МААМ-картинки

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в древнюю Русь»

Екатерина Мякишева
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в древнюю Русь»

Задачи:

• Продолжать вызывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.

• Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о быте и обычаях древних славян.

• Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

• Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе „Путешествие в древнюю Русь“» размещена в разделах

• Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

• Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.

• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

• Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

• Продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль.

Информационная часть: раскрашивание детьми мамонтов, древних людей, сценок русских гуляний, забав, ярмарок; чтение глав из книги "Энциклопедия для дошкольника", посвящённых древней Руси, книг данной тематики; рассматривание иллюстраций; беседы: о времени, о космосе, о быте, обычаях, праздниках древних славян; конструирование из бумаги разнообразной утвари; лепка из слоёного теста сушек, баранок, крендельков и т. д.

Атрибуты: Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон; аудио и видео записи (звон колоколов, мультфильм "Как старик корову продавал", русская плясовая, шум двигателя ракеты). Глобус, карта России. Бейджики, пульт управления, карта полёта, наушники, пилотки, строительные модули. Для исполнения роли повара ("тубы с провизией", колпак); роли врача (походная аптечка, витамины, халат); журналистам (фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой); астронавту (скафандр, шланг, пробирки); спасателям (лазерные пистолеты, навигатор, рация); учёным-историкам (очки, сумки). Игрушки динозавры. Картины, нарисованные детьми (мамонт, древние люди); вода, миска; клубок ниток. Наглядные пособия: декорации ярмарки (использовать рисунки детей, ширма «ворота». Народные костюмы, игрушки народных промыслов, плюшевый медведь, обруч с лентами, канат, расписные яйца, волчки, ходули.

Активизация словаря: учёные-историки; колокольный перезвон;

названия народных промыслов; славяне; Русь деревянная;

скоморохи; коробейники и т. д.

Создание проблемной ситуации

"Тай, тай, налетай,

В интересную игру поиграй

Всех принимаем и не обижаем

А кто опоздает –

В небо улетает".

Раздаётся сигнал "звон колоколов".

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей. Воспитатель включает отрывок из мультфильма «Как старик корову продавал» (начало).

Воспитатель: Ребята, по-моему, такой звон колоколов раздавался в древней Руси. Он извещал народ о начале весёлого гуляния, ярмарки. Что бы это значило?

Ответы детей.

Воспитатель: Наверное, жители древней Руси хотят пригласить нас в гости, на ярмарку.

Давайте посмотрим на глобус. Как называется наша страна?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно Россия, покажите её на глобусе. У нас есть карта России. Как называется наш город?

Ответы детей

Воспитатель: Да, мы живём в Москве. Москва – столица России. Покажите на карте наш город. Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

Дети размышляют.

Воспитатель: Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Ответы детей

Воспитатель: Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. А страна наша называлась – Русь, а ещё её называли Русь деревянная. А почему деревянная?

Ответы детей

Воспитатель: Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Когда же жили славяне?

Ответы детей

Воспитатель: В далёком прошлом. А мы с вами, где находимся?

Ответы детей

Воспитатель: Мы с вами в настоящем. А завтра где будем?

Ответы детей

Воспитатель: В будущем.

«Прошлое все то, что было,

Никакая в мире сила

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –

Настоящее для нас,

Будущее – то, что будет

И его не знают люди».

Ход ИГРЫ

Воспитатель: Хотите узнать, как жили люди в древней Руси? Как же нам туда попасть?

Ответы детей

Воспитатель: Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете?

Выборы участников.

Воспитатель: Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – какие учёные изучают прошлое нашей страны? (учёные-историки); тележурналистов – они снимут фильм о жизни древних славян, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т. к. у нас есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).

Приступить к строительству машины времени!

Дети строят машину времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом.

Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.

Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.

Руководитель полё та: Объявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полё та: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Руководитель полё та: Конечная цель нашего полёта древняя Русь. Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полё та: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полё та: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт видит динозавров, берёт пробу воды и воздуха. Возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт. Учёные пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Делается вывод, что были заданны неправильные координаты.

Руководитель полё та: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полё та: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полё та: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полё та: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!

Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Находят картину с изображением древних людей и мамонта. Фотографируют их, возвращаются на корабль. Полёт продолжается дальше. Дети рассматривают изображённого на картине мамонта и древних людей. Мамонта, сравнивают со слоном, делают вывод: слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.

Руководитель полё та: Рассчитать нужные координаты!

Штурман: Есть, рассчитать нужные координаты!

Дети рассчитывают нужные координаты

Штурман: Нужные координаты получены!

Руководитель полё та: Задать новые координаты!

Штурман: Есть! Координаты заданны!

Руководитель полё та: Повар, накормите экипаж!

Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами.

Руководитель полё та: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Все покидают корабль. Руководитель полёта даёт задание учёным-историкам собрать предметы домашнего быта славян. Тележурналистам всё снимать на видеокамеру, фотографировать и записывать. И предупреждает, что через 20мин. нужно возвращаться на корабль.

Дети решают куда идти.

Воспитатель: Команда, навигатор здесь не работает, мы же в древней Руси. Что же делать, куда идти?

Ответы детей

Воспитатель: Я думаю, дорогу нам укажет путеводный клубочек.

Подходят к воротам ширмы, закрывающей макет "Ярмарки"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда клубочек нас привел! Что это?

Ответы детей. Слышится весёлая русская народная музыка.

Воспитатель: Это ворота, а за воротами Ярмарка. Что такое – ярмарка?

Ответы детей

Воспитатель: Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка. Коробейники продают свой товар с лотков. На ярмарке водят дрессированного медведя. Устраивают разные игрища и забавы.

На ярмарку надевают праздничную одежду. Хотите побывать на ярмарке?

Открывают ворота. Появляется петрушка (второй воспитатель)

Петрушка:

Почтенные господа,

Пожалуйте сюда.

Открываем балаган,

Предлагаем вам:

Кокошники, кушаки,

Сарафаны да портки.

Подходите, подходите!

Покупайте, что хотите.

Дети выбирают костюмы, наряжаются.

Петрушка:

Вот игрушки расписные

Ладные, нарядные.

Они повсюду славятся,

Да и вам понравятся.

Подходите, выбирайте, да правильно называйте.

Дети покупают игрушки народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки.

Петрушка:

На Руси была потеха

Пляску русскую плясать.

Становитесь в круг, ребята,

Будем пляску исполнять.

Русская народная пляска

Петрушка:

Эй, удалой народ,

Карусель вас ждёт.

Подвижная игра "Карусель". Дети держаться за ленты на обруче,

бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два.

Вот и кончилась игра.

Дети находят атрибуты к русским народным играм и забавам (ходули, канат, яйца расписные, волчки).

Каждый выбирает себе занятие по душе: перетягивают канат, ходят на ходулях, катают яйца, крутят волчки).

Воспитатель напоминает, что осталось мало времени. Пора возвращаться на корабль

Дети забирают с собой свои сувениры и возвращаются на корабль.

Руководитель полё та: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полё та: Пристегнуть ремни, начать отсчё т времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда мы поместим свои покупки? (Отдадим в музей).

Руководитель полё та: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полё та: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полё та: Разрешаю всем покинуть корабль!

После окончания игры предлагаем устроить ярмарку, раскрасить игрушки (дымковские, филимоновские) и т. д. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на самолете» Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» Задачи: Закрепить знание детей о России и о родном городе. Познакомить с её символикой. Закрепить знания детей о памятниках родного города.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие за сокровищем» в старшей группе МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Конспект сюжетно-ролевой игры «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СОКРОВИЩЕМ» (старшая группа).

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе Цель:Формирование представлений детей, о труде взрослых работающих в театре. Задачи: • Закреплять представления детей о театре. • Формировать.

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие летом на автобусе» Задачи: • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; • Закрепить знания об окружающем.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Цирк» Цель. Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия, помочь создать.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Военные моряки»Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Военные моряки» Задачи:Продолжать формировать умение детей брать на себя роли, чётко выполнять цепочку игровых действий; использовать предметы заместители,.

Конспект сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Путешествие на автобусе» Подготовка к игре. 1. Наблюдение за проезжающими машинами,автобусами. 2. Беседа с детьми про шофёра. 3. Рассматривание иллюстраций со всеми.

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие на военном самолете» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Общеразвивающего вида “Берёзка” П. Новая Игирма Конспект сюжетно – ролевой игры в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в древнюю Русь»
Опубликовано: 26 июня 2015 в 10:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД