Приложение МААМ

Конспект из цикла тренингов семинара-практикума «Конфликт и стили его разрешения»

Ирина Куроптева
Конспект из цикла тренингов семинара-практикума «Конфликт и стили его разрешения»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

- формирование конфликтной компетентности педагогов.

Задачи:

- сплочение педагогического коллектива,

- развитие умения и навыков командного взаимодействия,

- анализ способов разрешения конфликтных ситуаций,

- обучение рефлексивным умениям.

Продолжительность: 1 час

Теоретическая часть занятия не должна превышать 20-25 минут.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Публикация «Конспект из цикла тренингов семинара-практикума „Конфликт и стили его разрешения“» размещена в разделах

Форма и методы работы: групповое занятие с элементами тренинговых упражнений с применением психологических игр (игра–разминка, юмористическая игра, релаксационное упражнение и т. д., групповой оценки, теоретической информации.

Ключевые понятия: конфликт, типология конфликтов, стадии конфликта, пути решения конфликта.

Предварительная работа: анкетирование педагогов по опроснику диагностики стратегии поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса.

Материал и оборудование: раздаточный материал – памятки-рекомендации по профилактике конфликтов, карточки с названиями пар животных для игры «Ноев ковчег», карточки с описанием типов личности по способам выхода из конфликта; наглядный материал – «Основные способы завершения конфликта», «Рекомендации по предупреждению конфликта», «Результаты диагностики стратегии поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса», «Результаты диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе (за последние 3 года)», «Стили разрешения конфликта», клубок ниток, музыкальное сопровождение.

В ходе разработки занятия были изучены работы следующих авторов:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб. : Речь, 2006.

2. Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

3. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.;

4. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб. : Издательство «Речь», 2005.

5. Чуриков А., Снегирев В. Копилка для тренера : Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб. : Речь, 2006.

6. 56 полюсов поведения / Сост. В. В. Марасин. – Д. : Сталкер, 1997.

Структура занятия:

Вступительная часть.

Приветствие педагога-психолога, сообщение цели занятия (2 мин.)

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.

Беседа «Что такое конфликт

Теоретическая часть занятия, раздаточный материал (4 мин.)

Игра-разминка «Ноев ковчег» (7 мин.)

Цель: снятие напряжения, сплочение участников группы, активизация положительных эмоций через создание игровой атмосферы и настроя участников на продуктивную работу.

Основная часть.

Игровое упражнение «Сказка о тройке» (5 мин.)

Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.

Рефлексия с целью определения эмоциональных и поведенческих стереотипов (2 мин.)

Мини-лекция «Стили разрешения конфликта»

Продолжение теоретической части, результаты диагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях, наглядный материал (5 мин.)

Задание по карточкам (5 мин.)

Цель: закрепление полученных знаний о стилях разрешения конфликтных ситуаций.

Заключительная часть.

Упражнение «Подарок мудреца» (12 мин.)

Цель: снятие напряжения, закрепить опыт полученный в предыдущих упражнениях, развитие умения и навыков командного взаимодействия.

Рефлексия с целью интерпретации эмоционального содержания межличностной ситуации. (3 мин.)

Обратная связь (5 мин.)

Цель: получение объективной критики и позитивной информации, определения трудностей, возникших в ходе занятия, эмоциональных переживаний, а также возможности использования полученного опыта в жизни.

Вступительная часть.

Приветствие.

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.

Уважаемые педагоги, приветствую вас и благодарю за то, что нашли время и силы прийти на очередное занятие семинара-практикума.

Беседа «Что такое конфликт

Ответьте четно на вопрос: вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Ссору еще называют конфликтом, а что для вас обозначает понятие «конфликт»? Предлагаю сейчас высказать свои мнения!

Итак, слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.

И как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о конфликте, попытаемся его изучить и найти наиболее оптимальный стиль его разрешения. Важность и необходимость данной темы вызвана тем, что на протяжении ряда лет по итогам диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе не наблюдается положительной динамики, и уровень конфликтности составляет выше среднего.

И для того, чтобы включиться в работу предлагаю поиграть.

Игра-разминка «Ноев ковчег»

Цель: снятие напряжения, сплочение участников группы, активизация положительных эмоций через создание игровой атмосферы и настроя участников на продуктивную работу.

Инструкция: Вам предлагается библейская ситуация: спасаясь от всемирного потопа, в корабле осталось 10 пар животных: по 10 особей женского и мужского пола. Ваша задача, прочитав карточку с названием вашего животного, найти свою пару, используя только невербальные формы общения (не показывая карточки друг другу).

Карточки с названиями животных:

Кобыла – жеребец, голубь – голубка, корова – бык, овца – баран, заяц – зайчиха, кошка – кот, лев – львица, змея – змей, еж – ежиха, петух – курица, индюк – индюшка.

Основная часть.

Игра «Сказка о тройке».

Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.

Участники объединяются в тройки. Каждый игрок присваивает себе значение А, В или С.

Инструкция: «Представьте, что каждый из вас лишен одного канала восприятия или передачи информации:

А – слепой, но слышит и говорит,

В – глухой, но может видеть, говорить и двигаться,

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может говорить и двигаться.

Каждой тройке необходимо выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Я предлагаю, для более легкого овладения ролью, завязать глаза и рты, заткнуть уши».

Рефлексия:

Смогли ли вы договориться, прийти к общему решению? Какую стратегию избрали в достижении цели? Какие чувства испытали?

Вывод: Все конфликты от непонимания, проблем общения. Поэтому так важно помнить, что каждый имеет право на собственное мнение. Говоря словами, Радищева, «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом и уважать его личность» [6].

Мини-лекция «Стили разрешения конфликта»

В настоящее время в современной психологии определены основные стили разрешения конфликта, которые основываются на стилях поведения людей в конфликтной ситуации. Чтобы не тратить время и не останавливать на математических данных диагностики стилей поведения в конфликте сотрудников нашего коллектива я вынесла их на стенд. Сейчас предлагаю остановиться подробнее на описании каждого стиля. В процессе, я думаю, каждый для себя определит к какому именно, принадлежит он.

Стиль конкуренции. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Этот стиль эффективен, когда вы обладаете определенной властью, уверены, что ваше решение или подход к данной ситуации правилен и имеете возможность настоять на своем.

Стиль избегания (уклонения). Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта. Вы можете использовать данный стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда не хотите тратить силы на решение или когда чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете воспользоваться им, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень важен для вас.

Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны.

Стиль компромисса. Пользуясь им, люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей стороны. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо.

Задание по карточкам

Цель: закрепление полученных знаний о стилях разрешения конфликтных ситуаций.

Инструкция: Сейчас предлагаю поиграть. Вам необходимо разбиться на пять групп. Каждая группа получит карточку с описанием типа личности по способам выхода из конфликта. Нужно догадаться к какому стилю разрешения конфликтов относится данный тип личности. И потом дать объяснение. В помощь я предлагаю использовать таблички с описанием стилей разрешения конфликтов.

Черепашки (избегание)

У руководителя есть большое желание спрятаться под панцирь от проблем. Это представители позитивного консерватизма, никогда не теряют цель и этим ценны. В спокойной ситуации данный человек с вами во всех делах, в сложной – могут изменить.

Акулы (конкуренция)

Для этого типа людей главное – его цель, работа. Его не волнует отношение коллег. Умный руководитель уважает целенаправленную деятельность акулы, надо лишь ограничить ее притязания. Коллектив, если он из черепах, может сделать все, чтобы акулы процветали. Но такие люди очень важны для коллектива, они способны, двигаясь к собственной цели вывести коллектив из прорыва.

Медвежонок (приспособление)

Люди данного типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Они знают заботы каждого. Вовремя подадут чай, подарят безделушки или цветы в день рождения. Посочувствуют, поддержат настроение. Но при этом они способны полностью забыть конечную цель. Для них наиболее важным оказываются человеческие отношению.

Лиса (компромисс)

Люди этого типа всегда стремятся достигнуть договоренности. Это не просто человек, который хочет, чтобы всем было хорошо, он активный устроитель принципов жизни. Однако в отношениях с людьми он может отойти от главных заповедей (не обманешь – не проживешь). Они часто не понимают, почему их не ценят.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели»Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели» особие "Звезда недели" (для детей 4-7 лет) Пособие включает в себя металлическую основу в виде домика. Детского сада и фотографий детей.

Приемы формирование адаптивных форм поведения Приемы формирования адаптивных форм поведения Цель: Развитие навыков совместной деятельности детей, тренировка умения регулировать свои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект из цикла тренингов семинара-практикума «Конфликт и стили его разрешения»
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 17:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект из цикла тренингов семинара-практикума «Конфликт и стили его разрешения»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Куроптева (УИ 84533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД