Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Анна Литвинова
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект

совместной опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Необычное расследование»

с элементами квеста

Подготовила:

Литвинова Анна Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с «Сказка»

г. Цимлянска

Цимлянск 2017

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде и её свойствах;

- познакомить с профессией «Сыщик» и сопутствующей ей терминологией: «улики», «особые приметы», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент»;

- учить «читать» элементарные схемы.

Развивающие:

- развивать у дошкольников предпосылки универсальных учебных действий: умение анализировать, рассуждать, делать выводы;

-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи;

- упражнять в умении находить правильное решение в проблемной ситуации;

-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию воспитанников.

Воспитательные:

- вызывать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению заданий.

Словарная работа: Ввести новые понятия: «статическое электричество», «сыщик», «улики», «особые приметы», «расследование», «база данных», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование и материалы: СD – диск в конверте, магнитофон, кепки, шарфы, папка-лэпбук, следы, конфетти в коробке, конверт «Особые приметы», воздушные шарики – 7 шт. в корзине, мольберт, 6 бутылочек с разными наполнителями, стакан, контейнер из-под киндер-сюрприза, записка с изображением ключа и отпечатками, стеклянная емкость, шарики гидрогеля, магнит, ключ, бутылка с водой, сундук с замком, лед, халаты, карточки – 7 шт., карандаши – 7 шт., скотч, микроскоп, ноутбук, листы бумаги -7 шт., картотека «отпечатков пальцев», лупы – 6 шт., медали – 12 шт. - 6-золотых и 6-серебряных.

Ход занятия:

Часть 1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! Меня зовут Анна Владимировна. Я работаю воспитателем в другом детском саду, с такими же детьми как вы. Мы с ними очень любим ставить различные опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? Тогда я приглашаю вас в самую настоящую лабораторию, пройдемте за мной!

Звучит музыка «Подозрительная личность»

из к/ф «Джентльмены удачи»

Дети с воспитателем идут по направлению к «лаборатории», и замечают следы на полу, перевёрнутый стул, на столе CD-диск в конверте. На конверте странные отпечатки. (Далее они будут встречаться на протяжении всего занятия).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется здесь кто-то побывал до нас! Следы какие-то! Беспорядок! Кто бы это мог быть?

(Осматриваются по сторонам и замечают на столе CD-диск). Смотрите, здесь какой-то конверт, что это на нем? (Отпечатки). Интересно, что внутри! (Диск). Прослушаем, может там важная информация! (включают диск на магнитофоне).

На диске аудиозапись:

«Ну, что, мои дорогие, не ожидали! А я вас опередила! Я забрала у вас самое ценное сокровище, которое только есть у вас на Земле. И теперь вы без него ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕТЕ! И ни за что не найдёте! Я его надёжно припрятала!»

Воспитатель: Вы поняли, что случилось? (Пропало сокровище). Как же нам его найти? (ответы детей). А может нам превратиться в настоящих сыщиков! Вы знаете, кто такие СЫЩИКИ? (Ответы детей).

- Да, это такие люди, которые раскрывают преступления, находят пропавшие вещи и людей. А самый знаменитый из них – Шерлок Холмс, и у него была вот такая кепка и шарф!

Звучит музыка из к/ф

«Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»

(Дети вместе с воспитателем надевают кепки знаменитого сыщика). Воспитатель: Теперь для нас с вами всё будет ЭЛЕМЕНТАРНО!

Воспитатель: Итак, коллеги, приступим к расследованию! Наша задача найти УЛИКИ, это такие доказательства, которые укажут нам на преступника, например, его отпечатки пальцев. Всё, что мы найдём – мы приобщим к материалам дела (показывает папку-лэпбук, «приобщает» конверт с отпечатками).

Часть 2. Квест-игра «Ищем улики».

Музыкальное сопровождение:

тема из мультфильма «Розовая пантера»

Дети, вместе с воспитателем, отправляются на поиски улик. В зале заранее расположены 3 «подсказки», разгадав которые дети постепенно будут приближаться к разгадке.

Воспитатель: Итак, коллеги, отправляемся на поиски улик. Смотрите, здесь чьи-то следы! Посмотрим, куда они нас приведут! А вот и первая подсказка!

Проблемная ситуация: Нужно достать конверт, который находится под слоем бумажного конфетти, не прикасаясь к конфетти руками. (Сделать это можно с помощью воздушных шариков, наэлектризованных о шерстяной шарфик).

Воспитатель: В коробке письмо, и знак какой-то. Что он означает? (Руками не трогать) Как нам достать письмо, не прикасаясь к конфетти руками? (Предположения детей). Хорошо, коллеги! Кажется, я догадываюсь, что нужно сделать! (Разложить шарф) А шарики нам помогут! (Показ). Когда я тру воздушным шариком о шарфик - появляется ток. Он называется статическое электричество. Возьмите все по одному шарику и сделайте то же, что и я! (Дети повторяют действия воспитателя). Вот так статическое электричество помогло нам выполнить задание.

(Шарики с конфетти убираются обратно в корзину).

Воспитатель: Теперь мы можем взять письмо. Смотрите, опять отпечатки! И надпись: «Особые приметы». Что такое особые приметы? (ответы детей). Значит - это признаки пропавшего сокровища. Посмотрим! (рассматриваем признаки)

(В конверте, извлечённом из-под конфетти, дети находят ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ пропавшего сокровища – карточки с изображением свойств воды: БЕЗ ЦВЕТА, БЕЗ ВКУСА, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ФОРМЫ.)

Как вы думаете, какое вещество на Земле обладает такими свойствами? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Приобщим найденные карточки к материалам дела! Отправляемся дальше!

Проблемная ситуация: На столе прозрачная ёмкость с узким горлышком (детская рука не проходит). На дне ёмкости контейнер от киндер-сюрприза. Нужно его достать.

На этом же столе несколько непрозрачных ёмкостей с различным содержимым. Дети должны по слуху определить две ёмкости с одинаковым наполнителем (в данном случае с водой) и вылить в прозрачную ёмкость с контейнером. Контейнер всплывёт, и его легко можно будет достать.

Воспитатель: И опять знак! Что он означает? (Не смотреть) Как мы можем определить, что находится в бутылках, не открывая их? (На слух, потрясти.) Совершенно-верно! Возьмите по одной бутылочке и по очереди потрясите ее. (Дети выполняют). А теперь попробуем на слух определить бутылки с одинаковым наполнителем. (Выбирают). Как вы думаете, что в них? (Вода, жидкость.) Проверим наши предположения! Что там на самом деле? (вода). Вот вода-то нам и поможет достать контейнер. Кто уже догадался как? (Налить воду в ёмкость).

(Достают, а там записка с изображением ключа). Вывод: Значит, нам надо искать ключ.

Воспитатель: Идем дальше! (подходят к следующему столу). А не от этого ли ларца нам нужно найти ключ? Смотрите, опять запрещающий знак (руками не трогать, но никакого ключа нет. А что, если и сюда добавить воду? (Внутри виден ключ).

Проблемная ситуация: Как вы думаете, как мы можем достать ключ, не намочив рук? (При помощи магнита). Какое свойство воды помогло нам увидеть ключ? (Вода прозрачная, бесцветная).

В шкатулке находится ЛЁД.

Воспитатель: Скажите, коллеги, мы нашли то, что искали? (ответы детей). Но ведь мы же искали воду, а нашли лед? (Ответы детей). Вывод: лёд – это тоже вода.

Часть 3. Работа в лаборатории.

Воспитатель: Ну что, коллеги, мы нашли достаточное количество улик в этом запутанном деле. И нам осталось определить виновника преступления. Я предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.

Воспитатель: Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду (надевают халаты, и вспомнить ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ (схема):

Можно внимательно слушать, наблюдать, можно думать и выдвигать предположения, можно помогать проводить опыты и делать выводы.

Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя громко разговаривать и тем более кричать, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами (соль, перец, гвозди, стекло, иголки, спички).

Воспитатель: Обратите внимание, у нас в лаборатории есть микроскоп. Кто знает, для чего он предназначен? (Ответы детей). Да, ребята, микроскоп нужен для того, чтобы увеличить предметы в несколько сотен раз, и увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Это тоже очень хрупкий предмет и с ним нужно работать аккуратно.

Воспитатель: Итак, ответ на вопрос ЧТО пропало найден. Нам остаётся узнать, КТО виновен в данном преступлении?

Достаёт из ПАПКИ оставшиеся улики

(конверт от CD-диска, конверт, записку с ключом)

на всех предметах виден отпечаток пальца.

Воспитатель: Давайте рассмотрим все улики внимательно. Что вы видите?

Дети: - Чьи-то следы. Отпечатки.

- Я предлагаю провести СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ и проверить, действительно ли это отпечатки пальцев?

Дети присаживаются за стол.

Включается фоновая музыка из к/ф «Twin Peaks».

Самостоятельная деятельность: Дети с помощью заштрихованного простым мягким карандашом участка бумаги и скотча получают свои отпечатки на заранее заготовленных карточках. Затем по очереди рассматривают их под микроскопом.

Вывод: Да, это отпечатки пальцев рук, и они все имеют разный «рисунок». Значит мы сможем по отпечаткам пальцев установить личность преступника. Для этого воспользуемся Базой данных, в которой хранятся все отпечатки пальцев. Она нам поможет установить личность преступника! Приступаем к исследованию отпечатков. (Просматривают имеющиеся отпечатки с лупой и находят отпечатки Злой колдуньи – Засухи). Итак, виновный найден!

Воспитатель: Поздравляю вас, коллеги! Дело о пропавшем сокровище закрыто! Но почему же обычная вода является для всех СОКРОВИЩЕМ? Как вы думаете? (Ответы детей).

Вывод: всему живому на земле без воды нет жизни!

Часть 4. Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большую работу. Что мы с вами сегодня искали? (Воду). Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? (Без формы, цвета, запаха, вкуса). В чем заключается важность воды? (Без воды нет жизни на Земле, и поэтому ее и называют сокровищем) Берегите воду!

Анализ детской деятельности:

(с элементами самоанализа)

Воспитатель: Вы были прекрасными сыщиками, и за успешное раскрытие дела вы награждаетесь медалями. Золотыми и серебряными. Вы должны выбрать. Золотую возьмет тот, кто с легкостью выполнял все задания, а серебряную - у кого возникали трудности.

Воспитатель: Мне очень приятно было с вами работать! Я хочу подарить вам на память нашу папку-лэпбук о воде, чтобы в будущем вы наполняли ее новыми материалами. До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Комплект занятий по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста. (в соответствии с ФГОС) Разработано.

Интегрированная НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воды» Конспект интегрированного нод по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Удивительные свойства воды».

Конспект совместной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста «Волшебное электричество» (5–6 лет) Цель: Расширить знания детей о бытовых приборах и электрооборудовании на основе познавательной активности. Задачи: - Закрепить.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на базе мини-музея «Город мастеров»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на базе мини-музея «Город мастеров» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства Нижегородской области. Задачи:.

Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: создание условий для формированияпознавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Природа наделила человека.

Проект опытно — экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста. Тип проекта: познавательный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ, родители. Продолжительность проектной деятельности :Средней.

Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста». Введение Опытно-экспериментальная деятельность.

Родительское собрание в форме совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми «Мы исследователи» Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка. Расширение контакта между педагогами и родителями,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 мая 2017 в 23:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...