Татьяна Башкова
Конспект совместной познавательной деятельности «Птицы нашего участка. Кормушки для птиц.»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/с «Золотая рыбка»
Подготовила: Башкова Т. Н.
Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах : их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях;
развитие интереса к животному миру;
активизация речевого запаса детей; развитие связной речи;
развитие познавательной активности;
воспитание гуманного отношения, чувства ответственности ко всему живому.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект совместной познавательной деятельности „Птицы нашего участка, Кормушки для птиц,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Оформление участков и площадок детского сада
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
наблюдение за птицами на прогулке;
беседа «Наши пернатые друзья»;
чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», В. Чаплина «Крылатый будильник», А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
художественное творчество: рисование «Сел на ветку снегирёк», рисование «Кормушки для птиц»;
прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Голоса птиц».
Материалы, необходимые для изготовления кормушки :
картон;
клейстер мучной;
разноцветные ленточки;
зерновая смесь для птиц;
семечки подсолнуха, кукуруза, сушеные ягоды и пр. для добавления в зерновую смесь по желанию детей;
ножницы;
простые карандаши;
трафареты для обрисовывания формы кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр.);
тарелочки для зерна;
ложки или большие кисти для клейстера;
подставка для развешивания готовых кормушек на обсушку;
влажные салфетки для вытирания рук;
мусорное ведро.
ХОД:
Звучит аудио запись «Звуки природы. Голоса птиц»
В: Ребята, что вы сейчас слышите?
Д: Пение птиц.
В: Скажите, пожалуйста, а почему сейчас мы можем послушать пение птиц только в записи?
Д: Наступила осень и птицы улетели на юг.
В: Все ли птицы испугались наступивших холодов и улетели?
Д: Нет, не все. Есть птицы, которые остались.
В: Тогда скажите мне, пожалуйста, почему одни птицы улетели, а другие остались?
Д: Одни перелетные птицы, а другие зимующие.
В: Чем же отличаются перелетные птицы от зимующих, почему они улетают?
Д: Перелетные птицы питаются насекомыми, осенью они пропадают, впадают в спячку. Птицам становится нечего есть и поэтому они улетают на юг, где много разных насекомых.
В: А почему же тогда зимующие птицы остаются с нами?
Д: Они не питаются насекомыми. Они едят зерна, семечки, ягоды…
В: Ребята, а я знаю много загадок о зимующих птицах, можно я вам их загадаю? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (презентация)
1. Зимой на ветках яблоки! 2. Непоседа пёстрая,
Скорей их собери! Птица длиннохвостая,
И вдруг вспорхнули яблоки Птица говорливая,
Ведь это (снегири) Самая болтливая. (сорока)
3. Чик-чирик! 4. Синяя косынка,
К зёрнышкам прыг! Тёмненькая спинка.
Клюй не робей! Маленькая птичка
Кто это? (воробей) Звать её(синичка)
5. Кар –кар-кар! 6. В лесу под щебет, звон и свист
Кричит плутовка. Стучит лесной телеграфист:
Ну и ловкая воровка! «Здорово, дрозд - приятель!
Все блестящие вещицы И ставит подпись (дятел).
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (ворона)
7. Всю ночь летает – 8. Птицей мира он зовётся
Мышей добывает. С крыш стрелой к земле несётся,
А станет светло – Если видит гору крошек.
Спать летит в дупло (филин) Сизый, белый и хороший (голубь)
В: Молодцы, всё правильно угадали, а у меня есть ещё задание.
В: Ребята, у меня есть картинки с изображением птиц. Помогите мне разобраться, какие из них перелетные, а какие зимующие? (Д/И «Рассели птиц») Давайте зимующих птиц расположим на зимнем дереве, а перелетных – на летнем дереве.
Дети берут по несколько карточек с изображением птиц (филин, снегирь, воробей, ворона, голубь, сойка, синица, сокол; соловей, иволга, кукушка, скворец, ласточка, жаворонок, аист, дрозд) и развешивают их на соответствующие деревья. Воспитатель спрашивает у детей, как называется та или иная птица.
В: Дети перелетные птицы в теплых краях всегда найдут себе пропитание. Скажите, а как же быть с зимующими птицами? Где им зимой взять корм?
Д: Зимующих птиц подкармливают люди.
В: Чем же они их кормят?
Д: Пшеном, семечками, зернами…
В: Как люди это делают?
Д: Выносят корм на улицу и высыпают на землю.
В: А что если будет снежная погода, весь корм засыплет снегом, как же быть птицам, они не смогут добраться до зерна. Наверное, нужно что-то придумать, что бы решить эту проблему…
Д: Можно сделать кормушки для птиц.
Происходит беседа о том, какие бывают кормушки, как они выглядят, из чего человек их может сделать. Можно показать детям изображения разных кормушек : из пакетов для молока, из пластиковых бутылок, деревянные кормушки, кормушки из картона и пр. (слайды)
В: У нас уже наступили холода и птицы нуждаются в нашей помощи. Не могли бы вы помочь мне сделать кормушки для птиц?
Д: Да
В: Вот только есть небольшая проблема. У меня очень много разного корма для птиц, но нет никаких материалов, для того чтобы сделать кормушку. Нет ни пластиковых бутылок, ни пакетов от сока и молока, ни деревянных дощечек. Как же нам быть?
Дети предлагают свои варианты решения.
В: Я тоже очень долго думала над этим вопросом и придумала вот такую кормушку…
Воспитатель демонстрирует детям готовую кормушку. Беседуют о том, из чего она изготовлена.
В: Ребята, а какие продукты можно есть птицам, а какие нельзя вы знаете?
Д: Ответы детей.
Затем приступаем к изготовлению кормушки. Предварительно поговорив с детьми о том, что используемый состав для наклеивания зерна безопасен для птиц, поскольку сварен из муки; повторив с детьми правила пользования ножницами. Предварительная работа. (Дети самостоятельно выбирали для себя трафарет будущей кормушки (треугольник, круг, овал, квадрат, елочка, звезда, домик и пр., обрисовывали его на картоне, выбирали ленточки понравившегося цвета для своей кормушки. Вырезали полученный рисунок. В картонной детали кормушки делали отверстие, привязывали ленточку понравившегося цвета.) В отдельной тарелочке готовят смесь для кормушки. Обмазывают картонную деталь клейстером и посыпают зерновой смесью. Можно обсудить, какие семена есть в смеси, которой они обсыпают кормушку… Готовые кормушки вешают на подставку для того, что бы просохли.
Параллельно с тем, как дети работают над своими кормушками можно провести с ними речевую игру «Скажи какой/какая?». Например, воробей какой? (серый, шустрый, неунывающий, сорока какая? (хитрая, быстрая, шумная). Сова какая? (хищная, сонная, бесшумная). Ворон какой? (черный, умный, грозный) и т. д.
В: Ребята, мы сегодня много говорили с вами о птицах, узнали, чем можно кормить птичек, а чем ни в коем случае нельзя, сделали для них кормушки, сами превращались в птичек, играли в игру.
И помните! Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны.
Мы рады, что сегодня сможем позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего посёлка. Заботясь о птицах, мы получим прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.
А когда будем вывешивать кормушки, то будем проговаривать следующие слова.
Мы кормушки смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!