Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию Тема: «Лед и его свойства»

Залина Богазова
Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию Тема: «Лед и его свойства»

Задачи:

-развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

-развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;

- формировать представления детей о гололёде как явлении природы, научить правильно вести себя при гололёде;

- объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололёдом;

-обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др. ;

- воспитывать бережное отношение к использованию воды. Оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».

Ход ЗАНЯТИЯ

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, но сначала, отгадайте загадку: «Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает?»

- Правильно, это бывает зимой. Зима - это царство холода, вьюги, снега, инея. И мы отправимся в царство Снежной Королевы. Королева приготовила специально для вас подарки.

Послушайте и отгадайте загадку от Королевы:

«Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло,

Скользко, весело, светло».

- Совершенно верно, лёд. А что такое лёд? (замороженная вода)

Подойдите к столам. Что это? (Это кусочки льда).

Наблюдение за кусочками льда.

Какого цвета лёд? Давайте посмотрим через лёд. Хорошо видно? Значит, лёд какой? (прозрачный).

- Рассмотрите льдинки, потрогайте. Какие они?

(Есть разные кусочки толстые и тонкие).

- На ощупь лёд тёплый или холодный?

(Холодный).

- Ребята, как вы думаете, зависит ли от температуры воздуха состояние льда? Что с ним случится в комнате? (растает). А если воду налить в формочку и вынести на улицу? (она замёрзнет и превратится в лёд). Какой формы будет эта льдинка? (формы той ёмкости, в какую мы нальём воду)

- Какая льдинка на солнце, в свете лампы?

(Блестит, сверкает, переливается).

- Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку?

(Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).

- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки?

(Он начинает таять, превращается в воду).

- Из чего же получается лед?

(Из воды).

-Да, лед – это замерзшая вода.

Снежная Королева приготовила для вас конверт, давайте посмотрим, что в нём. Загадки! Вам необходимо подумать и отгадать их:

1. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось (снег).

2. Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал (сосулька).

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лёд).

4. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле — тепло

(снежинки).

5. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной

(Сосулька).

6. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — тонкое стекло.

(Лед.)

- Молодцы ребята! Отгадали все загадки Снежной Королевы. Она сделала для вас еще один необычный подарок. Она приготовила его сама. Как вы думаете, как она его сделала?

Воспитатель показывает кусочки цветного льда.

(Это кусочки цветного льда, его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозив её).

- Назовите, какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

- Как вы думаете, что такое гололёд?

- Правильно, это тонкий слой льда, который покрывает тонким слоем льда дороги, тротуары, крыши домов. Слово гололёд образовался от слияния двух слов: голый и лёд.

- А когда появляется на дорогах гололёд?

- Появляется гололёд после оттепели, когда после тёплого денька начинаются заморозки. Вот и становятся скользкими дорожки, и по ним опасно ходить.

- Почему по ним опасно ходить? (они скользкие, можно упасть).

- Как же надо бороться с гололёдом, чтобы не было несчастных случаев? (посыпать дорожки песком, не носить обувь на скользкой подошве).

- Ребята, а вы знаете, как надо ходить, когда на улице гололёд? (идти осторожно, слегка согнув ноги в коленях). Вы умницы.

Физкультминутка.

- А теперь я приглашаю вас погулять в зимнем лесу (физкультминутка).

Мы попали в зимний лес. (Ходьба обычная.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Руки вверх, кружимся.)

Справа - берёзка в шубке стоит, (Повороты туловища вправо)

Слева - ёлка на нас глядит. (Влево.)

Снежинки в небе кружатся, (Кружимся, как снежинки.)

На землю красиво ложатся. (Приседаем на корточки.)

Вот и зайка прискакал. (Прыжки.)

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, (Ходьба большими шагами.)

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас. (Приседаем.)

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит (Сидя на корточки, руки

Так всю зиму и проспит. под щёчки.)

Пролетают снегири - ох, красивые они! (Взмах руками.)

В лесу красота и покой. Легкое покачивание.

А нам пора уже домой! (Ходьба на месте.)

- Ребята, а как вы думаете, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?

- Что можно делать на катке, залитом льдом?

(На льду можно кататься на коньках).

- Когда можно перейти через речку пешком? Почему?

(Зимой можно перейти по льду реку).

- Как можно остудить напиток?

(Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).

- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль?

(Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).

- Что плохого, когда вода замерзает в лёд?

(Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т. д.)

-Молодцы ребята, а сейчас игра на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки.

(Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)

- Молодцы! Все старались быть внимательными.

Опыт по растапливанию льда.

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).

- А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).

- Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).

- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).

- Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).

- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).

- Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).

- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).

- Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).

- Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях. Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней современные дома).

- Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).

- Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? (Место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется).

- Где полынья на речке, изображенной на картинке? (Места, где лёд более тёмный).

- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? (Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду).

- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой, стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.

- Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет, лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться).

- Сможем ли мы сейчас перейти наш пруд? Почему? (Нет, лёд ещё не образовался)

Итог

- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).

- Что вам понравилось на занятии?

- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?

- На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Удивительные свойства воды» МБДОУ д/с «Березка» с. Каликино Добровского муниципального района Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Домашние животные» Цель: обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных. Задачи : -формирование умения составлять рассказ- описание; -развитие.

Конспект организованной образовательной совместной деятельности по познавательному развитию Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Закреплять и углублять представления о растительности леса, диких животных, птицах.

Конспект специально организованной деятельности на тему «Осень» Алла Андреевна Хижняк Конспект специально-организованной деятельности на тему:«Осень» Тема: «Осень» Цель: уточнить знания детей о жизни.

Конспект специально организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений .

Конспект специально организованной деятельности во второй младшей группе «Малышам о малышах» Цель: создание условий для формирования умений называть, узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных..

Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Ее величество шляпа!» МБДОУ «Детский сад № 40» Конспект специально организованной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: “Ее.

Конспект специально организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Колбаска для кота Васьки» Конспект специально организованной образовательной деятельности в первой младшей группе. Тема «Колбаска для кота Васьки». МБДОУ «Детский.

Конспект специально организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Как дети живут на нашей планете» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие,.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Наши помощники» ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ № Этап Содержание Примечание I. Вводная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект специально организованной деятельности по познавательному развитию Тема: «Лед и его свойства»
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 19:25
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...