Любовь
Конспект занятия «Лепка коня по мотивам дымковской игрушки» для воспитанников начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Публикация «Конспект занятия „Лепка коня по мотивам дымковской игрушки“ для воспитанников начальных классов» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Оборудование: дымковская игрушка, мцльтимедиа, настольный театр, пластилин.
Ход занятия.
1. Орг. момент
На столе стоят игрушки фабричные и глиняные.
Ребята входят под русскую народную мелодию в класс, садятся по 4 человека за парты.
-Ребята, обратите внимание, у вас на столе стоят разные игрушки. Посмотрите на них внимательно и расставьте их на 2 подноса, выделяя общие признаки.
-Почему вы расставили их именно так, по каким признакам?
+ На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом.
- Эта игрушка не просто народная, она выполнена в местах отдалённых, а как она называется, вы узнаете, собрав мозаику.
+Дымковская игрушка.
2. Постановка учебной задачи.
-Таким образом, тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Сегодня мы встретимся с гостями из села Дымково, узнаем о великой силе народной игрушки, вылепим дымковского коня и отправимся на ярмарку.
3. Психологическое вхождение.
Ребята, а вот и гости к нам пожаловали.
- Добро пожаловать, гости дорогие!
- Веселья вам да радости желаем.
- Давно мы вас ждем - поджидаем.
- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
- Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях.
- Мы к вам прибыли из старинной деревни Дымково.
-Чем знаменито Дымково?
- Игрушкою своей!
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Ребята, а почему игрушку называют дымковской?
-Дымковская игрушка поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходила праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.
- А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок. (гости рассказывают читалочки, прибаутки).
Барашек – свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка –Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок – не простой-
Красный, белый золотой.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.
Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. Вы у нас гости долгожданные, мастера великие, милости просим за столы к нашим ребятам. Будете им и друзьями, и помощниками.
4. Составление дымковских узоров.
Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?
Почему весёлое, радостное?
+ Игрушки светлые, яркие.
- Давайте получше присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?
+Белого.
-Правильно, белого. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверно, это цвет настоящего снега.
-А какими цветами мастера расписывали по белому.
Предпологаемые ответы детей.
А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами. Кто больше приметит, тот самый внимательный.
По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на вашем листе как можно больше узоров с дымковских игрушек. (Коллективная работа)
(Просматриваем мультимедиа)
Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети садятся, рисуют.)
Подводятся итоги игры. Учитель собирает листы с парт и вывешивает на доску.
-Посмотрите на разнообразие узоров.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т. д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
Круги означали солнце;
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена;
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
5. Оздоровительная минутка.
Встаньте все.
Скажите, какой конь?
+Красивый, гордый, весёлый.
-Представьте, что вы кони, распрямите плечи, улыбнитесь друг другу.
А как кони скачут?
Поскакали на месте.
А как они цокают?
(Это упражнение и для нашего горлышка)
Садитесь.
6. Объяснение последовательности лепки коня.
Сейчас мы с вами будем лепить из пластилина красивого, стройного, нарядного дымковского коня.
Для это нам нужно сначала подружиться с пластилином, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и в наших руках превращался в интересные фигурки.
Медитация.
Включаю музыку.
Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.
Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно. Теперь быстрее. Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте ее. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили. Соедините все вместе, чтобы получился шар. Пошлепайте по ней. Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания.
Откройте глаза.
Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным.
Сейчас мы попробуем вылепить коня.
1. Разделим кусок пластилина на два: 1 большой, второй – поменьше.
2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.
6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост.
7. Украшаем нашего коня различными узорами, вылепленными из пластилина.
Была бы охота, заладится любая работа.
7. Самостоятельная работа.
(Работы ребят выставляются на общий стол)
Да, мастера вы золотые, устали, зато какую работу проделали.
8. Рефлексия.
А теперь все встали. Мы сейчас поскачем на ярмарку, свистунью.
А здесь веселье и потеха.
Станцуем «Камаринскую»
Звучит музыка.
Встала баба на носок, а потом на пятку,
Стала русского плясать, а потом в присядку!
(Ребята повторяют за ведущими движения)
Талантлив русский наш народ, без частушек ни одно веселье не обходится.
Дети выходят к доске и поют частушки.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались.
Нашим Петей-петушком
Сраженные остались.
Наша Дымково игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
-А это что?
Театр.
Посмотрим-ка, ребята.
1. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Текст неторопливо читает один ребенок, двое других по очереди проводят по сцене персонажей, подражая движениям животных (корова движется медленно, вразвалочку, телятки и козлятки брыкаются).
2. Поехали, поехали
За грибами,
За орехами.
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Используются фигурки мальчиков на конях, нарисованных с одной и другой стороны (две фигурки для поездки в одну сторону с пустыми корзинками и две фигурки возвращаются с другой стороны с полными корзинками). Можно на втором плане поставить девочек, провожающих и встречающих мальчиков.
3. Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь-богатырь
Для Алеши-удальца.
Один ребенок проводит (дважды, трижды) коня со всадником, имитируя бег. Диалог может происходить между двумя дымковскими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.
4. Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на свинке
По кривой тропинке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— А на что корова?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребятушек кормить.
9. Подведение итогов.
Спасибо вам, ребята, за ваше старанье, терпенье.
Какой у нас получился урок?
Что вам особенно понравилось, что нового вы узнали?
На этом наша встреча с прекрасным на сегодня подошла к концу.
До свидания.