Екатерина Жданова
Конспект урока истории для обучающихся 9 класса «Битва за Москву»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подчеркнуть великое историческое значение победы советского народа в битве за Москву.
Задачи:
1. Образовательные: дать обучающимся представление об оборонительном периоде, разгроме немецких войск под Москвой; на примерах подвигов защитников Москвы показать мужество, стойкость, готовность погибнуть ради освобождения столицы; объяснить, почему защита Москвы волновала всю страну
Публикация «Конспект урока истории для обучающихся 9 класса „Битва за Москву“» размещена в разделах
- Битва за Москву
- История. Уроки истории
- Московская область, город Москва
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
2. Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности; составлять сообщение на заданную тему; давать полные и развернутые аргументированные ответы, работать над расширением словарного запаса, развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать чувство восхищения народом, который проявил беззаветное служение Отечеству; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество. Вызвать чувство восхищения мужеством и героическим подвигом всего русского народа.
Основные понятия:
генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.
Оборудование: учебник истории, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», портрет Г. К. Жукова, презентация «Битва за Москву».
Тип урока :
Комбинированный.
План :
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала
3. Вводное слово учителя.
4. Сообщение темы урока. Запись числа в тетради.
5. Изучение нового материала.
6. Зрительная гимнастика.
7. Историческая справка, рассказ о подвиге Зои Космодемьянской.
8. Продолжение работы над темой урока.
9. Закрепление изученного материала. Самостоятельное выполнение кроссворда.
10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: -Здравствуйте ребята. Садитесь. Все ли готово к уроку?
Обучающиеся приветствуют учителя
Учитель:Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Обучающиеся : на прошлом уроке -мы изучали тему : «Начало Великой Отечественной войны»
Учитель:- Когда началась Великая Отечественная война?
Обучающиеся :- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года
Учитель:-В чем заключался план «Барбаросса»?
Обучающиеся : - план «Барбаросса» заключался в том, что бы воспользоваться неподготовленностью противника и напасть на СССР, разбить армию на части, а затем уничтожить.
Вводное слово учителя по теме: - Первые месяцы войны для Красной Армии были неудачными. Она отступала по всему фронту. Советские бойцы вели кровопролитные бои. Немцы рвались к Москве.
Сообщение темы урока : Тема нашего сегодняшнего урока : «Битва за Москву». Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради
Изучение нового материала: -Немцы рвались к Москве. Операцию по захвату столицы Советского государства они назвали «Тайфун».
- Вы знаете что означает слово «тайфун»?
- Тайфун – это сильный ураган разрушительной силы.
В направлении Москвы была сосредоточена самая крупная группировка немецких войск под названием «Центр». Гитлеровская армия захватила Смоленск и Ельню. Советские войска особенно яростно боролись за Смоленск.
(показ карты)
Сломить сопротивление гитлеровцы пытались несколько месяцев. Красная армия потеряла в боях 400 т. человек, немцы также несли потери.
Артиллерию впервые применили советские войска в бою за Смоленск.
Кто-то знает, что такое артиллерия?
Это род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты.
Реактивные установки солдаты называли «катюшами».
- Как вы думаете почему реактивные установки солдаты называли «Катюшами»?
- Ребята, есть несколько историй происхождения такого имени. Первая: реактивную установку стали называть по названию известной в то время песни «Катюша». Так же есть мнение, что название произошло от существующей легенды, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
Чтобы противник не заметил их и не уничтожил, солдаты размещали «катюши» на грузовых автомобилях и перевозили в разные места.
«Катюши» наводили ужас и страх на противника, такого оружия у немцев не было.
Бои за Смоленск и Ельню задержали наступление немцев на Москву. Для Гитлера захват Москвы был главной задачей, поэтому группировка «Центр» получила подкрепление.
30 сентября 1941 г. фашистские войска начали генеральное наступление на Москву.
-Найдите в своих учебниках, что же означает генеральное наступление?
Обучающиеся : - генеральное наступление – главное наступление
Учитель:Немцы захватили Вязьму, Орел, Брянск и вплотную подошли к Москве.
Оборона города была поручена генералу армии Георгию Константиновичу Жукову.
Найдите в учебнике портрет Жукова, и прочтите краткую информацию о великом советском полководце.
Учитель: На помощь Москве стали перебрасывать части из Сибири и Дальнего Востока.
В городе объявили осадное положение.
- Что означает осадное положение, как вы думаете.
Осадное положение это - исключительное положение, в котором объявляется какая-либо местность, в видах охранения общественного порядка.
Было принято решение эвакуировать, т. е. переместить в безопасное место, часть населения.
Сталин Иосиф Виссарионович отдает приказ в случае прорыва немецких войск, уничтожить государственные объекты и московское метро.
В столице формируются отряды народного ополчения.
Кто же вступал в эти отряды, как вы думаете?
В отряды народного ополчения вступали те, кто не подлежит службе. Это старики и подростки ставшие на защиту Родины.
Здания школ и институтов превращают в штабы для записи добровольцев. Что такое штаб?
Штаб - это орган управления войсками, воинскими соединениями или подразделениями.
Зрительная гимнастика:- ваши глаза устали. Давайте дадим им немного отдохнуть. Массируем веки пальцами, моргаем быстро, затем медленно. Смотрим на дверь, потолок, окно, пол. (повтор 2 раза)
Историческая справка : - Ребята, я расскажу вам о подвиге, где показан пример личного мужества и героизма. Это не единственный наглядный пример героизма людей во время ВОВ. Так же вы можете прочесть о подвиге Александра Матросова, Виктора Талалихина.
Сегодня я рассказу вам о подвиге Зои Анатольевны Космодемьянской
Зоя Анатольевна родилась в семье педагогов, в 1923 году. Ее мечтой было поступление а Литературный институт, но ей была уготовлена другая судьба. Когда в 1941 году был объявлен набор добровольцев, Космодемьянская одна из первых отправилась на собеседование, и прошла его. На выполнении одного из заданий она была схвачена крестьянином и сдана немцам. Они истязали ее пытаясь узнать все военный секреты. 29 ноября 1941 года, Зою Анатольевну привели на казнь, где бесстрашная патриотка сказала речь, в которой призывала бороться с фашистами. Космодемьянскую повесили, тело ее было захоронено лишь через месяц местными жителями. (рассказ учителя)
Учитель:- Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений. Старики, женщины и подростки рыли окопы, делали насыпи, натягивали колючую проволоку, мешками с песком закрывали исторические памятники.
7 ноября в день празднования октябрьской революции на Красной площади проводили парад войск. В 1941 году Сталин парад не отменил. Бойцы Красной армии маршировали по красной площади, и отправлялись на фронт. Сообщения о параде передавались по радио, для поднятия боевого духа.
Немецкие войска прорвались близко к Москве. Подступы к столице защищала дивизия генерала Панфилова. Почти вся дивизия погибла, остались в живых 28 бойцов.
Решающие бои за Москву развернулись в конце ноября. Гитлеровцы фарсировали т. е. захватили канал «Москва- Волга». Группа армии «Центр» 2 месяца вела бои прорываясь к Москве. Немцы несли огромные потери, силы иссякли. Благодаря героизму защитников города наступление врага было остановлено. Советские войска перешли в контрнаступление т. е. переход от обороны к наступлению. К концу 1941 года фашисты были отброшены от Москвы. Весь Советский союз ликовал. Красная армия одержала победу. Война затягивалась, а фашисты боялись этого больше всего.
Учитель: Ребята, каждому из вас я раздам кроссворд, что бы проверить, насколько внимательно вы меня слушали
1. Главное наступление это?
2. Назовите фамилию маршала Советского союза, которому была поручена оборона Москвы.
3 огнестрельное оружие крупного калибра, пушки, гаубицы, монометы.
Учитель: -Ребята, какую тему урока мы изучали сегодня?
-Какие неизвестные ранее слова вы узнали?
Обучающиеся : - Битва под Москвой.
- Генеральное наступление, штаб, тайфун, артиллерия, осадное положение.
Учитель: Вам понравился урок?
Запишите домашнее задание, прочесть параграф, ответить на вопросы. урок окончен.