МААМ-картинки

Конспект СОД по формированию элементарных математических представлений «Иван-царевич и Василиса Прекрасная»

Инна Аушкина
Конспект СОД по формированию элементарных математических представлений «Иван-царевич и Василиса Прекрасная»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области «Познание» раздел «Формирование элементарных математических представлений»

На тему: «Иван-царевич и Василиса Прекрасная»

для детей старшей разновозрастной группы

Подготовил: воспитатель МДОУ – д/с с. Полековское

Аушкина И. И.

Цель: Обобщить знания, полученные на занятиях, посредством использования логико-математических игр.

Публикация «Конспект СОД по формированию элементарных математических представлений „Иван-царевич и Василиса Прекрасная“» размещена в разделах

Задачи: Закрепить прямой и обратный счет, закрепить название дней недели. Закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости, выполнять практическое измерение длины с помощью мерки. Закрепить умение уравнивать две группы предметов, делить круг на две равные части, производить простейшие математические вычисления. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету.

Методы и приемы: Наглядный – рассматривание картин с изображением сказочных героев; словесный – рассказ воспитателя, вопросы; практический – самостоятельное выполнение заданий детьми.

Материал : Демонстрационный: картинки с изображением Ивана-царевича, царевны, Бабы-Яги. Раздаточный: карточки с двумя полосками, карточки с изображением трех дорог, условная мерка, круги по количеству детей, ножницы, логико-математические игры.

Индивидуальная работа: закрепить умение отвечать полным предложением.

Ход деятельности:

Воспитатель:

- Жил-был царь. И была у него дочка-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка осталась дома. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, подхватил царевну и унес в тридевятое царство в тридесятое государство. Поехал ее искать жених – Иван-царевич, а по какой дороге не знает. Нужна ему помощь! Может мы, ему поможем? Отправляемся в сказку. Дети закрывают глаза, звучит сказочная музыка. И вот мы в сказке. Слышал Иван-царевич, что Баба Яга знает дорогу, но как ее найти, дорога к избушке очень длинная. Давайте поможем Ивану – царевичу. Посмотрите, у вас на карточках нарисованы три дороги, надо выбрать одну с помощью условной мерки (дети выбирают дорогу с помощью условной мерки).

Пошел Иван-царевич по самой длинной дорожке и пришел к избушке на курьих ножках.

Вот и Баба Яга. Рассказал Иван-царевич про свою беду. Баба Яга помочь обещала, если выполним её задания. Первое задание нужно ответить на вопросы Бабы-Яги:

- Какие дни недели вы знаете? Назовите четвертый день недели? Какое сейчас время года? Какие времена года вы знаете? Второе задание. У Бабы Яги были картинки - пазлы, но налетевший ветер их рассыпал по полянке, давайте поможем их собрать. Рядом с домом Бабы-Яги растут ели и цветы, положите на верхнюю полоску 7 елей, а на нижнюю 6 цветов. Чего больше, елей или цветов? Что нужно сделать, чтобы было поровну?

3 задание, у Бабы-Яги есть одно яблоко, она хотела поделить яблоко на две части, но не знает, как это сделать, поможем ей? На какую геометрическую фигуру похоже яблоко? Возьмите круг, и разделите его на 2 части. Что нужно сделать, чтобы разделить круг на 2 части? А если нам нужно разделить яблоко на 4 части, как мы поступим? Мы выполнили все задания Бабы-Яги. Молодцы, а вот и наша дорожка.

Физминутка:

Через лес все идем по тропинке,

Мы пеньки обойдем и травинки.

Перепрыгнем мы болотце по кочкам,

На полянке наклонимся к цветочкам.

К солнцу руки поднимаем,

Воздух свежий мы вдыхаем.

И опять друзья, нам по сказке в путь пора.

Воспитатель: Мы пришли на поляну, на которой росли цветочки, но от них остались только серединки, нам нужно вместе с вами собрать эти цветы / решение задач на сложение и вычитание. Посмотрите на картинку, сколько вы видите на ней животных, сосчитайте. Где сидит заяц? Кто сидит в правом нижнем углу? А вот и дом где спрятали царевну, но чтобы добраться до царевны, нужно построить лестницу (дети выкладывают лесенку из полосок). Подходим, к двери, за которой спрятана царевна. Дверь на замке. Чтобы замок открыть, надо назвать все геометрические фигуры (дети называют геометрические фигуры, двери открываются). Вот мы с вами и помогли Иван- царевичу освободить Василису. Вы, надеюсь, не забыли о бусах царевны? Давайте поможем собрать их? Вы просто молодцы!

Стали Иван-царевич с царевной поживать да добра наживать.

Вот и сказки конец, кто помог героям, молодец! Пора нам возвращаться домой. Закрывайте глаза. Звучит музыка. Вот мы и дома. Понравилась вам сказка? Давайте вспомним, как мы помогли Ивану-царевичу? Если кому-то из сказочных героев понадобится помощь, могут обращаться к нам, мы им поможем.

Самоанализ по совместной деятельности воспитателя с детьми.

В старшем дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления.

Педагоги — исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.

Сказка, как уже было отмечено, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т. д.).

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления : о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей) : волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т. д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Значение математических сказок для развития математических способностей

Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.)

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Лыжня» Формирование элементарных математических представлений «Лыжня» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе математической деятельности.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Ход НОД : 1. Организационный момент. Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Как гостеприимные хозяева, давайте поприветствуем.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Книга памяти» Подготовительная к школе группа Организованная образовательная деятельность – формирование элементарных математических представлений Тема.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Скоро в школу» Подготовительная к школе группа Организованная образовательная деятельность – формирование элементарных математических представлений Тема.

Конспект ООД по математике «Формированию элементарных математических представлений» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений.

Конспект ОД занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в космос» Разработали: Гатауллина Екатерина Николаевна Шаталова Валентина Анатольевна МБДОУ детский сад №8 «Журавушка» Город Североморск.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Чайка» станицы Новобейсугской муниципального образования.

Конспект открытой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Конспект открытой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа Программное содержание: Познакомить детей с порядковыми числительными в пределах 5, продолжать закреплять у них навыки порядкового.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лес» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС" во 2 младшей группе Цель: формирование первичных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект СОД по формированию элементарных математических представлений «Иван-царевич и Василиса Прекрасная»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 18:00
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект СОД по формированию элементарных математических представлений «Иван-царевич и Василиса Прекрасная»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Аушкина (УИ 22344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД