Анна Литвинова
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Необычное расследование»
с элементами квеста
Подготовила:
Литвинова Анна Владимировна
воспитатель МБДОУ д/с «Сказка»
г. Цимлянска
Цимлянск 2017
Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде и её свойствах;
Публикация «Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- познакомить с профессией «Сыщик» и сопутствующей ей терминологией: «улики», «особые приметы», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент»;
- учить «читать» элементарные схемы.
Развивающие:
- развивать у дошкольников предпосылки универсальных учебных действий: умение анализировать, рассуждать, делать выводы;
-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи;
- упражнять в умении находить правильное решение в проблемной ситуации;
-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию воспитанников.
Воспитательные:
- вызывать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению заданий.
Словарная работа: Ввести новые понятия: «статическое электричество», «сыщик», «улики», «особые приметы», «расследование», «база данных», «отпечатки пальцев», «следственный эксперимент».
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование и материалы: СD – диск в конверте, магнитофон, кепки, шарфы, папка-лэпбук, следы, конфетти в коробке, конверт «Особые приметы», воздушные шарики – 7 шт. в корзине, мольберт, 6 бутылочек с разными наполнителями, стакан, контейнер из-под киндер-сюрприза, записка с изображением ключа и отпечатками, стеклянная емкость, шарики гидрогеля, магнит, ключ, бутылка с водой, сундук с замком, лед, халаты, карточки – 7 шт., карандаши – 7 шт., скотч, микроскоп, ноутбук, листы бумаги -7 шт., картотека «отпечатков пальцев», лупы – 6 шт., медали – 12 шт. - 6-золотых и 6-серебряных.
Ход занятия:
Часть 1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! Меня зовут Анна Владимировна. Я работаю воспитателем в другом детском саду, с такими же детьми как вы. Мы с ними очень любим ставить различные опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? Тогда я приглашаю вас в самую настоящую лабораторию, пройдемте за мной!
Звучит музыка «Подозрительная личность»
из к/ф «Джентльмены удачи»
Дети с воспитателем идут по направлению к «лаборатории», и замечают следы на полу, перевёрнутый стул, на столе CD-диск в конверте. На конверте странные отпечатки. (Далее они будут встречаться на протяжении всего занятия).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется здесь кто-то побывал до нас! Следы какие-то! Беспорядок! Кто бы это мог быть?
(Осматриваются по сторонам и замечают на столе CD-диск). Смотрите, здесь какой-то конверт, что это на нем? (Отпечатки). Интересно, что внутри! (Диск). Прослушаем, может там важная информация! (включают диск на магнитофоне).
На диске аудиозапись:
«Ну, что, мои дорогие, не ожидали! А я вас опередила! Я забрала у вас самое ценное сокровище, которое только есть у вас на Земле. И теперь вы без него ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СМОЖЕТЕ! И ни за что не найдёте! Я его надёжно припрятала!»
Воспитатель: Вы поняли, что случилось? (Пропало сокровище). Как же нам его найти? (ответы детей). А может нам превратиться в настоящих сыщиков! Вы знаете, кто такие СЫЩИКИ? (Ответы детей).
- Да, это такие люди, которые раскрывают преступления, находят пропавшие вещи и людей. А самый знаменитый из них – Шерлок Холмс, и у него была вот такая кепка и шарф!
Звучит музыка из к/ф
«Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
(Дети вместе с воспитателем надевают кепки знаменитого сыщика). Воспитатель: Теперь для нас с вами всё будет ЭЛЕМЕНТАРНО!
Воспитатель: Итак, коллеги, приступим к расследованию! Наша задача найти УЛИКИ, это такие доказательства, которые укажут нам на преступника, например, его отпечатки пальцев. Всё, что мы найдём – мы приобщим к материалам дела (показывает папку-лэпбук, «приобщает» конверт с отпечатками).
Часть 2. Квест-игра «Ищем улики».
Музыкальное сопровождение:
тема из мультфильма «Розовая пантера»
Дети, вместе с воспитателем, отправляются на поиски улик. В зале заранее расположены 3 «подсказки», разгадав которые дети постепенно будут приближаться к разгадке.
Воспитатель: Итак, коллеги, отправляемся на поиски улик. Смотрите, здесь чьи-то следы! Посмотрим, куда они нас приведут! А вот и первая подсказка!
Проблемная ситуация: Нужно достать конверт, который находится под слоем бумажного конфетти, не прикасаясь к конфетти руками. (Сделать это можно с помощью воздушных шариков, наэлектризованных о шерстяной шарфик).
Воспитатель: В коробке письмо, и знак какой-то. Что он означает? (Руками не трогать) Как нам достать письмо, не прикасаясь к конфетти руками? (Предположения детей). Хорошо, коллеги! Кажется, я догадываюсь, что нужно сделать! (Разложить шарф) А шарики нам помогут! (Показ). Когда я тру воздушным шариком о шарфик - появляется ток. Он называется статическое электричество. Возьмите все по одному шарику и сделайте то же, что и я! (Дети повторяют действия воспитателя). Вот так статическое электричество помогло нам выполнить задание.
(Шарики с конфетти убираются обратно в корзину).
Воспитатель: Теперь мы можем взять письмо. Смотрите, опять отпечатки! И надпись: «Особые приметы». Что такое особые приметы? (ответы детей). Значит - это признаки пропавшего сокровища. Посмотрим! (рассматриваем признаки)
(В конверте, извлечённом из-под конфетти, дети находят ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ пропавшего сокровища – карточки с изображением свойств воды: БЕЗ ЦВЕТА, БЕЗ ВКУСА, БЕЗ ЗАПАХА, БЕЗ ФОРМЫ.)
Как вы думаете, какое вещество на Земле обладает такими свойствами? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Приобщим найденные карточки к материалам дела! Отправляемся дальше!
Проблемная ситуация: На столе прозрачная ёмкость с узким горлышком (детская рука не проходит). На дне ёмкости контейнер от киндер-сюрприза. Нужно его достать.
На этом же столе несколько непрозрачных ёмкостей с различным содержимым. Дети должны по слуху определить две ёмкости с одинаковым наполнителем (в данном случае с водой) и вылить в прозрачную ёмкость с контейнером. Контейнер всплывёт, и его легко можно будет достать.
Воспитатель: И опять знак! Что он означает? (Не смотреть) Как мы можем определить, что находится в бутылках, не открывая их? (На слух, потрясти.) Совершенно-верно! Возьмите по одной бутылочке и по очереди потрясите ее. (Дети выполняют). А теперь попробуем на слух определить бутылки с одинаковым наполнителем. (Выбирают). Как вы думаете, что в них? (Вода, жидкость.) Проверим наши предположения! Что там на самом деле? (вода). Вот вода-то нам и поможет достать контейнер. Кто уже догадался как? (Налить воду в ёмкость).
(Достают, а там записка с изображением ключа). Вывод: Значит, нам надо искать ключ.
Воспитатель: Идем дальше! (подходят к следующему столу). А не от этого ли ларца нам нужно найти ключ? Смотрите, опять запрещающий знак (руками не трогать, но никакого ключа нет. А что, если и сюда добавить воду? (Внутри виден ключ).
Проблемная ситуация: Как вы думаете, как мы можем достать ключ, не намочив рук? (При помощи магнита). Какое свойство воды помогло нам увидеть ключ? (Вода прозрачная, бесцветная).
В шкатулке находится ЛЁД.
Воспитатель: Скажите, коллеги, мы нашли то, что искали? (ответы детей). Но ведь мы же искали воду, а нашли лед? (Ответы детей). Вывод: лёд – это тоже вода.
Часть 3. Работа в лаборатории.
Воспитатель: Ну что, коллеги, мы нашли достаточное количество улик в этом запутанном деле. И нам осталось определить виновника преступления. Я предлагаю пройти в нашу экспериментальную лабораторию.
Воспитатель: Для работы в лаборатории нам необходимо надеть специальную одежду (надевают халаты, и вспомнить ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ (схема) :
Можно внимательно слушать, наблюдать, можно думать и выдвигать предположения, можно помогать проводить опыты и делать выводы.
Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя громко разговаривать и тем более кричать, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами (соль, перец, гвозди, стекло, иголки, спички).
Воспитатель: Обратите внимание, у нас в лаборатории есть микроскоп. Кто знает, для чего он предназначен? (Ответы детей). Да, ребята, микроскоп нужен для того, чтобы увеличить предметы в несколько сотен раз, и увидеть то, чего не увидишь обычным глазом. Это тоже очень хрупкий предмет и с ним нужно работать аккуратно.
Воспитатель: Итак, ответ на вопрос ЧТО пропало найден. Нам остаётся узнать, КТО виновен в данном преступлении?
Достаёт из ПАПКИ оставшиеся улики
(конверт от CD-диска, конверт, записку с ключом)
на всех предметах виден отпечаток пальца.
Воспитатель: Давайте рассмотрим все улики внимательно. Что вы видите?
Дети: - Чьи-то следы. Отпечатки.
- Я предлагаю провести СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ и проверить, действительно ли это отпечатки пальцев?
Дети присаживаются за стол.
Включается фоновая музыка из к/ф «Twin Peaks».
Самостоятельная деятельность : Дети с помощью заштрихованного простым мягким карандашом участка бумаги и скотча получают свои отпечатки на заранее заготовленных карточках. Затем по очереди рассматривают их под микроскопом.
Вывод: Да, это отпечатки пальцев рук, и они все имеют разный «рисунок». Значит мы сможем по отпечаткам пальцев установить личность преступника. Для этого воспользуемся Базой данных, в которой хранятся все отпечатки пальцев. Она нам поможет установить личность преступника! Приступаем к исследованию отпечатков. (Просматривают имеющиеся отпечатки с лупой и находят отпечатки Злой колдуньи – Засухи). Итак, виновный найден!
Воспитатель: Поздравляю вас, коллеги! Дело о пропавшем сокровище закрыто! Но почему же обычная вода является для всех СОКРОВИЩЕМ? Как вы думаете? (Ответы детей).
Вывод: всему живому на земле без воды нет жизни!
Часть 4. Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большую работу. Что мы с вами сегодня искали? (Воду). Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? (Без формы, цвета, запаха, вкуса). В чем заключается важность воды? (Без воды нет жизни на Земле, и поэтому ее и называют сокровищем) Берегите воду!
Анализ детской деятельности :
(с элементами самоанализа)
Воспитатель: Вы были прекрасными сыщиками, и за успешное раскрытие дела вы награждаетесь медалями. Золотыми и серебряными. Вы должны выбрать. Золотую возьмет тот, кто с легкостью выполнял все задания, а серебряную - у кого возникали трудности.
Воспитатель: Мне очень приятно было с вами работать! Я хочу подарить вам на память нашу папку-лэпбук о воде, чтобы в будущем вы наполняли ее новыми материалами. До свидания!