Елена Канакова
Конспект совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе «Шахматный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности детей и взрослого
Тема: «Шахматный дом».
Образовательная область «Познание».
Составил: воспитатель Канакова Елена Игоревна
Цель: Познакомить детей с шахматной нотацией
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности детей и взрослого в старшей группе „Шахматный дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
1. Закрепление уровня знаний о шахматах : названия фигур, первоначальной расстановки.
2. Активизация детей на выведение нового знания (шахматная нотация) на основе имеющихся.
3. Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле.
Развивающие задачи:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие зрительного восприятия.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать сотрудничеству детей : умение договариваться, ставить и достигать общие цели.
Предварительная работа: знакомство с фигурами, с шахматной доской, с расстановкой фигур до начала игры, буквами латинского алфавита.
Словарная работа: употребление в речи пространственных предлогов.
Материал:
Магнитное шахматное поле, шахматные фигуры,
Словарная работа: употребление в речи пространственных предлогов.
Ход образовательной деятельности
-Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Я очень рада вас видеть. Как ваше настроение? Посмотрите, что я вам принесла (показываю детям пешку).
Что это? А от куда она к нам пришла?
Вместе с ней, к нам пришли и другие жители шахматной страны. Но они спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если вы с каждой поздороваетесь и назовете по имени. Как обычно люди здороваются? Как ваш папа здоровается с другом? Правильно, жмут друг другу руки. А вы с помощью рук попробуйте угадать, какая фигура с вами здоровается, и назовите ее по имени.
Молодцы! Вы поздоровались со всеми фигурами.
-Ребята, шахматные фигуры приглашают нас в гости. Хотите отправиться в волшебную страну шахмат? Хорошо! Посмотрите, какие фигурки крохотные, им придется долго добираться до дома. Может, мы их подвезем? (показываю два игрушечных самосвала) Подумайте, как их можно рассадить по машинкам?
А как еще можно было рассадить шахматы? (Дети делят шахматы по признаку - цвету, обосновывают) По признаку фигуры – пешки.
Отлично, все разместились, можно отправляться в путь.
-Вот мы и добрались! Но вот беда – наши фигурки забыли, где они стоят до начала игры. А вы знаете?
- Замечательно! Помогите шахматам занять свои места и назовите каждой ее соседей, чтобы они больше не забыли свое место.
Дети берут по одной фигуре и ставят ее на первоначальное положение, словесно обозначая ее положение (король стоит между ферзем и слоном)
-Молодцы! Ребята, играть в шахматы можно не только сидя за деревянной доской. Еще бывают шахматные доски, которые висят на стене. Посмотрите сюда!
Эта шахматная доска металлическая, а фигуры крепятся к ней с помощью магнитов. Черные фигуры сверху, а белые снизу (демонстрирую) На что похожа такая шахматная доска?
-А если добавить крышу (креплю крышу на магниты)
Теперь шахматная доска похожа на большой дом. В шахматном доме есть подъезды. У каждого свое название. Этот подъезд называется «а», этот «бэ» и т. д
- сколько же в этом доме этажей?
-Молодцы, ребята!
-Ой, посмотрите, кто пришел! (достаю из-за доски бумажного почтальона Печкина)
А что же это у него в руке? (письмо). Печкин не знает, как и куда отнести эти письма. Какой странный адрес А2
- как же нам доставить письмо
адресату? Нужно зайти в подъезд А и подняться на 2-й этаж (фиксация в виде схемы)
-у Печкина в сумке еще много писем и газет. Хотите помочь ему разнести почту по квартирам?
-Ребята, нам пора отправляться в группу, шахматные фигуры благодарят вас за то, что вы им помогли добраться до шахматной страны.
- Вам понравилось в шахматной стране?
Что больше всего запомнилось? Где вы можете это использовать?
- Вы такие молодцы, помогли не только шахматным фигурам, а еще и почтальону Печкину. У него в сумке еще, что то осталось, давайте посмотрим.
(Сюрпризный момент, в сумке почтальона раскраски для детей)