Лучший педагог года

Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе

Мухаметшина Эльвира
Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе

Курс «Социокультурные истоки» 2 класс.

Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э. Р.

Тема урока : Кузнецы-умельцы.

Цель урока : дать общее представление о работе кузнеца.

Задачи урока :

1. расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;

2. создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;

3. развивать словарный запас детей и речь;

4. воспитывать уважение к людям труда.

Публикация «Конспект урока „Кузнецы-умельцы“ во 2 классе» размещена в разделах

Основные понятия: мастер-кузнец, кузница, горн, мехи, молот, наковальня, сила и ловкость.

Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает.

Тип урока : открытия новых знаний.

Методы: беседа, наглядно образный и иллюстративный, работа с тетрадью.

АФО: 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку».

2. Ресурсный круг «Кузница»

Социокультурный инструментарий:

1. А. В. Камкин «Истоки-2» (учебник,

2. рабочая тетрадь «Истоки» 2класс,

3. презентация,

4. видеозапись с работой кузнеца,

5. изделия из металла (подкова, гвозди, серп.)

Литература:

1. А. Лопатина, М. Скребцова. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах /В помощь педагогам, воспитателям и родителям/ - М. ООО «Книжный Дом Локус», 2002.

2. А. Навроцкий. О кузнецах и кузницах – издательство «Малыш», Москва, 1990. Истоковедение. Том 1. М. Технологическая Школа Бизнеса, 2001.

3. Камкин А. В. «Истоки-2»

Структура и ход урока

№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД

1 Организационный этап Прозвенел звонок,

начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке желаю всем нам плодотворно поработать и надеюсь, что вы, как и всегда, будете помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Пусть вашими помощниками будут внимание, находчивость и смекалка.

Итак, начинаем. Слушают учителя Коммуникативные:

-социально-психологические умения

2 Подготовительный

этап

2.1. Присоединение учащихся к теме урок - Какой раздел мы с вами начали изучать на прошлых уроках?

- С какими людьми нас знакомит этот раздел?

- О людях каких профессий мы уже с вами говорили?

- Мы много узнали о людях-тружениках, об их нелёгком труде, о том какими нужно быть сильными, выносливыми и терпеливыми. Сегодня мы продолжим наш разговор о людях, умеющих и любящих трудиться. А о чем мы будем беседовать, вы узнаете, если внимательно послушаете мой рассказ. Отвечают на вопросы

(Труд земной)

(С людьми разных профессий)

(О земледельцах, животноводах, мастерах-плотниках, ткачихах-рукодельницах).

Предметные:

- умение называть различные профессии людей

Коммуникативные:

- речевые умения.

Личностные:

- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

2.2. Целеполагание и мотивация. Слайд 2

Учитель читает текст.

Чуть в стороне, на окраине деревни, часто на берегу небольшой речушки или ручья, стоял сарай с черной трубой, в которой, посвистывая, гулял ветер. Из деревни, сюда то и дело заходили люди, кто по делу, а кто просто побеседовать по душам, да полюбоваться работой мастера. Давайте и мы потихоньку откроем тяжёлую скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер здесь трудится. Слышите? (Звуки молота и наковальни) Он уже давно начал свою работу. Догадались кто это?

- Как вы думаете, о человеке, какой профессии мы сегодня будем говорить? Назовите тему и цель нашего урока. Смотрят видеоклип, определяют тему урока

Это работает кузнец.

(Отвечают на вопрос учителя, определяют тему и цель урока).

(Как трудятся кузнецы) Предметные:

- умение определять и называть тему урока.

Познавательные:

- умение воспринимать и обрабатывать информацию.

Регулятивные:

- умение определять и ставить цель

Коммуникативные:

- речевые умения

3 Основной этап

3.1 Поиск новых знаний - Итак мы пришли в кузницу, где работает кузнец. Слайд 3 И говорить мы будем сегодня об интересной работе кузнецов.

А чем же он занимается? Кого называют кузнецом?

- Всё верно. Кузнец – это мастер по обработке и изготовлению самых различных изделий из металла. Слайд 4,5

Обратите внимание на изделия, выполненные кузнецами очень давно : амбарный замок, кованый гвоздь, серп, подкова – всё это требовалось в быту. Слайд 6,7

- В старину кузницу можно было распознать по внешнему виду, по звукам и запахам. Она была покрыта копотью. Из её открытых дверей доносился металлический перезвон. Пахло дымом и раскалённым железом.

Давайте заглянем в такую кузницу и понаблюдаем, как обычный металл превращается в прекрасные предметы. Слайд 8

Учитель рассказывает, как работает кузнец.

В кузнице стояла выложенная из кирпича кузнечная печь. Это горн. Слайд 9

К горну прикреплены кожаные мехи. Они непрерывно то сжимались, то раздувались. Слайд 10

Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли, чтобы они не гасли. Там нарастал нестерпимый жар. В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка.

С помощью длинных щипцов заготовку из горна переносили на наковальню. Кузнец и его помощники начинали ковать. Слайд 11

5слайд. Первый - маленьким молотком показывал место, второй - большим молотом — кувалдой, ударял. А иногда ковали и втроём. Слайд 12,13.

И вот, из-под ловких рук уже вместо бесформенной металлической заготовки появляется знакомая подкова – помощница лошади. Слайд 14

Тут и гвозди, ножи, ножницы, вилы, лопаты, кованые сундуки и даже кухонная утварь. Слайд 15

От водяного пара и постоянно горящих в горне углей в кузнице нестерпимо жарко. Кузнецы одевали кожаными фартуками, чтобы защититься от брызг раскаленного железа.

Кузнец, сильный, ловкий, выносливый, уверенный настоящий богатырь – мастер своего дела, каждое его движение чётко размерено продумано. У него крепкие, ловкие руки выполняют каждое движение без суеты. Кузнецы знали свойства разных металлов: чёрных, цветных, драгоценных. Одни металлы они ковали, другие – отливали, третьи - просекали, чеканили. Слайд 16

Кузнецы-умельцы отливали различные колокола, ажурные решётки. Слайд 17

Они могли выковать и изготовить замок с секретом, цветы и даже кареты. Слайд 18-21

В современном мире кузнечное дело не пропало. На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни - сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена. Слайд 22,23

Что вы увидели и запомнили в кузнице? Какие инструменты нужны кузнецу для его работы?

Отвечают на вопрос учителя

(Он работает с железом, металлом).

Рассматривают изделия на выставке.

Просматривают презентацию, знакомятся с основными понятиями и терминами.

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия.

Предметные:

- умение осознавать смысл увиденной и услышанной информации.

Познавательные

- умение воспринимать и обрабатывать информацию

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные

- речевые умения

3.2 Первичное закрепление новых знаний - Верно. Но необходимы и другие инструменты кузнецу. А какие, мы узнаем, выполнив задание в тетради. Откройте в тетради страницу 18. Давайте рассмотрим рисунок, и, попробуем определить, какие же инструменты потребуются кузнецу-умельцу. Будем работать в парах. (Работа в парах.) Слайд 24

Какие же инструменты потребуются? Что вы выбрали? Перечислите их и объясните свой выбор. Какие действия ими совершаются?

Учитель обобщает высказывания детей.

- Для работы кузнецу были нужны и наковальня, и молоток, и клещи со щипцами, чтобы держать горячие заготовки, и напильники и ковш на длинной ручке для того, чтобы расплавить металл, кроме инструментов нужен был прочный кожаный фартук, чтобы уберечься от грязи, копоти, сажи, от ожогов, порезов и ссадин.

Инструменты выбраны. Пора и за работу приниматься. Рабочая тетрадь, с. 18.

Выполняют задание в тетради. Выделяют нужные инструменты, подчеркивают, обсуждают свой выбор в паре.

Высказывают свои решения. Объясняют свой выбор

(Наковальня, молоток, щипцы, клещи, напильники, клещи, ковш).

Предметные:

-умение называть и обосновывать свой выбор.

Познавательные:

Умение воспринимать устную и письменную инструкцию

Регулятивные:

- умение управлять собственной деятельностью и достигать результата.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения.

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

4 Физкультминутка -Подготовим горн к работе, раздуем мехами жар в печи.

Учитель показывает учащимся движения. Выполняют движения, изображающие раздувание горна Коммуникативные:

- умение пользоваться невербальными средствами общения

3.3 Подготовительный этап АФО (тренинг)

Основной этап АФО

-Вам хотелось бы попробовать встать к наковальне и поработать молотом? Работа кузнеца предполагает не только физический труд, но и знание своего дела.

- Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. У лошадки, которая стоит во дворе, потерялась подкова. Нужно нам лошадку осмотреть и заново подковать.

(Активное занятие. «Подкуём лошадку»).

А для этого давайте определим последовательность работы кузнеца. Будите работать самостоятельно. (Время -3минуты)

Теперь работаем в тройках (время — 3 минуты). Слайд 19

(Это же задание обсуждается в тройках)

-Озвучьте принятые вами решения. Проверьте ваше решение. (Экспертная оценка)

Легко ли было прийти к единому решению? Оцените работу группы

Рабочая тетрадь, с. 19.

Самостоятельно определяют последовательность действий кузнец

Выслушивают выбор друг друга, обсуждают и приходят к единому решению

Лидеры сообщают решения групп и комментируют их

Слушают экспертную оценку и проверяют свои решения.

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

- определять верную последовательность действий

Познавательные:

-умение воспринимать, обрабатывать информацию и предъявлять результат.

Регулятивные:

- умение использовать управленческие способности\

Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения;

- умение использовать нормы речевого этикета

3.5 Физкультминутка -Давайте встанем в хоровод, представим себя кузнецами и попробуем изобразить их работу. Дети встают в круг и выполняют движения под звуки народной песни «Во кузнице». Коммуникативные:

- умение пользоваться невербальными средствами общения

5 Заключительный этап

4.1 Подготовительный этап АФО

(ресурсный круг)

Основной этап АФО

Рефлексия АФО Ребята, представьте, что мы подходим к кузнице.

Что слышите?

И вот мы вошли в кузницу. Там кипит работа. Что вы видите?

Что вы почувствовали, когда очутились в кузнице?

Учитель подводит итоги сказанного

Удалось ли вам присоединиться к одноклассникам? Что было труднее определить: увиденные образы, услышанные звуки или ваши чувства?

Понравилось ли вам в гостях у кузнецов? Захотелось ли вам стать такими же сильными, ловкими и умелыми?

По кругу высказываются

Я слышу. Застучали, зазвенели молоток и кувалда.

Я вижу. Там горит горн, рядом стоит подмастерье и кузнец с молотом в руке.

Я чувствую. В кузнице пахнет горячим железом и копотью? Очень жарко кругом.

Дети делятся своими впечатлениями. Личностные:

-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;

-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.

Коммуникативные:

- речевые и социально-психологические умения;

- умение использовать нормы речевого этикета

- умение пользоваться невербальными средствами общения

6 Рефлексия

Учитель подводит итоги урока.

- У кого мы побывали в гостях? Труд кузнеца нелёгок, он требует не только силы, но и знаний, умений, ловкости и сноровки. Благодаря этим качествам они могут обычный металл превратить в чудесные и полезные нам предметы. Я благодарю вас за работу на уроке, мы тоже хорошо потрудились. Слайд 26

7 Домашнее задание Выполнить задание на с. 18. №2 Записывают домашнее задание.

Публикации по теме:

Конспект урока по рисованию в 1 классе «Тюльпан» Конспект урока 1 класс Тема: «Тюльпан» Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование умения у учащихся изображать тюльпан. Задачи:.

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока: Откручивание кусочка пластилина.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока по математике в 1 классе «Нумерация чисел от 11 до 20» Конспект урока Класс: 1д Тема: «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность» Тип урока: урок «открытия» новых.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

«Закрепление изученного». Конспект урока математики в 4 классе Тема: Закрепление изученного Цели: продолжить работу по ознакомлению с умножением на двузначные числа, рассмотрев случаи умножения чисел,.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Имя числительное» Конспект открытого урока. Тема: Имя числительное Класс: 4Б Учитель: М. Ф. Подгорная Место работы: МОБУ СОШ № 5 г. Зея Цели и задачи урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе
Опубликовано: 28 июня 2019 в 19:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД