Светлана Жданова
Конспект семинара-практикума для родителей «Самооценка — важный фактор успешной жизненной позиции»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самооценка - важный фактор успешной жизненной позиции»
Задачи:
объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;
сформировать у родителей установку на бережное отношение к личности ребенка;
предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемных ситуаций;
продолжить обучение общению в группе;
создать психологически благоприятный настрой для родителей.
Форма проведения:
семинар-практикум.
Принцип проведения:
сотрудничество.
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей „Самооценка — важный фактор успешной жизненной позиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Ход семинара-практикума :
- Уважаемые родители, я очень рада приветствовать васна нашем семинаре-практикуме.
- Чтобы определить тему сегодняшнего семинара, я предлагаю послушать стихотворение (ребенок рассказывает стихотворение).
- Папа вазу опрокинул. Кто его накажет?
«Это к счастью, Это к счастью!» -
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
«Ты разиня, Ты растяпа» -
Скажет мне семья.
- Как вы думаете, как будет называться тема нашей сегодняшней встречи? Какая главная мысль, которую хотел донести нам ребенок? (Родители высказываются.)
- Наша цель сегодня – пригласить вас к размышлению о том, как родители влияют на воспитание своего ребенка и оценить последствия этого влияния. Поэтому тема семинара называется :
«Самооценка - важный фактор
успешной жизненной позиции».
- Любая оценка – это некий стандарт, который мы навязываем другому человеку. И наши ожидания определяются культурными стереотипами, которые складывались на протяжении длительного периода времени, то есть у нас есть определенные представления о том, как должен вести себя человек в разных типичных обстоятельствах. А так как каждый родитель любит своего ребенка, то это значит, что он обязательно должен быть хорошим. Наши ожидания могут быть чрезмерными, хотя им мало кто может соответствовать в реальности. Поэтому расхождения между требованиями родителей и индивидуальностью ребенка приводят к конфликтам, а позже - и к деформации самооценки.
Мини-эксперимент на определение уровня самооценки
- Что же такое самооценка? Давайте попробуем сформулировать определение этому понятию. (Родители высказываются.)
- Согласитесь, что самооценка ребенка тесно связана с наказанием и поощре-нием. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. А наказание – это отрицательная оценка его поведения в случае нарушения им норм нравственности.
- Существует 3 принципа реагирования на поступки ребенка, и я хочу вас сегодня с ними познакомить.
- Для того, чтобы раскрыть 1 принцип, давайте поиграем.
Игра «Круг»
- Вам нужно распределиться по парам. Один человек из пары садится на стул, а второй встает сзади. Те родители, которые стоят, будут по очереди высказывать негативные установки партнеру своей пары.
1. И в кого ты только такой уродился?
2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки!
3. Растяпа! О чем ты только думаешь!
4. У всех дети, как дети, а ты…
5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь!
6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут?
7. Сколько раз тебе можно повторять?
8. Грязнуля, ты что по земле катался?
- Теперь хочется спросить у тех родителей, которые выслушивали негатив-ные высказывания, что вы почувствовали, какие ощущения испытывали (Родители высказываются : было очень неприятно слушать, мне хотелось выйти, закрыть уши, я чуть от стыда не сгорела, я вообще не стала слушать, хотелось убежать, мне хотелось втянуть голову в плечи, вызвало злость, обиду, чувство стыда).
- Точно такие же ощущения возникают и у наших детей. А зачастую бывает так, что им приходится слышать это и не один раз в течение дня.
- Поэтому 1 принцип реагирования на поступки детей гласит: «Говорить нужно о ситуации, а не о личности».
- Как вы думаете, говоря о ситуации, нужно ли скрывать свои чувства от ре-бенка? Нужно ли скрывать от ребенка свою досаду, притворяться спокой- ным? Возможно ли взаимопонимание без искренности? (Родители высказы-ваются.)
Игра «Бантики»
- Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать себе бантик: красный или синий (родители выбирают себе бантик).
- Те родители, которые выбрали красные бантики, придумывают хороший поступок ребенка (сам собрал игрушки, заправил постель после сна, не изма-рался на прогулке, помогал накрывать на стол, принес по просьбе взрослого какой-либо предмет, сам сходил на горшок, аккуратно рисовал, лепил, не замарав стол, помог одеться другому ребенку)то есть то, за что его можно похвалить и записывают его на красном листочке.
- А те, кто выбрал синий бантик, придумывают плохие поступки, за которые чаще всего детей наказывают, ругают (разбил кружку, порвал книгу, стукнул другого ребенка, укусил другого ребенка, отобрал игрушку, показал язык, разбросал игрушки, обзывался) и записывают на синих листочках. По очере-ди вешаем бантики с листочками на дерево и озвучиваем хорошие и плохие поступки. У нас получилось дерево хороших и плохих поступков, и бантики на нем разных цветов. Несмотря на это, и на хорошие и на плохие поступки ребенка, действует единый принцип общения (2 принцип). Он звучит так:
«Для того, чтобы выразить свои чувства и не унизить достоинство вашего ребенка, используйте Я-сообщения. Они не унизят достоинство ребенка».
- То есть реакция и на хороший и на плохой поступок ребенка должна начи-наться с местоимения Я, например, я очень огорчена, ведь эта кружка была мне так дорога, потому что подарила ее твоя бабушка.
- Давайте теперь каждый попробует выразить свои чувства на придуманные вами ситуации с помощью Я-сообщений. (Родители высказываются.)
- Мы переходим к 3 принципуправильного реагирования на поступки детей. И сейчас я предлагаю вспомнить те негативные высказывания, которые вы говорили своему партнеру в паре (1 принцип) и подобрать к ним позитивные.
1. И в кого ты только такой уродился? - Не знаю, что бы я без тебя делала!
2. Лентяй! Опять разбросал все игрушки! - Давай устроим соревнование, кто быстрее соберет и расставит все игрушки на свои места.
3. Растяпа! О чем ты только думаешь! - Ты очень способный, у тебя все полу-чится!
4. У всех дети, как дети, а ты… Ты моя опора и помощник.
5. Меня вообще не интересует, что ты хочешь! Иди ко мне, давай вместе разберемся в этом вопросе.
6. Руки-крюки, откуда только они у тебя растут? Я тебе обязательно помогу, не переживай!
7. Сколько раз тебе можно повторять? А ты, как считаешь, сынок (дочка?
8. Грязнуля, ты что по земле катался? Ничего страшного, у нас ведь есть стиральная машинка.
- Итак, формулируем3 принцип:
«Хвалить следует поступки, а не характер».
- Реагировать на хорошие и плохие поступки мы научились, теперь, перейдем непосредственно к искусству наказания и поощрения.
Просмотр презентации «Наказание и поощрение»
- Теперь пришло время перейти к домашнему заданию.
Упражнение «Растение»
Задание было следующим: нужно было изобразить своего ребенка в образе растения. Я попрошу вас показать свои работы и рассказать о растении, которое вы изобразили. ( В конце рассказа воспитатель задает вопрос: какое отношение это растение имеет к вашему ребенку) (Родители высказываются.)
В каждом рассказе прозвучали сравнения внешних признаков растения с чертами характера вашего ребенка. Все дети разные, но их можно объединить по 4 основным типам темперамента. Каждый из вас с помощью теста ответил на ряд вопросов. Скажите, у кого какое количество баллов получилось, чтобы определить к какому типу темперамента относится ваш ребенок. (Родители озвучивают баллы, воспитатель обобщает, к какому типу относится ребенок.)
Мы не случайно провели этот тест. Ведь тип темперамента ребенка даст нам возможность понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что может помешать.
И сейчас хочется дать рекомендации, как реагировать на поступки и действия ребенка в зависимости от его типа темперамента.
Тест «Каков мой ребенок?»
№ Вопрос Варианты ответа
1. Быстро ли ваш ребенок привыкает к незнакомым людям? Быстро ли находит общий язык с ними? а) быстро находит общий язык, быстро привыкает;
б) долго привыкает к незнакомым людям;
в) трудно сказать однозначно.
2. Легко ли ребенок переходит от одной деятельности к другой или ему необходимо некоторое время, чтобы перестроиться? а) легко переходит от одной деятельности к другой;
б) при переходе от одной деятельности к другой перестраивается долго и с трудом;
в) трудно сказать.
3. Насколько сильны эмоции вашего ребенка? а) почти невероятно, чтобы он расстроился;
б) эмоциональный фон нестабилен;
в) иногда он плачет из-за пустяка, а иногда воспринимает все спокойно.
4. Какой темп реакций обычно у вашего ребенка? а) любит делать все медленно, неторопливо;
б) всегда торопится, делает все быстро;
в) всегда разный.
5. Ваш ребенок всегда занят, в движении или он тих и спокоен? а) подолгу сидит и тихо играет;
б) всегда в движении, даже когда сидит;
в) всегда разный.
6. Какое настроение преобладает у него? а) преобладает хорошее;
б) часто меняется;
в) чаще бывает задумчивым и грустным.
7. Какие игры предпочитает ваш ребенок? а) предпочитает шумные, подвижные;
б) подвижные с элементами спорта, часто конфликтует со сверстниками;
в) предпочитает спокойные, не конфликтует;
г) предпочитает играть один.
За каждое совпадение – 1 балл.
Тип темперамента 1 2 3 4 5 6 7 Всего
Сангвиник а а б в б а а
Флегматик б б а в а б в
Холерик а а в б б б б
Меланхолик б б а а а в г
Подведение итогов:
- Если ваш ребенок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален. Не всегда доводит начатое дело до конца, то он – сангвиник.
Если ваш ребенок – сангвиник:
• постоянно поддерживайте и одобряйте ребенка, не захваливая его;
• учитывайте его интересы в порученном деле;
• ставьте конкретную цель перед любой деятельностью;
• по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений.
Если ваш ребенок инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен, он – флегматик.
Если ваш ребенок – флегматик:
• старайтесь демонстрировать результаты его достижений;
• поддерживайте любые начинания ребенка, проявление его инициативы;
• будьте рядом с ребенком тогда, когда ему понадобится ваша помощь;
• используйте положительные методы воздействия.
Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий, то он – холерик.
Если ваш ребенок – холерик:
• разговаривайте с ним спокойным, ровным тоном;
• ставьте перед ним конкретную задачу;
• демонстрируйте ребенку возможный вариант результатов его деятельности;
• положительно оценивайте его деятельность.
Если ваш ребенок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален, он – меланхолик.
Если ваш ребенок – меланхолик:
• поощряйте его в процессе самой деятельности одобрениями;
• создавайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
• как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка;
• реально оценивайте вклад его действий в общее дело.
- Сейчас я бы хотела заострить внимание на очень важном моменте, который многие родители упускают. Однако это очень влияет на формирование самооценки ребенка. Объясню о чем я.
- Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка.
- Часто ли ребенок раскрывается Вам, когда рассказывает о себе, своих друзьях, проблемах? За словами всегда кроются чувства. Понять ребенка - значит понять чего он хочет, что его беспокоит. Именно на эти чувства каждый ребенок ожидает отклика в первую очередь.
В заключение семинара родителям вручаются памятки или буклеты по теме встречи.