Роза Чеменева
Конспект совместного занятия детей и родителей по программе «Социокультурные истоки» «Мастера и рукодельницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»; развивать знания детей о качествах трудолюбивого человека; закреплять умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
Подготовительный этап: работа дома с родителями по книге Социокультурные истоки «Мастера и рукодельницы» :
- чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок»;
Публикация «Конспект совместного занятия детей и родителей по программе „Социокультурные истоки“ „Мастера и рукодельницы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
- оформление страницы альбома «Русские узоры» (ребенок выполняет один или вместе с родителями);
- оформление выставки «Мастера и рукодельницы» (изделия, сделанные руками родителей).
Ход занятия:
(Дети вместе с родителями сидят в паре : ребенок – родитель)
Воспитатель: Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе. Именно радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.
Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер».
Воспитатель: Кто такая рукодельница? (Ответы детей) (Кто шьет, вяжет, вышивает).
В давние времена, мастерицы-рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, родным и близким теплые. Красивые вещи. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. (Показ презентации о мастерицах-рукодельницах).
Воспитатель: Ребята, а кто такой мастер) (Ответы детей)
Мастер – это (тоже умелец) человек, который знает свое дело и умело его выполняет. (Показ презентации о мастерах)
Только тот может стать настоящим мастером своего дела, кто знает его во всей полноте и умеет этим знанием распорядиться, вкладывая в свое дело душу. Путь к вершинам мастерства – это прежде всего труд души.
Работа, выполненная с любовью мастерами и рукодельницами, радует и греет душу.
Воспитатель: А теперь мы с вами вспомним сказку П. П. Бажова «Каменный цветок» и поразмышляем ( работа в паре: ребенок-родитель) :
1. Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером?
Для этого вы должны прочитать, что написано на листочках и найти необходимое качества, которые помогли Данилушке стать мастером. (Ребенок выполняет, родитель контролирует. Если ребенок не читает, то родитель приходит на помощь).
СМЕКАЛКА ТЕРПЕНИЕ УСЕРДИЕ
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
(Одна из пар представляет результаты совместной работы. Заслушивается мнение других пар)
2. Почему Данилушка стал любимым учеником мастера Прокопьича? (ответы детей и родителей)
3. А теперь вам необходимо выбрать пословицы, которые соответствуют содержанию сказа П. П. Бажова. Уважаемые родители, у вас на столах лежат свитки с оговорками. Выберите, пожалуйста, вместе с детьми необходимую пословицу.
- ДОРОГА НЕ РАБОТА, ДОРОГО УМЕНИЕ
- КАКОВ МАСТЕР, ТАКОВА И РАБОТА
- БЕЗ ХОРОШЕГО ТРУДА НЕТ ПЛОДА
(ответы детей и родителей).
Воспитатель: В каждой профессии есть свои орудия труда. Я буду вам загадывать загадки, а вы должны мне изобразить ответ. А для этого нам необходимо встать в круг.
Физкультминутка «Отгадай загадки»
У конька, у горбунка –
Деревянные бока,
У него из-под копыт
Стружка белая летит.
(рубанок)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка с ниткой)
Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал.
(молот)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
А как называется?
(скрипка)
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик.
(ножницы)
Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю сесть на свои места и выполнить следующую работу (выполняется работа по рассказу К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»(работа в паре).
Рассмотрите иллюстрации. Проследите путь от зернышка до рубашки. Расставьте цифры в нужной последовательности рядом с иллюстрациями. (дети выполняют задание сначала самостоятельно. Если ребенок затрудняется, родитель приходит на помощь)
Иллюстрации: -сеют лен
- ткут
- прядут
-колотят лен доской на гумне
- шьют рубаху
- вяжут снопы
Воспитатель: Дорогие дети и родители! Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению. Итак, кто будет рассказывать о проделанной работе (Ответы детей и родителей) (смотрим на слайде правильный ответ)
Воспитатель: Иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки». Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, и пирогов напечь и т. д.
Ребята, а про ваших родителей можно сказать, что они «мастера на все руки» (ответы детей)
Да, они у нас мастера и рукодельницы. Это мы можем сказать, посмотрев на нашу выставку. Чего только нет на нашей выставке, какую только фантазию не проявили родители. Планируя проведение выставки в группе, мы ставили перед собой цель: раскрыть таланты и творческие способности родителей.
Воспитатель: А теперь желающие расскажут, как были выполнены ваши работы, поделятся своими секретами мастерства (показ изделия и рассказ родителя о своей работе)
Воспитатель: Надо отметить, что мамы, папы и бабушки с большим желанием откликнулись на наше предложение, принять участие в выставке. За это им большое спасибо!
Как приятно было видеть счастливые глаза детей, когда они рассказывали своим друзьям, что это именно его мама или бабушка сшила, связала; папа что-то смастерил! Недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы, а мастерство предается из поколения в поколение.
Работа в ресурсном круге:
Воспитатель: А теперь, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Представьте, что вы все стали мастерами и рукодельницами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Начну я. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря доброе слово, и улыбнуться. ( Предполагаемые слова: добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый)
Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали, кто такие мастера и рукодельницы. И я надеюсь, что каждый из вас станет настоящим мастером своего дела.
Благодарим вас за интересную и слаженную работу. Приглашаем вас на выставку рисунков «Русские узоры», которую вы выполнили дома вместе с детьми и пробовали себя в роли художника.