Папки-передвижки

Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР»

Екатерина Костарнова
Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР»

Конспект семинара-практикума для родителей «Экологическое воспитание детей с ЗПР»

Цель: помочь родителям осознать важность экологического воспитания в развитии детей с ЗПР.

Задачи:

- представить родителям важную роль экологического воспитания для развития детей с ЗПР

- познакомить родителей с формами работы по экологическому воспитанию детей с ЗПР

Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе „Экологическое воспитание детей с ЗПР“» размещена в разделах

- вовлечь родителей в образовательный процесс через практическую деятельность

Предварительная работа:

- подборка литературы по теме «Экологическое воспитание детей с ЗПР»

- создание презентации «Экологическое воспитание в детском саду»

- анкетирование родителей по теме «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

- изготовление памяток для родителей

Материал и оборудование: экран и мультимедийный проектор, «волшебный мешочек», картинки с изображением птиц и животных, пластиковые стаканчики с водой, соком, молоком; цветная бумага, лист бумаги с веточкой рябины.

Ход семинара-практикума

1. Вводная часть. Слышатся звуки природы.

Воспитатель : - Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашем собрании. Я надеюсь, что вы станете активными его участниками. Перед началом собрания нам необходимо познакомится. Для этого я предлагаю игру «Снежный ком». Первый называет свое имя так, как он хотел бы, чтобы к нему обращались остальные участники. Второй повторяет имя первого и называет себя, третий повторяет всех предыдущих, добавляет свое имя и так далее.

Итак, уважаемые родители, мы с вами познакомились.

2. Основная часть. Перед началом собрания я провела анкетирование среди вас. В результате него выяснилось, что многие родители имеют недостаточно информации по данному вопросу. Поэтому я посчитала необходимым провести семинар-практикум и рассказать о важной роли экологического воспитания в развитии детей с ЗПР.

Вначале я бы хотела провести небольшую разминку, чтобы активизировать ваше внимание. Сейчас я задам вам несколько несложных вопросов.

1. Сок какого дерева сладкий (береза, клен)

2. У каких деревьев осенью листья красные (рябина, клен)

3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы-белые и шампиньоны)

4. Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)

5. Из какого дерева делают спички (осина) \

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Ребенок все больше времени проводит за компьютером. Но никакой даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побежать по траве, обнять дерево.

Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам должно воспитываться с раннего возраста в семье и ДОУ.

Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать полезную и интересную деятельность детей. В ходе деятельности по экологическому воспитанию у детей формируются знания о временах года, их последовательности, характерных признаках. Дети знакомятся с трудом людей в разные времена года, расширяется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, развивается познавательный интерес к природе. Дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе; учатся сравнивать и обобщать результаты наблюдений; у детей развивается внимание, восприятие, память. Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. В процессе экологического воспитания происходит нравственное, речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

А как же приобщить ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

Как Вы думаете, уважаемые родители? Как Вы сами развиваете у своих детей познавательный интерес к природе? (ответы родителей)

Сейчас мы поговорим об этом более подробно.

Какова же работа по экологическому воспитанию в детском саду?

Слайд 1»Название презентации»

Слайд 2. «Формы работы по экологическому воспитанию в ДОУ»

Слайд 3. «Экологические центры» Первым и важным условием реализации системы экологического образования детей является создание развивающей среды. Это, прежде всего, уголок природы в группе, правильная организация и оборудование, которое позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематических наблюдений за объектами природы экспериментированию с природными материалами.

В уголке природы размещаются комнатные растения, макеты, коллекции, календари и сезонные посадки.

Слайд 4»Экологические пространства на территории ДОУ»

К «зеленому окружению» относится и территория детского сада, детские площадки, зеленые насаждения, цветочные клумбы, грядки. Во время прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает.

Слайд 5 «Организованная образовательная деятельность» Ознакомление детей с природой осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности. Экологические занятия в группе часто переплетены с изучением лексической темы, поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них.

Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям истории, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, память, восприятие, формируются графические навыки.

В течение каждого занятия предусматривается время для снятия умственного и физического напряжения. Это могут быть динамические упражнения с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика» с экологическим содержанием. Вследствие этого у детей формируется умение конструктивно выражать эмоции, эмоциональная регуляция и естественная коммуникация.

Сейчас, уважаемые родители, мы с вами проведем несколько пальчиковых гимнастик.

1. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет наберем (шагают по столу)

2. «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянутся)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо. влево)

Солнце утором лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружится)

Слайд 6 «Игры как средство экологического воспитания»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Вы дома вместе с детьми можете проводить такие игры с экологическим содержанием.

1. «Слепая гусеница» Дети воспринимают природу через звуки, прикосновения. Завяжите ребенку глаза, предлагайте понюхать (цветы, листья от дерева, потрогать (камень, воду, любое растение, попробовать (фрукты, ягоды, овощи) и пусть он угадает, что это. (Проведение игры с родителями)

В дидактической игре дети учатся вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Для детей с особенностями речевого развития незаменимы игры, развивающие компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи). Этому способствуют такие игры как: «Чего не хватает?», «Четвертый лишний» «Назови ласково», «Узнай по описанию», «В лесу или в огороде», «Загадай фрукт»

Сейчас мы свами поиграем в одну из этих игр. Проведение игры «Чего не хватает»

Целью настольно-печатных игр является уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов (лото, домино, разрезные картинки).

Для реализации двигательной активности используются подвижные игры. Они знакомят детей с повадками животных. Это такие игры как: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Перелет птиц», «Вершки и корешки», «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик». Выйдя с ребенком на прогулку вы можете проводить с детьми эти игры.

Сюжетно-ролевые игры вызывают у детей эмоциональный отклик, оказывают влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Это такие игры как: «Зоопарк», «Ферма», «Овощной магазин», «Мы в деревне».

В играх-имитациях с помощью мимики и жестов дети передают характерные движения, повадки животных. Это такие игры: «Цапля», «Лягушки», «Ты-маленькое деревце». «Кто как делает?».

Давайте мы с вами проведем игру «Кто как делает?» Один взрослый показывает характерные движения животного, а другие отгадывают, кто это. Проведение игры.

Слайд 7. «Экскурсии»

Экскурсии являются важной формой знакомства детей с природой, так как она обладает большими коррекционно-развивающими возможностями. Они позволяют создать положительный эмоциональный настрой, повысить работоспособность, активизировать мышление. Они дают возможность закрепить знания о свойствах объекта, сенсорных эталонах. В нашем детском саду так же широко используются экскурсии в природу. Мы проводим с детьми экскурсии по городу, в ходе которых дети наблюдают изменения природных объектов в городской среде в разное время года; организуем экскурсии в городской парк, к водоемам.

Слайд 8. «Опытно-экспериментальная деятельность»

Еще одним средством экологического воспитания является экспериментирование. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными. Достоинством этого метода является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется речь. Оказывается положительное влияние на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья из-за повышения общего уровня двигательной активности. А это так необходимо для детей с особенностями развития. Мы с детьми проводим элементарные опыты с водой. Для них это самое загадочное вещество.

Опыты с водой разнообразны, например: «Разноцветная вода», «Горячая-холодная», «Бесцветная вода».

Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые вы можете опробовать со своими детьми. Проведение опытов с родителями : «Угадай, где вода»

«Цвет воды»

«Вкус воды»

Слайд 9. «Наблюдения»

Методом познания природы является наблюдение. Наблюдение требует от ребенка устойчивого внимания и включает в работу восприятие, мышление и речь. В процессе кратковременных наблюдений, дети учатся различать форму, цвет, величину, а при ознакомлении с животными-характер движения, издаваемые звуки. При длительном наблюдении дети знакомятся с ростом и развитием растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Наблюдения заставляют ребенка думать, анализировать, повышается уровень умственной активности. Уважаемые родители, чаще наблюдайте с детьми за объектами природы: деревьями, цветущими растениями, повадками птиц и животных на улице и дома.

Слайд 10 «Трудовая деятельность в природе»

Трудовая деятельность - неотъемлемая часть экологического воспитания. Дети с удовольствием ухаживают за растениями в уголке природы, протирают пыль с листьев, рыхлят почву, протирают поддоны из-под горшков. Во время прогулок дети с удовольствием убирают листву с участка, убирают сухие цветы с клумбы; летом ведутся работы в огороде, на грядках. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда, закрепляют трудовые навыки необходимые для дальнейшей социально-профессиональной адаптации.

Слайд 11. «Изобразительная деятельность в природе»

Природа всегда служила содержанием детского изобразительного творчества. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы. С детьми мы выполняем различные поделки из природного материала шишек, листьев, ягод. Это способствует развитию моторики рук, фантазии, композиционных умений. Старайтесь как можно чаще с детьми изготавливать различные поделки, рисовать, лепить на экологическую тему. В них ваш ребенок отразит впечатления от увиденного.

Сейчас мы вместе с вами изготовим поделку «Веточка рябины» техникой мятой бумаги. Изготовление поделки с родителями.

Слайд 12. «Природоохранные акции, праздники и развлечения»

Природоохранные акции, праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся планировать свою деятельность по оказанию помощи животным и сохранению воздуха чистым. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности, развивают такие качества как; ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность. Праздники положительно влияют на развитие эмоциональной сферы.

Заключительная часть

На это наш семинар подошел к концу. Я надеюсь, что вы узнали много нового для себя и своих детей и будете применять этот материал. Вопросы родителей по теме семинара.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении семинара-практикума «Культурные практики в ДОО»Фотоотчет о проведении семинара-практикума «Культурные практики в ДОО» В нашем детском саду прошел семинар-практикум на тему "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОО" Целью данного мероприятия было приобщение детей к национальным.

Конспект родительского семинара-практикума «Стили семейного воспитания» Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно.

Конспект семинара-практикума для родителей «Красивые ножки бегут по дорожке» Семинар-практикум для родителей «Красивые ножки бегут по дорожке» Вступительное слово Здравствуйте, уважаемые родители! Казалось бы, обычное.

Конспект семинара-практикума для родителей «Патриотическое воспитание детей» Цель: повысить знания родителей по патриотическому воспитанию детей, о методах патриотического воспитания родителей совместно с воспитателями;.

Конспект семинара-практикума по рисованию для родителей совместно с детьми средней группы «Осенний город»Конспект семинара-практикума по рисованию для родителей совместно с детьми средней группы «Осенний город» Тема: «Осенний город» Цель: Взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного творческого развития ребёнка Задачи: 1) Познакомить.

Конспект семинара-практикума для родителей «Умеете ли вы общаться с вашими детьми» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение» Детский сад № 10 городского округа город Нововоронеж Семинар – практикум.

Конспект семинара-практикума «Конструируем с детьми: техническое конструирование» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей» Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии.

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Елочки из детских ладошек»Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Елочки из детских ладошек» Раздел ФГОС ДО: Сотрудничество с семьями воспитанников. Воспитатель: Позднякова Наталья Константиновна, МБДОУ «Детский сад «Искорка» Возрастная.

План-конспект семинара-практикума для педагогов тема: «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» Цель: Познакомить коллег с нетрадиционными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР»
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 17:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД