лидия ветчанинова
Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное в камне»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Дать детям представление о камнях, о том, что камни в природе есть не только в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.
Материал:
Коллекция камней, миски с водой, камни, ящик с камнями, иллюстрации, предметы сделанные из камня.
1. Введение в проблемную ситуацию.
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая шкатулка. Как вы думаете, что в ней?
Публикация «Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Удивительное в камне“» размещена в разделах
- Камни.
2. Определение проблемы
- Скажите, пожалуйста, что вы знаете о камнях?
3. Постановка задач
- А как вы, думаете, что нам надо сделать…. для того чтобы узнать, какие камни добывают из земли?
- Скажите пожалуйста, а где в природе мы можем увидеть камни?
(в земле, воде)
- Ребята, а как вы думаете, кто находит и добывает камни?
(Геологи – разведчики, горные мастера, работающие в карьерах и шахтах); Рассматривание соответствующих иллюстраций.
- А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь.
- А вы знаете, как можно определить, что этот камень речной, а этот – морской? А хотели бы вы узнать? (морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).
- Ребята, а вы знаете какие - нибудь сказки, в которых говорится о камнях : («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.). Объяснить смысл выражений: «твердый как камень», «Стоит как каменный».
4. Определение конечного результата
Оформить коллекцию камней
5. Поэтапное решение проблемы
- поиграть с камнями (работа с ящиком камней). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Опыты с камнями.
Я предлагаю объединиться парами, одному взять в руку камень, а другому пластилин. Сожмите ладонь, что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Подвиньте к себе миски с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? Почему?
Скажите, какие изделия делают из камня? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры, памятники и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий из камня, заранее формируя её, подобрать строительные камни, поделочные камни и один драгоценный) Давайте с вами рассмотрим. Чем похожи и чем различаются камни? Больше всего серых, и не очень красивых; меньше цветных; с узором; совсем мало красивых прозрачных и полупрозрачных камней. Скажите пожалуйста, а для чего человек использует камни? (одни - для сооружения зданий и дорог; другие – для отделки помещений, изготовления скульптур; третьи – для украшений) Рассмотреть фотографии, иллюстрирующие использование камня человеком.
А давайте, мы с вами разделим все камни на три группы и поместим каждую в отдельный ящичек. Теперь нам нужно оформить нашу коллекцию. Нам нужно написать и приклеить ярлыки к каждому ящичку: «Строительные камни», «Поделочные камни», «Драгоценные камни» (если известны их названия, вложить в ящичек опись, а к экспонату приклеим бирочку с номером).
- Оформление коробочек
6. Определение дальнейших действий
А сейчас хочу предложить вам несколько художественных альбомов, для свободного рассматривания: «Сокровища алмазного фонда»; «Оружейной платы» и т. п.
Порекомендовать родителям почитать детям сборник сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотреть, есть ли дома какие – либо поделки. украшения из камня, по возможности, принести в детский сад что-либо из найденных вещей. Чтобы все дети могли увидеть. как они выглядят. .
Во второй половине дня детям прочесть сказку «О чем шептались камешки?»
7. Презентация
Презентуют коробочки и камни
8. Постановка новой проблемы
Заключительная часть
А может, кто- то из ребята увлекается сбором камней? Принесите нам пожалуйста и покажите свои коллекции.