Надежда Мамедова
Конспект составления описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.
Задачи.
- Активизация словаря.
- Учить детей более точно характеризовать объект.
- Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
- Воспитывать интерес детей к произведениям искусства.
Оборудование: портрет И. И. Левитана, репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись П. И. Чайковского «Апрель», А. Вивальди «Времена года».
Публикация «Конспект составления описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Весна, Большая вода“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И.И., художник
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, прослушивание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.
Ход:
1. Организационный момент
Ребята, кто знает как называется место, где находится много картин, которые висят на стенах. (Выставочный зал, галерея, выставка картин) Вы хотели бы туда отправиться?
Открывается занавес – дети попадают в выставочный зал, где стоят мольберты с картинами. Давайте внимательно посмотрим на эти картины.
Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (дети рассматривают картины).
Ребята, как называются картины на которых нарисована природа? (пейзаж)
Ребенок читает стихотворение
Если видишь на картине, нарисована река.
Или ель иль синий иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – пейзаж.
Сегодня мы с вами познакомимся с художником Исааком Ильичом Левитаном и его творчеством. (показ портрета на экране)
Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные берёзки, реки, небо. Сейчас вы попробуете отгадать как называется картина которую написал Левитан (показ картины на экране). Но прежде, я предлагаю отгадать вам загадку, которая поможет вам дать название картине.
Ребенок загадывает загадку
1. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (весна)
-Посмотрите на картину, которую нарисовал И. И. Левитан. Как же можно назвать его картину? «Весна. Большая вода». У этой картины два названия. Первое вы уже отгадали. Что еще вы видите на картине?
Дети предлагают варианты названий картины.
-Называется она «Весна. Большая вода».
-Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П. И. Чайковского «Апрель».
Дети рассматривают картину под сопровождение пьесы П. И. Чайковского «Апрель» и чтение логопеда отрывка из стихотворения Н. Рыленкова.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Беседа по картине.
- Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан.)
- Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)
- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Что можно сказать о небе? (небо серое, облачное. По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).
- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)
- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую сосну).
- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.
- Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).
- Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева, называется челнок.
- Как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его унесло течением).
- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).
- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).
- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).
-Ребята, посмотрите как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его понюхаем!
Дыхательная гимнастика.
- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети идут по кругу)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (дети машут руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки расцветают. (встают на носочки)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай о чем говорю»
- Белоствольная, стройная, высокая (береза)
Вика, повтори какая береза? ….)
-Низкое, серое, облачное (небо)
-Высокая, старая, корявая (сосна)
-Маленькая, деревянная, старая (лодка)
-Песчаный, затопленный (берег)
Следующая игра «Называй – ка»
Назовите только то, на картине, про что можно сказать:
«высокая» (ий- ое) береза, сосна.
«голубое» -небо, вода.
«старая» -сосна, лодка.
«маленьний» домики, лодка.
Сейчас мы постараемся все вместе составить рассказ по этой замечательной картине. (используя план-схему).
- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)
- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)
- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)
Один ребенок начинает рассказ. Другой продолжает…. Следующий заканчивает.
А сейчас послушайте мой рассказ.
Пример логопеда.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая сосна. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».
Кто желает по этой картине составить рассказ?
Составление рассказа ребенком.
3. Итог.
- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно защищать и охранять все живое.)
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.
Чтобы вы не забывали об этом, я хочу подарить вам медальки, чтобы они вам напоминали, что нужно охранять все живое: цветы и деревья, животных, птиц, и насекомых.