Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова»

Антинг Валентина Германовна
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова»

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Антинг Валентина Германовна

Дата проведения: «22» апреля 2015 года

Тема. М. М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

Предметные образовательные результаты: учащиеся познакомятся с творчеством М. М. Зощенко и его произведением «Золотые слова»

Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий):

ПУУД – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

КУУД – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия

ЛУУД – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни

Оборудование: учебник «Литература 3 класс», презентация «М. М. Пришвин «Золотые слова»»

Ход урока

Структурные

компоненты

урока

Отводимое

время Деятельность учителя и формулировка заданий Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД Планируемые способы и критерии оценивания

Мотивация к учебной деятельности. 2-3 мин -Здравствуйте, ребята! Начнём урок литературного чтения.

-Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня в прок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать. Приветствуют учителя

Прослушивают стихотворение

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. На слайде записаны два слова: этика, этикет.

-На слайде вы видите слова. Прочитайте их.

-Что общего у этих слов? (однокоренные)

-Кто может объяснить значения этих слов?

-В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Портрет писателя

- Посмотрите на портрет М. М. Зощенко. Что вы можете сказать о нём?

-Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен и уволен из армии.

После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

-Какие произведения М. Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.

-Кто догадался, какая тема урока?

-Какие задачи поставим на урок? Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Выполняют инструкцию учителя:

Находят общее в словах этика и этикет, объясняют их значение

Знакомятся с научным определением слов

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с писателем

Определяют тему урока, формулируют цель Словесное

Решение проблемы. -Откройте учебники на стр. Прочитайте название рассказа.

-Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

-Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

-Кто может дать определение этим слова?

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. Выполняют инструкцию учителя:

Отвечают на вопросы, размышляют

Дают определение словам Словесная

Первичное закрепление. - После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

Прием «Чтение с остановками».

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми? Подтвердите словами из текста.

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

-Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

(Работа в микрогруппах по карточкам)

1. Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

2. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3. Желала загладить происшествие - исправить положение

- Когда прочитаем 2 отрывок, ответьте на вопрос, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

-Почему папа назвал их поведение глупым?

-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?

-В чем заключается основная мысль рассказа? Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Объясняют словосочетания

Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Информация о домашнем задании. Пересказ рассказа Выполняют инструкцию

Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). -Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

-Познакомившись с рассказом М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из предложений:

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …

Прикреплённые файлы:

prezentacija-m-m-zoschenko-zolotye-slova_g96rj.ppt | 3913 Кб | Скачан: 1
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова»
Опубликовано: 18 января 2019 в 16:19
+119Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...