МААМ-картинки

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка «Путешествие в шахматное королевство»

Титовец Майя Григорьевна
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка «Путешествие в шахматное королевство»

Совместной деятельности взрослого и ребенка по реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет «Черно-белый мир»

«Путешествие в шахматное королевство»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы.

Программное содержание:

Публикация «Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с шахматным королевством, формировать представление о шахматной доске, понятием «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

Продолжать знакомить с шахматными фигурами; развивать интерес к игре.

Упражнять детей с расстановкой фигур перед шахматной партией.

Закреплять и расширять знания детей о правилах игры в шахматы.

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, ответственность за принятие решений.

Материал и инструменты: посылка, стихотворения о шахматах, чудесный мешочек с шахматами, черные и белые плащи, шахматная доска.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку от жителей Шахматного королевства. Послушайте, что они нам пишут.

Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем сказочном шахматном королевстве случилось большое несчастье. Злой волшебник разрушил его, а нас заточил в подземелье. Помогите нам! А пропуском в нашу страну вам послужат волшебные плащи.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Нужно выручать жителей шахматного королевства. (Ответы детей)

А вам не будет страшно? Ведь мы с вами собираемся в королевство! А если дети ссорятся, не умеют себя правильно вести, не умеют пользоваться волшебными словами, себя сдерживать, уступать другим, то и нас злой волшебник заколдует, и мы навсегда останемся в этом королевстве. Вы меня возьмете с собой? (Ответы детей)

Воспитатель: но тогда надеваем волшебные плащи и летим на помощь к жителям шахматного королевства. (Ответы детей)

(Дети под музыку летят)

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. И правда все разрушено. Только разбросаны отдельные поля. И жителей не видно. Что же нам делать?

Дети: Нужно восстановить город, и тогда вернуться все жители.

Воспитатель: А вы знаете как это сделать? Из чего состоит шахматная доска?

Дети: На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета.

Ребенок читает стихотворение

«Шахматная доска»

Доску, положив на столик,

Ты представь, что это поле.

Только в поле том не грядки-

Клетки в шахматном порядке.

В поле много есть дорожек

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь по вертикали,

Вправо по горизонтали

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет диагональ.

(Дети выполняют задание) «Шахматная доска»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок.

Игра «Покажи проспекты и улицы»

А вот и жители шахматного королевства.

Игра «Чудесный мешочек» Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте какая это фигура.

Дети на ощупь угадывают фигуры и выкладывают их на столе.

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения». Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Как же нам это сделать?

Дети: (можно расставить фигуры на поле с помощью стихотворения)

Ребенок читает стихотворение и расставляет фигуры на шахматной доске

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

"Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

"Меж коней заключены

Наши славные слоны".

"И еще два поля есть,

А на них король и ферзь".

А теперь без спешки

Идут на место пешки".

Дети выкладывают фигуры на шахматных досках.

Воспитатель: Ребята, жители шахматного королевства очень вам благодарны за помощь, и предлагают отгадать загадки из шахматной шкатулки.

Игра «Загадки из шахматной шкатулки»

В шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить.

И первое его задание: что это? (Воспитатель показывает поле, затем шахматную доску). А что больше поле или шахматная доска?

–А как показать пальчиками поле? (Дети показывают, соединив четыре пальца в виде квадрата).

Отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла»

–Конечно, Пешка! Именно она, смелая, храбрая Пешка.

–Что ещё можете сказать о пешках? Они стоят на переднем строю,

закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд, и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. И них приказ: «Только вперёд! Ни шагу назад!». И они же первыми вступают в бой и многие из них погибают в поле сражения. Но если с боем, с «синяками» и «шишками» прорвётся пешка до последней линии горизонтали шахматной доски, в награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Воспитатель: - Как ходит пешка?

Ребенок читает стихотворение

Король вам задаёт новую загадку

«Стою на краю, откроют путь–

я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу» (Дети отгадывают)

–Это Ладья

Ребенок читает стихотворение

В каждом войске по сколько фигур ладьи.

Отгадайте загадку:

«Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит».

–Это слон, –отвечают дети.

Ребенок читает стихотворение

Есть чернопольные и белопольные слоны и перемещаются они по полям (диагоналям) своего цвет

Отгадайте загадку:

«Какая самая могучая и сильная фигура в шахматах

Дети: (Ферзь)

–В чем заключается сила ферзя?

–Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям, он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.

–Слушаем следующую загадку Шахматного короля :

«Какая фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?»

–Конь, –отвечают дети.

–Да, слон и конь примерно равны по силе.

–Слушаем следующую загадку Шахматного короля :

–В шахматном войске есть самая главная фигура, кто это?

Дети:

–Это Король. Но как это понимать?

–Это значит, что ферзь хотя и сильная фигура, но без него игра может продолжаться. А без короля ни в коем случае. Король руководит сражением, и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телехранителей.

Воспитатель: Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Вам понравилось. (Ответы детей). Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь, вручают вам золотые медали и присваивают вам звание Почетный житель «Шахматного королевства». А это значит, что мы еще много раз побываем в этой замечательной стране.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. (Дети под музыку улетают)

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы шахматной шкатулки. И. вас жители шахматного королевства приглашают поучаствовать в сражении.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя. Игра закончилась.

Воспитатель: Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Вам понравилось. (Ответы детей). Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь, вручают вам золотые медали и присваивают вам звание «Почетный житель «Шахматного королевства». А это значит, что мы еще много раз побываем в этой замечательной стране.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. (Дети под музыку улетают на шариках).

Публикации по теме:

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг» Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «И зимой и летом лук – это наш лучший друг» Воспитатель.

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенкаЛэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми во второй младшей группе «Урок доброты. Путешествие в весенний лес»Конспект совместной деятельности взрослого с детьми во второй младшей группе «Урок доброты. Путешествие в весенний лес» Цель: определение понятия добра в процессе общения, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность; Задачи: Образовательные:.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела»Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «Кукла Маша стала грустной» Цель: Закреплять представления о труде врача (врач приезжает.

Конспект СОД взрослого и ребенка «О водичке все узнаем и с водичкой поиграем» в первой младшей группеКонспект СОД взрослого и ребенка «О водичке все узнаем и с водичкой поиграем» в первой младшей группе Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «О водичке все узнаем и с водичкой поиграем» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как.

Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группеКонспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка «Откуда пришла булочка» в первой младшей группе Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Откуда пришла булочка» Воспитатель Горюнова Ольга.

Мастер-класс «Создание пластилиновой мультипликации путем совместной деятельности взрослого и ребенка»Мастер-класс «Создание пластилиновой мультипликации путем совместной деятельности взрослого и ребенка» Мастер - класс "Создание пластилиновой мультипликации путем совместной деятельности взрослого и ребенка Мастер-класс подготовила: Воспитатель.

Мастер-класс для совместной работы взрослого и ребенка «Объемная открытка своими руками»Мастер-класс для совместной работы взрослого и ребенка «Объемная открытка своими руками» Изготовление объемной открытки Для работы понадобится лист картона (цвет по выбору); лист бумаги, несколько листов бумаги для скрэпбукинга,.

Сценарий праздника-игры «Шахматное королевство» в дошкольной группе учреждения дополнительного образованияСценарий праздника-игры «Шахматное королевство» в дошкольной группе учреждения дополнительного образования Выполнил: Преснякова Алёна Евгеньевна Педагог дополнительного образования МБУ ЦВР ДО «Общение поколений» г. о. Самара Цель: популяризовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка «Путешествие в шахматное королевство»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 12:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД