Лучший педагог года

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Наира Арутюнян
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»

(В гостях в мини лаборатории у профессора «Всезнайки»)

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Воспитательные:

• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

• воспитывать любознательность, взаимопомощь,

Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Развивающие:

развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия, аргументировать факты.

Образовательные:

• дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

• обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа: невидимый, легкий, бесформенный, бесцветный.

Оборудование:

• музыкальное сопровождение;

• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

• стаканчики с водой (по количеству детей);

• коктельные трубочки (по количеству детей);

• вееры (по количеству детей);

воздушный шарик.

• бутылочка пустая

• тазик с горячей, холодной водой

• карта следования

• халат для профессора

• конверт с заданиями

• медали «Юный исследователь»

• баночка с запахом апельсина, чеснока.

Ход занятия

(настраиваю детей на начало НОД, используя психогимнастику)

1 ч. Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Ребята, кто такие ученые? (ответы детей).

Обобщаю: ученые это люди, которые ставят опыты,эксперименты, занимаются исследованием.

А вы хотите отправиться в научную лабораторию к профессору Всезнайке? Найти лабораторию нам поможет вот эта карта. (схемы вхождения). А для этого нам нужна разминка – ответить на несколько вопросов: Что тяжелее стакан с водой или пустой? Что тяжелее 1 кг. Ваты или 1 кг. Железа? Когда бывает радуга? Отчего? Кто соседи у цифры 6? Молодцы, справились, можем отправляться.

(проходим по карте).

-Здравствуй товарищ профессор! Что то не отзывается - халат вроде его висит! Где же он?.А вот письмо какое то лежит! (зачитываю)

2 ч. (приглашаю детей к столам).

Воспитатель: Ребята поможем профессору Всезнайке? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает.

Воспитатель: послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод 1: Воздух существует!

Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель: а какого он цвета?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).или губку, смоченную соком апельсина, чеснока.

Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод 3: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети: Соломинки.

Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: а что они делают?

Дети: Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель: почему?

Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Вывод 4: вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый но все же, без него мы жить не можем!

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)

3 ч. Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Кому еще нужен воздух (растениям, животным).

Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.

Давайте подуем на ладони: Почему, когда мы держим ладонь близко воздух на нее поступает теплый, а когда далеко – холодный (выводы).

4 ч. Предлагаю подойти к тазику с водой. (МОРЕ) .Давайте подуем на кораблики. Что происходит? Почему?

Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Для чего можно использовать веер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером на себя, Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Вывод 6: ветер – это движение воздуха.

5 ч. Воспитатель: На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.

Воспитатель: Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!

: А хотите ещё узнать о свойстве воздуха?

Я вам сейчас покажу свой эксперимент?воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

(В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

(При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.)

Вывод:Вот мы и доказали, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!

АУТОТРЕНИНГ (предлагаю сесть на коврик)

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем релаксационную музыку)

Воспитатель: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

ИТОГ: И так подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята, но как же профессор узнает, что мы сами ставили опыты, делали выводы? Я предлагаю составить схему наших экспериментов (что делали сначала, что потом).

Воспитатель:Я смело могу вас назвать исследователями, думаю и профессор тоже.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха Область: Познание. Интеграция областей: «Коммуникация»,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого. Задачи: -развивать познавательную активность в процессе.

Конспект НОД по экспериментированию на тему «Свойства воздуха» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» Конспект интегрированной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: развивать познавательную.

Конспект образовательной экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: Уточнить представление детей об использование воды через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей со.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности «Свойства воздуха» с детьми подготовительной группы Задачи: Закрепить с детьми понятие «воздух», и его свойства (воздух везде, прозрачность, невидимость, без вкуса и запаха).

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект НОД «Свойства воздуха» в средней группе ТЕМА НОД: «Свойства воздуха» Программное содержание: Закрепить знания о движении воздуха, его пользе для окружающих. Познакомить со свойствами.

Тема: «Свойства воздуха». Тема: «Свойства воздуха». Цель. Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств.

Занятие в старшей группе «Свойства воздуха» Занятие в старшей группе «Свойства воздуха». Программное содержание: познакомить детей со свойствами воздуха (не виден, не имеет запаха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 15:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД