МААМ-картинки

Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей»

Кравцова Татьяна Юрьевна
Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей»

Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды : каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце, занимает место за столом в соответствии со схемой слова. Семинар-практикум проводится в виде конкурсов. Каждый конкурс оценивается от 1 до 3-х баллов.

Актуальность темы семинара – практикума :

Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования „Развиваем речь детей“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

1-й блок: «Развитие артикуляции и мелкой моторики руки» :

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем, постепенно темп упражнений увеличивается.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут, сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе.

Конкурс «Знание органов артикуляции» :

вопросы по очереди задаются командам

- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык) Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края).

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).

Конкурс «Знание артикуляционных упражнений» :

команды получают картинки к артикуляционным упражнениям.

Члены команды должны:

- назвать артикуляционные упражнения по картинкам;

- подобрать 2 артикуляционных упражнения и объяснить их выполнение для детей определённого возраста (по командам – для детей млад. гр., сред. гр. и подготовит. гр.);

- выбрать из предложенного списка оптимальные формы проведения артикуляционной гимнастики для детей разного возраста (младший, средний и старший) – в контексте сказки, по образцу, по картинкам, с использованием игрушек, по названиям, под счёт.

«Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.

В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.

Конкурс «1,2,3 – упражнения подбери» :

«Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки определённой группы».

Командам раздаётся описание положения органов артикуляции для свистящих звуков, шипящих и сонорных. Члены команды должны подобрать комплекс артикуляционных упражнений для определённой группы звуков;

Свистящие –

Шипящие –

Сонорные (р, рь)

Конкурс «Знание упражнений пальчиковой гимнастики» :

Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) для детей определённого возраста;

2-й блок: «Развитие фонематического слуха и восприятия» :

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Игротека для воспитателей: педагог предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.

1. По типу «Съедобное – несъедобное» - педагоги встают в круг, педагог бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.

2. «Звуковая эстафета» - педагоги делятся на 2 команды. Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (зонт, мох, первые игроки передают мяч вторым игрокам и т. д. и называют слова на последний звук предыдущего слова («Цепочка»);

Конкурс «Придумайте рифму к слову» :

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представители 3-х команд выходят к мольберту, по очереди переворачивают и называют картинки, а члены команды подбирают рифмы к этим словам.

Конкурс «Физ. минутка – средство развития

фонематического слуха» :

Члены команды должны придумать физ. минутку в сочетании с приёмами развития фонематического слуха (на выделение заданного звука из состава слов; на дифференциацию звуков; на определение позиции заданного звука в слове).

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

Конкурс скороговорок:

- Команды получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно).

- Команды по очереди называют скороговорки, кто больше.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов за все конкурсы.

Публикации по теме:

«Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Мастер-класс по развитию звуковой культуры речи Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Слайд.

Развиваем речь детей дошкольного возраста. Лэпбук «Овощи»Развиваем речь детей дошкольного возраста. Лэпбук «Овощи» Дидактическое пособие - ЛЭПБУК "ОВОЩИ" Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук по теме "овощи". Развитие речи детей дошкольного.

Фотоотчет о проведении городского семинара-практикумаФотоотчет о проведении городского семинара-практикума С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по созданию условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ, детей.

Фотоотчет о проведении семинара-практикума для педагогов ДОУФотоотчет о проведении семинара-практикума для педагогов ДОУ На основании приказа № 55 от 18.03.2019 г, в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2018 - 2019 учебный год, в целях создания условий.

Фотоотчет о проведении семинара-практикума для родителей с детьми «Здоровье детей в ваших руках»Фотоотчет о проведении семинара-практикума для родителей с детьми «Здоровье детей в ваших руках» 19 февраля 20 9 года в детском саду прошел семинар -практикум для родителей с детьми "Здоровье детей в ваших руках" Задачи: 1. Формировать.

Конспект проведения семинара-практикума с родителями «Играем вместе с детьми» (старшая группа) Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей. Задачи:.

Конспект семинара-практикума «Организация работы с одарёнными детьми» Семинар – практикум «Организация работы с одаренными детьми» Цель: ознакомление участников семинара с методами выявления и развития одаренных.

Конспект семинара-практикума с родителями «Играем вместе» (старшая группа) Конспект проведения семинара-практикума с родителями «Играем вместе с детьми» (старшая группа) Цель: дать родителям знания о значении игры.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Развиваем пальчики — развиваем речь» Консультация для родителей дошкольного возраста «Развиваем пальчики – развиваем речь» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое.

Мастер-класс для педагогов «Играя развиваем речь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 53 «РОСТОЧЕК» Мастер – класс для воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей»
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 13:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей»» (включая файлы) размещена пользователем Кравцова Татьяна Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД