Лучший педагог года

Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»

Жупар Куванышева
Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»

Цель: Способствовать развитию художественно-творческих способностей ребенка, через приобщение к народному промыслу Гжель, через любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о родном крае.

- Уточнить знания детей о гжельской росписи \ название элементов, цветовая гамма, использовавшаяся гжельскими мастерами.

Развивающие:

- Обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, выбирать нужные для своей работы материалы.

- Обеспечить развитие умения анализировать свою работу (какой материал использовал, почему, как называется техника)

Воспитательные:

Публикация «Конспект совместной деятельности „Бело-голубые кружева уральской зимы“» размещена в разделах

- Пробудить чувства любви к родному краю, помочь детям увидеть красоту Уральской зимы.

- создать условия, способствующие формированию чувства уважения к труду гжельских мастеров.

Материалы:

- Снимки художников-фотографов.

- Изделия гжельских мастеров.

- Кисточки, стаканчики для воды с подставками, гуашь синяя, белая и голубая, салфетки для просушивания кисточек, коробочки для росписи, разнообразный материал для нетрадиционных техник.

Музыкальный репертуар.

- П. И. Чайковский «Щелкунчик»

Предварительная работа:

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель;

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи;

-Рассматривание морозных узоров на окне;

-Чтение стихотворений о зиме, слушание пословиц, поговорок;

- Кручение гжельских элементов в технике «квилинг».

Ход:

Входят дети в зал под музыку П. И Чайковского «Щелкунчик». Их встречает педагог, одетый в гжельский костюм.

Педагог: Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Во время чтения стихотворения рассыпаю искусственный снег.

Педагог: Ребята, а сейчас я вас приглашаю окунуться в зимнюю сказку, увидеть красоту Уральской зимы (дети рассаживаются на стулья).

Дети рассматривают слайды с зимними пейзажами и узорами на стекле.

Вот так Зимушка зима

Наплела нам кружева.

Кружева летят с небес

Укрывают поле, лес.

На домаи на беседку

На зелёной ёлки ветку.

Ёлка в белых кружевах

В серебристых огоньках.

Кружевной платочек

Есть и уберёзы.

На сосёнке палантин

Кружевной такой один.

Кружева на шапке,

И на рукаве

На мохнатом тёплом воротнике.

Посмотри кругом, постой.

День то тожекружевной.

Даже на машинах

Кружево смотри.

Кружевные тени

Под ноги легли.

Вот так Зимушка зима

Наплеланам кружева

Педагог: Сколько красоты и волшебства у нашей уральской зимы. Ребята, а я знаю одно местечко в нашей стране, где больше всего любят красоту русской зимы.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким, же звонким званием – гжель.

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров: волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Ребята, а вы видели когда-нибудь голубую или синюю розу? Я предлагаю вам послушать сказку.

«В далекой-далекой стране, где царило вечное лето, в саду у очень богатого купца росло много-много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели еще пышнее, пахли еще душистее. Вот однажды купец собрался уехать в далекие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом центре России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней-то и отправился купец. Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом» а что же случилось с этой розой дальше?

Мы вместе с ребятами придумали продолжение этой сказки.

«Зимой в России купец встретил Снегурочку. Она увидела у него розу и попросила подарить ее. Но купец сказал: «Эту розу мне подарила жена, а подарки не передаривают!» заплакала Снегурочка. Стало жалко ее купцу, и он попросил гжельских мастеров нарисовать розу для Снегурочки. Нарисовал один мастер розу, да так красиво, что она казалась настоящей. Взяла ее Снегурочка в руки, а роза сразу же стала синей. Тогда мастер сказал, что теперь такие розы он будет рисовать на всей посуде. А купец эту посуду купил и привез в подарок жене».

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим выставку гжельских умельцев, а пойдем мы свами по заснеженной дорожке. Послушайте, ребята, как хрустит снег под ногами. (Дети идут друг за другом по дорожке из крахмала).

-Посмотрите какая красота.

(Дети рассматривают мини-выставку гжельских изделий).

-Ребята, чем украшали свои изделия гжельские мастера?

-Ребята, а вы обратили внимание, какими узорами украшено моё платье?

-Правильно, гжельскими узорами.

-А можно гжельские узоры сравнить с кружевами Уральской зимы?

- гжельская роспись похожа с узорами на стекле, на кружева Уральской зимы, она напоминает нам о морозном солнечном деньке, о катании на санках, о больших сугробах.

Педагог: Ребята, посмотрите, вот и появился у нас первый сугроб. Давайте подойдем к нему, а проходить мы будем к нему снова по заснеженной дорожке. (дети проходят друг за другом по «хрустящей» дорожке).

Педагог: А давайте посмотрим, что же у нас под сугробом? (убираем «сугроб» на столах для каждого ребенка неукрашенная снежинка)

-Ребята, а давайте мы с вами украсим снежинки, чтобы они засверкали и заблестели. Снег так красиво искрится, работы у нас получились просто волшебные!

Совместно с детьми выполняю работу.

-Молодцы ребята, посмотрите, какие красивые снежинки у нас получились.

-Ну что отправимся к следующему сугробу, но не забывайте ребята, что мы проходим по заснеженной дорожке.

-Давайте посмотрим, что же у нас под этим сугробом.

Звучит музыка и происходит волшебство.

-Ой, ребята, а тут солнышко погрело, и появились сосульки. Давайте мы украсим наши сосульки.

На столах для каждого ребенка заготовлены шаблоны сосулек и необходимый материал для работы.

-На сосульке (вырезанная из цветного картона) клеем ПВА приклеиваем узоры на зимнюю тему. А узоры у нас будут тоже гжельскими, это и капельки, и бутоны, и завитки.

Дети выкладывают узор на сосульке из гжельских элементов выполненных в технике «квилинг» предварительно.

-Молодцы, у всех получились такие красивые сосульки, ой, а у нас ещё один сугроб.

Дети проходят по одному заснеженную дорожку и прислушиваются к хрусту снега.

-Давайте посмотрим, что же нам под этим сугробом приготовила Уральская Зима.

На столах для каждого ребенка шаблоны сугробов.

- Если смешать в равном объеме клей ПВА и пену для бритья, то получится замечательная воздушная снежная краска. Ей можно рисовать снежинки, снеговиков, белых медведей и зимние пейзажи. Для красоты можно добавить в краску блестки. Через какое-то время краска застынет, и получится объемная зимняя картина.

Дети самостоятельно замешивают «снежную краску».

- Посмотрите, ребята, какие зимние пейзажи у нас получились. Молодцы!

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

Гжельская керамика

1 карточка – белая глина

2 карточка – цвет росписи

3 карточка – элементы росписи

4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т. д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

-Ребята пока мы с вами играли, я вспомнила, что несла к вам подарочки. Достаю из сундучка коробочки.

- Но на пути мне встретился злой волшебник, он заколдовал мои коробочки. Они стали некрасивыми, а были расписаны сказочной росписью гжельскими мастерами.

-Ребята, а давайте я вас превращу в гжельских мастеров и мы с вами сами украсим наши коробочки.

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся: технология И. С. Лопухиной «Цветок»:

Наши синее цветы,

Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

Дети садятся за столы и принимаются украшать свои коробочки той техникой, которая им больше всего понравилась. Самостоятельно подходят к столам и выбирают нужный им материал.

Звучит музыка П. И Чайковского «».

Дети расписывают заготовки, педагог комментирует, направляет, совместно выполняет работу.

- Мастера стараются

Узоры получаются!

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Молодцы!

(Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

- Ребята, откройте свои коробочки, дерните за веревочку.

Дети открывают, звучит торжественная музыка, там сюрприз для ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель»Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель» Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи. Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Цель: обобщение и закрепление.

Портфолио профессиональной деятельности на высшую категорию Информационно-аналитическая справка. Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности «Бело-голубые кружева уральской зимы»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 14:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД