Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»

Жупар Куванышева
Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»

Цель: Способствовать развитию художественно-творческих способностей ребенка, через приобщение к народному промыслу Гжель, через любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о родном крае.

- Уточнить знания детей о гжельской росписи \ название элементов, цветовая гамма, использовавшаяся гжельскими мастерами.

Развивающие:

- Обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, выбирать нужные для своей работы материалы.

- Обеспечить развитие умения анализировать свою работу (какой материал использовал, почему, как называется техника)

Воспитательные:

- Пробудить чувства любви к родному краю, помочь детям увидеть красоту Уральской зимы.

- создать условия, способствующие формированию чувства уважения к труду гжельских мастеров.

Материалы:

- Снимки художников-фотографов.

- Изделия гжельских мастеров.

- Кисточки, стаканчики для воды с подставками, гуашь синяя, белая и голубая, салфетки для просушивания кисточек, коробочки для росписи, разнообразный материал для нетрадиционных техник.

Музыкальный репертуар.

- П. И. Чайковский «Щелкунчик»

Предварительная работа:

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель;

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи;

-Рассматривание морозных узоров на окне;

-Чтение стихотворений о зиме, слушание пословиц, поговорок;

- Кручение гжельских элементов в технике «квилинг».

Ход:

Входят дети в зал под музыку П. И Чайковского «Щелкунчик». Их встречает педагог, одетый в гжельский костюм.

Педагог: Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Во время чтения стихотворения рассыпаю искусственный снег.

Педагог: Ребята, а сейчас я вас приглашаю окунуться в зимнюю сказку, увидеть красоту Уральской зимы (дети рассаживаются на стулья).

Дети рассматривают слайды с зимними пейзажами и узорами на стекле.

Вот так Зимушка зима

Наплела нам кружева.

Кружева летят с небес

Укрывают поле, лес.

На домаи на беседку

На зелёной ёлки ветку.

Ёлка в белых кружевах

В серебристых огоньках.

Кружевной платочек

Есть и уберёзы.

На сосёнке палантин

Кружевной такой один.

Кружева на шапке,

И на рукаве

На мохнатом тёплом воротнике.

Посмотри кругом, постой.

День то тожекружевной.

Даже на машинах

Кружево смотри.

Кружевные тени

Под ноги легли.

Вот так Зимушка зима

Наплеланам кружева

Педагог: Сколько красоты и волшебства у нашей уральской зимы. Ребята, а я знаю одно местечко в нашей стране, где больше всего любят красоту русской зимы.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким, же звонким званием – гжель.

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Ребята, а вы видели когда-нибудь голубую или синюю розу? Я предлагаю вам послушать сказку.

«В далекой-далекой стране, где царило вечное лето, в саду у очень богатого купца росло много-много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели еще пышнее, пахли еще душистее. Вот однажды купец собрался уехать в далекие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом центре России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней-то и отправился купец. Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом» а что же случилось с этой розой дальше?

Мы вместе с ребятами придумали продолжение этой сказки.

«Зимой в России купец встретил Снегурочку. Она увидела у него розу и попросила подарить ее. Но купец сказал: «Эту розу мне подарила жена, а подарки не передаривают!» заплакала Снегурочка. Стало жалко ее купцу, и он попросил гжельских мастеров нарисовать розу для Снегурочки. Нарисовал один мастер розу, да так красиво, что она казалась настоящей. Взяла ее Снегурочка в руки, а роза сразу же стала синей. Тогда мастер сказал, что теперь такие розы он будет рисовать на всей посуде. А купец эту посуду купил и привез в подарок жене».

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим выставку гжельских умельцев, а пойдем мы свами по заснеженной дорожке. Послушайте, ребята, как хрустит снег под ногами. (Дети идут друг за другом по дорожке из крахмала).

-Посмотрите какая красота.

(Дети рассматривают мини-выставку гжельских изделий).

-Ребята, чем украшали свои изделия гжельские мастера?

-Ребята, а вы обратили внимание, какими узорами украшено моё платье?

-Правильно, гжельскими узорами.

-А можно гжельские узоры сравнить с кружевами Уральской зимы?

- гжельская роспись похожа с узорами на стекле, на кружева Уральской зимы, она напоминает нам о морозном солнечном деньке, о катании на санках, о больших сугробах.

Педагог: Ребята, посмотрите, вот и появился у нас первый сугроб. Давайте подойдем к нему, а проходить мы будем к нему снова по заснеженной дорожке. (дети проходят друг за другом по «хрустящей» дорожке).

Педагог: А давайте посмотрим, что же у нас под сугробом? (убираем «сугроб» на столах для каждого ребенка неукрашенная снежинка)

-Ребята, а давайте мы с вами украсим снежинки, чтобы они засверкали и заблестели. Снег так красиво искрится, работы у нас получились просто волшебные!

Совместно с детьми выполняю работу.

-Молодцы ребята, посмотрите, какие красивые снежинки у нас получились.

-Ну что отправимся к следующему сугробу, но не забывайте ребята, что мы проходим по заснеженной дорожке.

-Давайте посмотрим, что же у нас под этим сугробом.

Звучит музыка и происходит волшебство.

-Ой, ребята, а тут солнышко погрело, и появились сосульки. Давайте мы украсим наши сосульки.

На столах для каждого ребенка заготовлены шаблоны сосулек и необходимый материал для работы.

-На сосульке (вырезанная из цветного картона) клеем ПВА приклеиваем узоры на зимнюю тему. А узоры у нас будут тоже гжельскими, это и капельки, и бутоны, и завитки.

Дети выкладывают узор на сосульке из гжельских элементов выполненных в технике «квилинг» предварительно.

-Молодцы, у всех получились такие красивые сосульки, ой, а у нас ещё один сугроб.

Дети проходят по одному заснеженную дорожку и прислушиваются к хрусту снега.

-Давайте посмотрим, что же нам под этим сугробом приготовила Уральская Зима.

На столах для каждого ребенка шаблоны сугробов.

- Если смешать в равном объеме клей ПВА и пену для бритья, то получится замечательная воздушная снежная краска. Ей можно рисовать снежинки, снеговиков, белых медведей и зимние пейзажи. Для красоты можно добавить в краску блестки. Через какое-то время краска застынет, и получится объемная зимняя картина.

Дети самостоятельно замешивают «снежную краску».

- Посмотрите, ребята, какие зимние пейзажи у нас получились. Молодцы!

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

Гжельская керамика

1 карточка – белая глина

2 карточка – цвет росписи

3 карточка – элементы росписи

4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т. д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

-Ребята пока мы с вами играли, я вспомнила, что несла к вам подарочки. Достаю из сундучка коробочки.

- Но на пути мне встретился злой волшебник, он заколдовал мои коробочки. Они стали некрасивыми, а были расписаны сказочной росписью гжельскими мастерами.

-Ребята, а давайте я вас превращу в гжельских мастеров и мы с вами сами украсим наши коробочки.

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И. С. Лопухиной «Цветок»:

Наши синее цветы,

Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

Дети садятся за столы и принимаются украшать свои коробочки той техникой, которая им больше всего понравилась. Самостоятельно подходят к столам и выбирают нужный им материал.

Звучит музыка П. И Чайковского «».

Дети расписывают заготовки, педагог комментирует, направляет, совместно выполняет работу.

- Мастера стараются

Узоры получаются!

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Молодцы!

(Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

- Ребята, откройте свои коробочки, дерните за веревочку.

Дети открывают, звучит торжественная музыка, там сюрприз для ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель»Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель» Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи. Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Цель: обобщение и закрепление.

Портфолио профессиональной деятельности на высшую категорию Информационно-аналитическая справка. Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 14:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...