минутка – средство развития
фонематического слуха» :
Члены команды должны придумать физ. минутку в сочетании с приёмами развития фонематического слуха (на выделение заданного звука из состава слов; на дифференциацию звуков; на определение позиции заданного звука в слове).
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Конкурс скороговорок:
- Команды получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно).
- Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов за все конкурсы.