Получи документы

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Юхимук Любовь Ивановна
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Тема: «Традиция и быт Кубанского казачества».

Цель: Расширить и уточнить представления детей о традициях и быте Кубанского казачества.

Образовательные задачи : Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к историям своего народа.

Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми в старшей группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа: Макитра, станица, лугина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.

Предварительная работа: Беседа с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий.

Материалы: Аудиозапись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, Кубанское подворье, куклы в национальной одежде – казак и казачка.

Ход: Под фонограмму аудиозаписи: «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали весёлую песню. Как вы думаете, кто поёт эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки-люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелыми, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили дружбе и любви. Очень строго к казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

-Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, называются, «Кубанские казаки». Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живёшь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки. Мы попадаем в хату, в которой живёт ставропольская казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

-А что такое хата? (Ответы детей).

казачьих семьях глава семьи – казак. А чем он занимался? (Добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов).(Фото казака). Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным, заботиться о своих родителях когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на «ВЫ».

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила стали соблюдать в жизни.

Дети: Казак родился-Отчизне пригодился. Терпи, казак-атаманом будешь. Казачье братство-милее богатства. Казак в беде не плачет. Казаку честь-родину беречь. Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. А как называют жену казака? (казачка). (Фото казачки). Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу-приносила воды на коромысле, гладила бельё, готовила еду, пекла хлеб). (Картинки труда казачек). Казачка, очень любила готовить вкусную еду для своего мужа. А в чём она готовила еде? (Изображение на картине).(Чугун). В чугуне, он тяжёлый, чугунный и каша вкусная.

Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку.

Воспитатель: А вот и гости к нам пришли, казак и казачка (дети рассматривают кукол)

-«Проходите, гости дорогие!»

-«Красному гостю-красное мести!»

-«Гость на порог-хозяину радость!»

Воспитатель: Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей. После трудового дня, военных походов казаки собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабу вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела. С того давнего времени и по сей день казаки и казачки не только любят трудиться, но и играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Проводится игра: «Иголка, нитка и узелок» о единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки, считалкой выбирают: «Иголку, нитку и узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали-вбежали в круг то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры: «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывают круг.

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате-это печь. Затрещит мороз на дворе, а у печи и тепло и уютно. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. А летом печь н дворе стояла, чтобы в хате жары не было. В русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи-на стол мечи». «Печь нам-мать родная». А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки.

*Как называлось казачье поселение (Станица).

*Где раньше казаки мылись (печь, баня, речка).

*Где спали младенцы (Колыбель).

*С помощью этого предмета и хлеба встречали гостей. (Рушник).

*Из чего поили чаем гостей (Самовар).

*В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжёлый. (Чугун).

*С помощью чего казаки носили вёдрами воду из колодца (Коромысло).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки. Ребята, а что это из нашей печки дым вылит. Всё понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достаёт из печи пирог). Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем пить чай из самовара и есть пирог.

Дети: Милости просим, гости дорогие!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что было когда-то давным-давно, когда вас ещё не было на свете; то как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше занятие подошло к концу.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы играем в театр» Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы " Мы играем в театр" ЦЕЛЬ; Развитие творческих способностей средствами.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Посев семян помидоров и болгарского перца»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Посев семян помидоров и болгарского перца» ЦЕЛЬ: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в ящичках для последующей посадки в теплице, огороде.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Грузовая» Сегодня представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности на тему «Машины-помощники. Грузовая», который разработали.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник» Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль «Малыш» на улицах города» ]Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль Малыш на улицах города». Применяемые педагогические технологии:.

Конспект совместной образовательной деятельности в средне-старшей группе «Игрушки — друзья! Обижать их нельзя!» Задача: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками. Здоровьесберегающие цели: Снижать высокий.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 22:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД