Папки-передвижки

Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы «Мир камня» (познавательное развитие)

Громова Алена Валериевна
Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы «Мир камня» (познавательное развитие)

Задачи: Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням); Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; Учить в проблемной ситуации находить правильное решение; Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память; Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.) Доказать свойства камней экспериментальным путём; Развивать исследовательские навыки;

Публикация «Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы „Мир камня“ (познавательное развитие)» размещена в разделах

Оборудование: Подносы с различными камнями и куском пластилина, лупы, бумага и простые карандаши, модель итогов экспериментирования, спец. одежда для учёных.

Предварительная работа: За несколько дней до занятия в группе выставляется коллекция камней, дети ее рассматривают. Беседа об истории камня.

Ход занятия:

Организационный момент Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? Дети: Это камень. Это разные камни.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а что вы знаете о камнях? Какие они бывают?

Дети дают различные ответы

Воспитатель: Хорошо! А давайте проверим ваши ответы с помощью разных экспериментов? Один, два, три – повернитесь и в учёных превратитесь!

Теперь проходите и садитесь за столы. Ребята, это - исследовательская лаборатория, а вы учёные - исследователи.

Мы будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями.

Опыт 1. Твёрдость камня

Итак, посмотрите и скажите, что лежит на подносе?

Дети: камни, пластилин… Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, а в другую – пластилин и сожмите крепко-крепко. Что произошло? Дети: Пластилин изменил форму, а камень – нет. Воспитатель: Теперь вам понятен смысл выражения: «Твёрдый, как камень»? Дети делают вывод: камень твёрдый и не может менять форму.

Опыт 2. Определение характера поверхности

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная на ощупь? Какая? Дети: гладкие, шершавые…

Закройте свои глазки, и попробуйте найти среди своих камешков самый гладкий.

Дети выполняют.

А теперь с закрытыми глазами найдите самый шершавый камень.

Дети выполняют.

Выстройте ваши камешки в ряд от самого шершавого до самого гладкого.

Опыт 3. Рассматривание камней через лупу

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Воспитатель объясняет правила пользования лупой.

Воспитатель: Лупу следует держать только за ручку. Сначала мы максимально должны приблизить лупу к изучаемому объекту, а, затем отодвигаем её до появления резкого увеличенного изображения.

Дети рассматривают свои камни.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. А давайте, сделаем отпечаток понравившегося вам камня на пластилине.

Дети выполняют.

Воспитатель: Теперь рассмотрите получившийся отпечаток в лупу и зарисуйте его на бумаге.

Дети выполняют. Делают вывод.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Воспитатель выставляет модель.

Воспитатель: А сейчас давайте немножко отдохнём от наших научных дел и разучим новую физкультминутку.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

Опыт 4. Определение температуры

Воспитатель: Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? Давайте вспомним, какими становятся камни в жаркий летний день? А зимой?

Ответы детей.

Правильно. Какой вывод вы можете сделать?

Дети делают вывод.

Вывод: камни могут быть теплые и холодные в зависимости от окружающей температуры.

Воспитатель выставляет модель.

Опыт 5. Определение веса

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель выставляет модель.

Опыт 6. Определение размера

Воспитатель: Все камни одинакового размера?

Дети: Нет.

Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Выложите свои камешки в ряд от самого маленького до самого большого. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Дети выполняют. Делают вывод.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт 7. Определение цвета и формы

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Воспитатель выставляет модель.

Общий вывод

Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Вам понравилось делать опыты? Давайте подведём итог. Что же мы узнали с помощью экспериментов? Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?

Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах. С опорой на нашу модель.

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе «Удивительные камни»Конспект НОД во второй младшей группе «Удивительные камни» Задачи: образовательные: - познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д. ; - учить детей выявлять.

Познавательно-исследовательский проект «Тонет-не тонет» Познавательно – исследовательский проект «Тонет – не тонет» Цель проекта: - познакомить детей со свойством различных материалов («тонет»,.

Автор публикации:
Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы «Мир камня» (познавательное развитие)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 23:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД