Папки-передвижки

Конспект урока для 8 класса «Виды мышления»

Горинова Дарья
Конспект урока для 8 класса «Виды мышления»

Тема урока «Виды мышления»

Тип урока – Комбинированный

Цели :

Образовательная: Ознакомление учеников с видами мышления;

Развивающая: Развитие умений анализировать информацию;

Воспитательная: Формирование психологической культуры обучающихся.

Использование ТСО и наглядности: интерактивная доска, наглядный материал – бланки.

Домашнее задание: Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Краткий план урока

1 этап. Организационный момент – 2 минуты;

Публикация «Конспект урока для 8 класса „Виды мышления“» размещена в разделах

2 этап. Повторение ранее изученного материала – 1 минуты;

3 этап. Изложение материала по уроку с элементами беседы – 27 минут;

4 этап. Выполнение практической работы – 14 минут;

5 этап. Домашнее задание – 1 минута.

Список использованных источников

1. Поярова,Т. А. Психология индивидуальных различий / Т. А. Поярова – Вологда: Русь, 2001г. – 97 с.

2. Носова, Н. В. Общая психология (познавательные процессы) : Практикум / Н. В. Носова, Т. А Поярова, И. В. Фокина, Е. В. Щеголева, О. Н. Щепелина. – Вологда: ВГПУ, изд-во, 2010. – 83 с.

Подробный конспект урока

Этап урока Содержание урока Примечания

I

(1-ый слайд см. в приложении)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем изучать тему: «Виды мышления».

(2-ой слайд см. в приложении)

Сейчас рассмотрим наш план урока.

Сначала мы повторим раннее изученный материал. Затем сделаем обзор классификации видов мышления и подробно изучим 2-е классификации видов мышления.

Запишите число и тему урока.

Запишите план урока.

II (3-ий слайд см. в приложении (1)

Давайте вспомним с прошлого урока определение мышления.

(3-ый слайд см в приложении (2)

Вы правильно ответили, мышление – обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности.

Как вы поняли с прошлого урока, что такое мышление?

Запишите определение те, кого не было на прошлом уроке.

III

(4-ый слайд см. в приложении)

На слайде представлена классификация видов мышления. Тем, кому не видно, мы дадим классификацию в распечатанном виде.

Как вы видите, существует множество классификаций видов мышления. Сейчас мы рассмотрим две классификации : по форме и по характеру протекания интуитивных процессов. По первой классификации, которую мы рассмотрим выделяют три вида мышления : 1-ое наглядно-действенное, 2-ое наглядно-образное и 3-е абстрактно-логическое. По второй классификации, которую нам предстоит рассмотреть выделяют два вида мышления : аналитическое и интуитивное.

(5 -й слайд см. в приложении)

Рассмотрим первую классификацию видов мышления : по форме.

Данную классификацию разработал Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ. В ней выделяют 3 вида мышления, которые мы подробно разберем: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

(6-ой слайд см. в приложении)

Наглядно-действенное мышление.

Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-дейстственный вид мышления, который позволяет успешно осуществлять практическую деятельность. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника, автослесаря.

(7-ой слайд см. в приложении)

Рассмотрим следующий вид, наглядно-образное мышление.

Это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Например: наглядно-образное мышление необходимо людям с творческими профессиями: художникам, музыкантам. А так же люди с таким видом мышления способны решать, сложные задачи в уме.

(8-ой слайд см. в приложении)

Словесно-логическое мышление.

Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей.

Данный вид мышления, характерен использование понятий, логических конструкций он протекает в умственном плане. Он функционирует на базе языков средств и является собой самый поздний этап исторического мышления.

Например: простейшая игра, которая развивает словесно-логическое мышление «На что похоже облако?»

Каждый из нас видит определенную фигуру, которую ассоциирует с определенным образом.

(9-й слайд см. в приложении)

Теперь перейдём к изучению второй классификации типов мышления : по характеру протекания познавательных процессов. Так как в практической части урока мы будем определять уровень развития аналитического мышления.

В этой классификации выделяют два вида мышления : аналитическое и интуитивное.

(10-й слайд см. в приложении)

Рассмотрим интуитивный вид мышления в данной классификации.

Интуитивное мышление совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона.

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции.

Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Например: человека рассуждает: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — такого человека называют человеком с интуитивным мышлением.

(11-й слайд см. в приложении)

Разберем аналитический вид мышление.

Аналитическое мышление протекает путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему. Аналитическое мышление - способность человека логически анализировать информацию и принимать решение.

Если сказать своими словами, то это способность анализировать данные и приходить к какому-то мнению, на основе этих данных.

Приведем вам несколько примеров.

Например: увидев человека в очках, у многие пришли к выводу, что это умный и начитанный человек.

Или, например, «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез». Из этого предложения мы можем подумать, что событие происходит в светлое время суток (т. к. ночью нет солнца) или вероятно, на улице неплохая погода.

Ребята, мы рассмотрели две классификации видов мышления, давайте подведём итог пройденного сегодня нами материала?

Запишите в тетради данную классификацию.

Запишем определение, которое на экране. Наглядно-действенного мышление-вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.

Запишем определение.

Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.

Запишем определение.

Это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей.

Как вы поняли данный вид мышления? Приведите свои примеры.

Запишите в тетради данную классификацию.

Запишите определение интуитивного мышления.

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции.

Запишите определение аналитического мышления в тетради.

Аналитическое мышление - способность человека логически анализировать информацию и принимать решение.

Ребята, приведите, теперь вы, примеры аналитического мышления.

Какой вид мышления вам запомнился больше и почему?

IV

(см. приложение 1.1; 1.2)

Ребята, мы переходим к практической части урока.

С помощью методики «Исследование аналитического мышления», которая вам предложена, мы будем определять уровень развития аналитического мышления.

Ребята, вам выданы бланки, не переворачивайте их.

По истечении 7 минут мы даем команду: «Стоп! Решение прекратить!»

Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!»

(см. приложение 1.3)

Ребята, 7 минут прошло, сейчас мы будем проводить обработку результатов.

Вы видите, на интерактивной доске ключ для обработки результатов задания.

Если, вы, записали в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.

Если вы решили 14 - 15 рядов, то уровень вашего аналитического мышления очень высокий или отличный;

Если вы решили 11 – 13 рядов, то уровень высокий или хороший;

Если вы решили 8 – 10 рядов, то уровень аналитического мышления средний иди удовлетворительный;

Если вы решили 7 - 6 рядов, то уровень аналитического мышления низкий или плохой;

Если вы решили 5 и менее, то уровень аналитического мышления очень низкий или очень плохой.

Ребята, у каждого разный уровень аналитического развития: у кого-то высокий уровень, а у кого-то низкий. В этом нет ничего плохого.

Развивать аналитический тип мышления вам помогут следующее упражнения:

1)Нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам;

2) Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы, загадки, головоломки;

3) Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума. Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.

Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Подсчитайте количество правильно решенных рядов.

V

(см. приложение 2.1)

Ребята, наш урок подходит к концу.

Домашнее задание будет отправлено вам на электронную почту.

Спасибо за урок! Урок закончен!

Вам необходимо выполнить домашнее задание письменно.

Приложение:

1.1 (бланк лицевой стороной вниз положен) :

«Исследование аналитического мышления»

(Н. В. Носова, Т. А Поярова, И. В. Фокина, Е. В. Щеголева)

1.2 (лицевая сторона бланка) :

№ п\п Числовые ряды

1. 2 4 6 8 10 12 14 … …

2. 6 9 12 15 18 21 24 … …

3. 3 6 12 24 48 96 192 … …

4. 4 5 8 9 12 13 16 … …

5. 22 19 17 14 12 9 7 … …

6. 39 38 36 33 29 24 18 … …

7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4 … …

8. 1 4 9 16 25 36 49 … …

9. 21 18 16 15 12 10 9 … …

10. 3 6 8 16 18 36 38 … …

11. 12 7 10 5 8 3 6 … …

12. 2 6 9 27 30 90 93 … …

13. 8 16 9 18 11 22 15 … …

14. 7 21 18 6 18 15 5 … …

15. 10 6 9 18 14 17 34 … …

1.3 (Ключ для обработки результатов задания «Числовые ряды»)

2.1 (домашнее задание) :

Домашнее задание направленно на развитие словесно-логического мышления. На следующем уроке мы с вами разберем это домашнее задание, и вы объясните почему вы выбрали то или иное слово.

Главное и второстепенное.

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.

Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.

Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.

Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.

Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.

Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы

Публикации по теме:

Конспект урока для 4 класса «Семейные праздники» Пояснительная записка Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений.

Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?» Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег,.

Конспект урока «Семья. Родители и дети» для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья Тип урока: комбинированный. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Цель: формирование представления о понятии.

Конспект урока «Виды транспорта» Тема: «Виды транспорта» Цель: познакомить учащихся с видами транспорта Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Конспект открытого урока «Виды одежды» для 1 класс, дети с УУО Цель: - Формировать навыки различия одежды по видам в зависимости от ее назначения. (школьная, спортивная, праздничная, домашняя) Задачи:.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект урока окружающего мира для 4 класса «Из книжной сокровищницы Древней Руси» Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») Класс: 4 «Б» Учитель: Ильюшкина М. К Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Час общения для учеников 4 класса в формате урока-проекта учащихся 6 класса «Птичкин день» Птичкин день Разработка учителя географии Горловской ОШ І-ІІІ cт. №25 с углублённым изучением отдельных предметов Сокольниковой Л. А. Форма.

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока для 8 класса «Виды мышления»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 13:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД