Папки-передвижки

«Восстание Спартака». Конспект урока истории в 5 классе

Ульянова Нелли
«Восстание Спартака». Конспект урока истории в 5 классе

Урок в 5 классе

Тема: «Восстание Спартака»

Цель: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Задачи:

• активизировать мыслительную деятельность ребят;

• формировать навык работы у учащихся с историческим документом;

Публикация «„Восстание Спартака“, Конспект урока истории в 5 классе» размещена в разделах

• развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте изучаемые объекты;

• развивать умение объективно оценивать себя и свои результаты;

воспитание чувства гуманного отношения друг к другу, гражданственности.

Оборудование:

1. н/карта “Древняя Италия” или “Восстание Спартака”;

2. учебник “История Древнего мира ” – автор Г. И. Годер;

3. карточки с текстом для групп;

4. историческая справка о Спартаке;

5. основные понятия и даты: г. Капуя, Галлия, Везувий, Красс, Лукулл, Помпей, 74–71 гг. до н. э. ;

6. рабочий лист по теме “Восстание Спартака”;

7. слайды

План урока :

1. Причины восстания.

2. Походы восставших.

3. Итог восстания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать тему «Восстание Спартака», но прежде проверим ваше домашнее задание по теме «Земельный закон братьев Гракхов». Итак, отвечаем на вопросы:

II. Опрос домашнего задания.

1. Как повлияло завоевание римлянами средиземноморских стран на положение римского крестьянства?

2. Расскажите о деятельности Тиберия Гракха.

3. Расскажите об основных положениях земельного закона Гракха.

4. Расскажите о деятельности Гая Гракха.

5. Как вы думаете, почему братья Гракхи не сумели провести свои реформы до конца? И в каком случае они могли провести свои реформы? Ответ обоснуйте?

Итак, мы с вами узнали, как жили простые крестьяне-земледельцы, каким было положение рабов в Риме. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Все это выливалось в самые разные виды протеста - побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание. Как вы думаете, почему они протестовали? О чем они мечтали?

В 73-71 гг. до н. э. произошло одно из самых крупных восстаний рабов в Римском государстве под предводительством Спартака.

Выясним, как проходило восстание Спартака. Могло ли восстание рабов привести к победе и ликвидацию рабовладельческого общества?

III. Объяснение нового материала.

1. Вашему вниманию предлагается исторический документ. Я вам даю время ознакомиться с этим документом, после этого вы должны ответить на мои вопросы по этому документу. Внимательно ознакомьтесь с документом. (3-4 минуты).

2. Беседа по вопросам к документу.

- Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)

- Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)

- Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)

- Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)

- Что рассказывает Плутарх о Спартаке. (Спартак - из Фракии, смелый, сильный.)

Итак, мы с вами выяснили, то, что восстание под предводительством Спартака началась из-за плохого обращения с ними своего хозяина, и выяснили, что они боролись за свою свободу. Возглавил эту борьбу, смелый, решительный, умный гладиатор Спартак. (Кроме него Эномай и Крикс.

А теперь давайте рассмотрим ход этого восстания, какие произошли битвы в ходе этого восстания, и как они завершились.

3. Для этого вы должны самостоятельно прочитать пункты 2 и 3 учебника.

4. Беседа по прочитанному и работа по карте.

- Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)

- Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)

- Какие народы участвовали в восстание Спартака (Галлы, греки,германцы, фракийцы – это были те покоренные народы, которых завоевал Рим, и поэтому они с самоотверженностью, доблестью воевали за свою свободу и свободу своего народа от господства Рима).

- Как Спартак организовал столь разрозненное войско? (По римскому образцу, где была сильна дисциплина.)

- Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их

будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)

- Все ли были согласны с планом Спартака? Почему? (Нет, Крикс отделился).

- Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.)

- Ребята, как вы думаете, почему он не перешел Альпы, а отправился на юг Италии? (Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.)

5. Итак, поставив перед собой новую цель, Спартак стал для Рима самой грозной и опасной силой. Против Спартака Рим срочно мобилизовал все свои войска, во главе которого поставили Марка Лициния Красса, который поднял дисциплину в римской армии путем казни каждого 10 по жребию (децимация). Кроме этого Рим вызвал римские войска под командованием Лукулла Луция Лициния и Гнея Помпея. Красс сумел «запереть» восставших на юге Аппенинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот что пишет об этом Плутарх:

«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие и не замечая ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».

IV. Закрепление нового материала.

- Почему восстание Спартака потерпело поражение?

Ответы:

а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.

б) У Спартака не было четкого плана действий.

в) Восставших обманули пираты.

- Могло ли восстание рабов привести к победе и ликвидации рабовладельческого общества?

Почему?

Составьте синквейн – стихотворения из 5 строчек

1 строчка – существительное.

2 строчка – 2 прилагательных – качества Спартака

3 строчка – 3 глагола – чем он занимался

4 строчка – целая фраза – ваше отношение к Спартаку

5 строчка – ключевое слово- ваше отношение к Спартаку.

V. Подведение итогов. Оценки. Д/З – параграф 51, прочитать и пересказывать, работать с картой. Выполнить задания в РТ

Публикации по теме:

Конспект урока по рисованию в 1 классе «Тюльпан» Конспект урока 1 класс Тема: «Тюльпан» Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование умения у учащихся изображать тюльпан. Задачи:.

Конспект урока физической культуры в 1 классе Физическая культура Класс: 1 Тема: общеразвивающие упражнения с малым мячом Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков Учитель:.

Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе Курс «Социокультурные истоки» 2 класс. Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э. Р. Тема урока: Кузнецы-умельцы. Цель урока: дать.

Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота» Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

План-конспект урока математики во 2 классе «Периметр» Цель: ознакомить с приёмом нахождения периметра прямоугольника. Задачи: формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра.

Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни» Урок в 4 классе Тема «Хороводные песни» Цели: создать условия для выявления связи хороводных песен с календарными праздниками, обрядами,.

Конспект урока математики в 1 классе Образовательная система «Начальная школа 21 века» Учебник: Математика 1 класс. Издательство Вентана-Граф, автор В. Н. Рудницкая Конспект.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Восстание Спартака». Конспект урока истории в 5 классе
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 14:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД