Получи документы

Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи»

Людмила Разумова
Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи»

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

ТЕМА УРОКА :

Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи.

Цели:

Образовательные:

Публикация «Конспект урока „Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи“» размещена в разделах

1. Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;

2. Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны научиться :

1. Определять роль прилагательных в речи.

2. Распознавать имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.

Метапредметные результаты.

РегулятивныеУУД:

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Полно и точно выражать свои мысли, умение работать в группе.

Ход УРОКА

1 Психологический настрой.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать,рассуждать и друг другу помогать.

На уроке будь старательным,                                                                              

                                             Будь спокойным и внимательным.

                Все пиши,  не отставая,

                Слушай не  перебивая.

                Говорите чётко, внятно,                                                                                            

                Чтобы было всё понятно,

                 Если друг стал отвечать

                             Не  спеши перебивать.

-Чем мы буде сегодня заниматься на уроке, судя по стих. Выберем девиз урока. Возьмите карточку. Зачеркните всегда твёрдые согласные и прочитайте получившееся предложение.

Бжешцзтержпцежньцяшнжеццштужчшцженьжця.

Какое качество человека необходимо нам на уроке?

-Как понимаете пословицу?

 Внимательно посмотрите на буквенное поле. Слайд 1. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е

-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

2. Минутка чистописания: н, нн

– Какое правило напоминает вам это соединение?

На доске записаны слова:

«длина», «рано», «весна».(слайд)

– Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

– Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Дети записывают: н, нн – Написание слов

с удвоенной согласной.

Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний».Выделяют номер орфограммы (№11)

3. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем? (Части речи) Какие части речи мы подробно изучили?

-Давайте вспомним, что мы о них знаем? (Приём технологии критического мышления «Зигзаг»)

В группах составляется таблица

Часть речи

Что обозначает?

Вопрос

Роль в русском языке.

Как изменяются?

Сущ.

предмет

Кто?Что?

Называют предметы,

явления,дают предметам имя.

По числам.

Глагол

Действие предмета

Что делает?

Слова наполняют движением, придают тексту динамичность

По числам.

Прил.

Признак предмета

Какой?Какая?Какое?Какие?

Проверка со слайда.

Рефлексия.

Возьмите ромашку и оцените себя. (закрашивают лепестки)

4. Постановка проблемы. Введение в тему.

А сейчас я хочу вам рассказать историю.

Встретились однажды Аня и Валя. У них разгорелся спор.

Аня:Я могу обойтись без лишних слов, мне не нужны слова -пояснения. Я могу без них понять о чём идёт речь и первой выполнить задание.

Валя:А я не имея слова -признаки могу ошибиться, без этих слов мой разговор был бы не понятен.

Ставлю перед вами проблему. Кто прав?В течении урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

5. Целеполагание.

Посмотри на составленную таблицу, как вы думаете, что мы должны сегодня изучить на уроке? Что мы не знаем об имени прил (Роль в русском языке и как изменяется) Возьмём частичку материала. Какова роль прилагательных в речи.

Постановка целей учащимися. (Использовать опорные слова.)

Сформировать умение отличать….

Будем учиться определять….

Воспитывать ….

6. Этап. Осмысление. Исследование.

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай»У меня в коробке лежит предмет. Вы должны отгадать, что это.

1 подсказка: неживое,полезное, тяжёлое. Что это?

-Почему нет единого мнения?

2 подсказка: круглое, душистое, витаминное.

Мнения разошлись.

3 подсказка :оранжевое (тыква)Какие слова были в подсказках, Часть речи? Поставь вопрос к словам. Почему мнения сошлись? Назван более точный признак предмета. Какую же роль играют в речи прилагательные?

1. Вывод:Прилагательные помогают описать предмет и быстрее понять о чём идёт речь.

Составляется кластер на доске.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

Физминутка. О ромашке

Вы прислушайтесь к ромашке,

Низко, низко наклонясь.

Ей погладьте лепестки,

Встаньте прямо, руки в боки,

Оглядитесь все вокруг:

Перед нами целый луг.

Раз - ромашка, два — ромашка

Перед нами целый луг.

Любоваться ими будем.

И не тронем не обидим!

7. Закрепление

-А сейчас попробуйте сами описать ромашку, используя только прилагательные. Посмотрим, кто более точно опишет предмет. Работа в группах. Лист белой бумаги А4 сгибают пополам 4 раза, передают лист каждому участнику и записывают прилагательные, затем другой группе, затем возвращают в прежнюю группу. Каждая группа будет иметь по 16 прилагательных.

Рефлексия на лепестках цветка.

8. Применение знаний на практике.

Сам работа.

Отгадывание загадок. (загадки на карточках) Выписать прилагательные.

У каждой группы своя загадка.

Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.

Не нужна и шоколадка.

Я сушить его могу,

Получу я курагу.

Отвечай мне на вопрос. Что же это (абрикос)

В садочке есть плод.

Он сладкий как мёд.

Румяный,как калач, но не круглый, как мяч. -

Он под самой ножкой-

Вытянут немножко. (груша)

У этого зверя огрмный рост.

Сзади у зверя маленькийх вост.

Спереди у зверя хвост большой.

Кто же это?

Ну конечно это он!

Ну конечно, это…. (слон)

Стоят в поле сестрички-

Это качество прекрасное,

Хоть порою и опасно

И не каждому дано,

В голове живёт оно.

(Ум, интеллект).

Проверка, выступление групп. Определение роли прилаг. в русском языке.

Первая загадка — название признаков по цвету и по вкусу.

2 загадка — признаки по размеру, 3 загадка — признак по форме и вкусу.

4 загадка- признак по качеству человека

По ходу дополняется кластер.

Дети делают вывод.

Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства (слайд)

Рефлексия на лепестках цветка

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

Физминутка для глаз.

Вручение подарка- памятку (волшебный цветок, на лепестках написаны виды признаков предмета)

Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила? (семь)

- Как вы думаете, почему, я его назвала волшебным? (Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

В какой сказке мы встречаемся с этим цветком. (В сказке Катаева «Цветик-семицветик)

Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных цветов:жёлтый, красный,зелёный,синий,оранжевый,фиолетовый и голубой.

- Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

- Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

- К какой части речи относятся эти слова?

Выпиши прилагательные. Проверка- консультант.

Рефлексия

- А теперь прочитайте его без прилагательных (Слайд)

 - О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

- О цветике-семицветике.

- А второй  текст, который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?  

- О цветике, но ни как о семицветике.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

- Наличие прилагательных.

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

- Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

- Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

Дополнение кластера. Рефлексия

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

-Ещё раз повторим,что же мы сегодня в результате исследования узнали о прилагательном?

Итог

Вернёмся к началу нашего урока. Вспомним, какой спор разгорелся между ребятами. Кто был из них прав и почему?

Заполнение таблицы частей речи. (точно описывают предмет, делают речь выразительной красочной)

Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн (учимся писать) Перед вами памятка, давайте поробуем.

1. Имя прилагательное

2. Яркое, выразительное                            

3. Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает

4. Пример прилагательного.

Итог.

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Рефлексия на цветах успеха, закрашенные лепестки, вставляют в корзину.

Оборудование кластер, разрезная и полная таблицы, цифры 1,2,3,4,ромашки для раскрашивания, памятка ромашка, загадки и текст.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

Для точности описания предмета.

Называют цвет, форму,размер, вкус, запах, качества.

Делают речь яркой,выразительной,понятной.

Часть речи

Что обозначает?

Вопрос

Роль в русском языке.

Как изменяются?

Сущ.

предмет

Кто?Что?

Называют предметы,

явления,дают предметам имя.

По числам.

Глагол

Действие предмета

Что делает?

Слова наполняют движением, придают тексту динамичность

По числам.

Прил.

Признак предмета

Какой?Какая?Какое?Какие?

1 2 3 4

Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.

Не нужна и шоколадка.

Я сушить его могу,

Получу я курагу.

Отвечай мне на вопрос. Что же это?

В садочке есть плод.

Он сладкий как мёд.

Румяный,как калач, но не круглый, как мяч. -

Он под самой ножкой-

Вытянут немножко.

У этого зверя огрмный рост.

Сзади у зверя маленькийх вост.

Спереди у зверя хвост большой.

Кто же это?

Ну конечно это он!

Ну конечно, это….

Это качество прекрасное,

Хоть порою и опасно

И не каждому дано,

В голове живёт оно.

Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных цветов:жёлтый, красный,зелёный,синий,оранжевый,фиолетовый и голубой.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей» В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное.

«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи»
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 15:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД