Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми:

«Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Цель:

1. Познакомить детей с рассказом Н. Сладкова «Домашняя бабочка».

2. Расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых осенью.

3. Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: абажур, эстамп.

Ход совместной деятельности

1. Вступительное слово воспитателя.

Идёт осень. Вы уже знаете, как деревья и травянистые растения готовятся осенью к наступлению зимы: сбрасывают листья и заканчивают жизненный цикл. У вас есть знания о жизни диких животных осенью, которые меняют шубки и запасают еду, чтобы пережить суровую зиму. Настало время поговорить о насекомых, о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.

2. Рассказ воспитателя «Жизнь насекомых осенью».

Конечно, каждый из вас уже знает, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Их можно увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. Взрослое насекомое, отложив яйца, само погибает.

Некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев и там зимуют.

Другие насекомые превращаются к зиме в куколки, чтобы пережить зиму.

3. Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка».

На дворе осень. Бабочки только что спрятались или отложили яички.

- А вам хочется узнать сегодня, кто и как выйдет из яичка бабочки? (Ответы детей: хочется).

Сегодня я хочу прочитать вам удивительный по содержанию рассказ писателя Н, Сладкова «Домашняя бабочка». Думаю, что вас уже заинтересовало название рассказа: почему бабочка – домашняя?

Я немного поясню, что речь пойдёт об одном из яичек, отложенном осенью бабочкой. Сначала из яичка развивается личинка. У бабочки личинка – гусеница. Гусеница превращается в неподвижную куколку, запелёнатую сверху твёрдой оболочкой вроде скафандра. И уже куколка превратится во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит.

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, как камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» раньше срока. И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.

Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

. И чего только не придумаешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

4. Беседа по содержанию рассказа.

- Куда осенью исчезают бабочки? (Ответы детей: некоторые бабочки забиваются в щели коры деревьев и там зимуют. Другие бабочки откладывают яички, а сами погибают).

- Почему эта бабочка проснулась раньше положенного срока? (Ответы детей: обмануло комнатное тепло).

- Расскажите, как выглядела бабочка, когда выползла из коробки, в которой она зимовала? (Ответы детей: выползло из коробки что-то усатое и мохнатое, а на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги).

- Почему автор назвал бабочку, которая только что появилась из куколки, уродцем? (Ответы детей: она совсем не похожа на бабочку).

- Почему он обрадовался этому уродцу? (Ответы детей: он увидел чудо, которое свершилось не в природе, а в домашних условиях).

- Что произошло дальше с уродцем на глазах автора? (Ответы детей: автор посадил уродца на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Вдруг веерок, сложенный гармошкою, стал отвисать и распрямляться. На глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку).

- Что делает бабочка в комнате? (Ответы детей: бабочка порхает по комнате, садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу»).

- А чем питалась зимняя бабочка? (Ответы детей: пила из ложечки сладкую воду).

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ о зимней бабочке? (Ответы детей: рассказ вызвал удивление, интерес, потому что вряд ли когда-нибудь в живой природе удастся увидеть чудо рождения бабочки).

- Какие желания возникли у автора, когда он глядел на бабочку, пьющую чай из ложечки? (Ответы детей: он хотел, чтобы на подоконнике было лето).

- Почему он сказал, что такое можно только придумать? (Ответы детей: нет ничего лучше в природе, чем естественная среда обитания).

5. Физкультминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась (Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась (Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

6. Итог.

Пройдёт осень, зима, наступит весна, и с отложенными яичками произойдут чудесные превращения, о которых вы только что узнали. Сначала из яичка развивается личинка – гусеница. Она будет питаться листьями растений, быстро расти. Гусеница превратится в неподвижную куколку, запелёнатую сверху твёрдой оболочкой вроде скафандра. И уже куколка превратится во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит. А мы будем любоваться её красотой, помня, что появилась она из уродца!

Прикреплённые файлы:

nasekomye-osenyu_n5jfs.pptx | 12549,66 Кб | Скачан: 28
 
Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»
Опубликовано: 10 октября 2018 в 06:23
+485Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 149.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Королева тыква»
Программное содержание. Обобщать знания детей об осенних изменениях в природе. Расширять знания о тыкве. Развивать познавательную активность детей,...
Фотоотчет «Краски осени»
Осень краски разбросала На деревья и кусты. И горят они всё ярче, Словно летние костры. Золотистый и багровый, Желтый праздничный наряд. Опадает лист...
Мастер-класс в средней группе по ручному труду «Я-мальчик, я — девочка»
Средний дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает...
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования — Зентангл.
Зентангл — это абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров, соответствующих запатентованному методу зентангла. Настоящие...
Нетрадиционная техника рисования.
Нетрадиционная техника рисования « Золотая осень». Цель: Создание осенней композиции с использованием отпечаток листьев на бумаге. Материал для работы:...