Татьяна Гаджиева
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс 6
Тема урока : «Великодушный русский воин» по Е. Холмогоровой»».
Тип урока : комбинированный.
УМК: рабочая программа по литературе в 6 классе, учебник, карточки.
Базовый учебник: И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина Чтение 6 класс, Москва «Просвещение», 2016г.
Технология: игровые, здоровьесберегающие.
Публикация «Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Е, Холмогоровой „Великодушный русский воин“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель урока : продолжать знакомство с русскими полководцами, учить учащихся составлять монологическую речь, составлять характеристику главного героя.
Задачи:
- совершенствовать навык чтения в работе с текстом;
- коррекция слухового и зрительного восприятия, внимания, речи, мыслительной деятельности.
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные качества личности: великодушие, доброту, смелость; уважение к героям.
1 этап: «Организационный момент».
-Добрый день, ребята! Я рада новой встрече с вами. Сядьте правильно, следите за своей осанкой.
Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.
2 этап: «Речевая разминка».
- Ребята, а теперь давайте подготовим себя к работе, проведем речевую разминку.
- Повторяйте хором за мной.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
3 этап: «Актуализация знаний. Целеполагание.»-Ребята! Уже несколько уроков литературы мы изучаем историю нашей страны, читаем рассказы о подвигах русских героев.
1)Скажите, о каком русском полководце говорилось в рассказе «Медаль»? (Работа с портретом).
2) Как вы понимаете слова Александра Васильевича Суворова: «Героем не рождаются, героем становятся»?
3)О каком русском полководце говорилось в рассказе «Гришенька»? (Работа с портретом).
-Эти люди – герои России, которые очень любили свою Родину, не жалели себя, чтобы Россия жила и процветала.
- О каком же герое мы будем говорить сегодня?
Задание «Расшифровка» : в ряде букв, зачеркнув повторяющуюся букву, найдите и прочитайте фамилию героя.
НИКОЛАЙ РАТЕВТСКТИТЙ
- Правильно. Мы будем говорить о Николае Раевском. А написала об этом герое Елена Холмогорова в своей книге «Великодушный русский воин». Сегодня познакомимся с рассказами «Серебряный лебедь» и «Боевое крещение», которые вошли в эту книгу.
4 этап: «Открытие новых знаний».
1. Работа с портретом писательницы.
-Посмотрите на ее портрет! Какие у нее глаза?
Каким она вам кажется человеком?
-Посмотрите на обложку ее книги «Великодушный русский воин». Что вы видите на иллюстрации?
-Ребята, что означает слово «великодушный»?
2. Чтение рассказа учителем.
3. Словарная работа:
ГЕРБ - отличительный знак старинного рода Раевских.
- Ребята, найдите в тексте описание герба Раевских.
КАМИН - печь с широкой открытой топкой, часто делают в стене.
4. Чтение по ролям.
-А теперь, ребята, давайте перенесемся в прошлое,
зайдем в дом и послушаем, о чем говорят в семье Раевских мать с сыном.
5. Анализ рассказа «Серебряный лебедь»
-Я предлагаю вам немного поразмышлять о герое рассказа :
• Назовите имя и фамилию мальчика – героя рассказа.
• Найдите в тексте и прочитайте объяснение, почему Николенька не знал своего отца?
• Каким был дедушка Николеньки? Найдите в тексте ответ на вопрос.
• Были они героями?
• Кем мечтал стать Николенька?
- Из прочитанного можно ли предположить, что Николенька станет великим полководцем? Скажите свое мнение.
ФИЗМИНУТКА
1. Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
2. Физминутка для глаз.
6. Чтение учителем 1 части рассказа «Боевое крещение»
( до слов: «…обратило в бегство»)
-Объясните название рассказа «Боевое крещение».
- В каком полку начал службу Николай Раевский?
Чему он научился на военной службе?
7. - Вторую часть рассказа мы будем читать «цепочкой».
- Что такое манёвр? Прочитайте в учебнике.
- Найдите в тексте описание боя.
Ответьте на вопросы:
- Как вели себя в бою с врагом Раевский и его солдаты?
- За что получил Раевский свою первую награду?
Как она называлась? (Работа с иллюстрацией)
5 этап: «Закрепление».
1. Ролевая игра.
- Предлагаю вам сыграть в игру. Представьте, что вы режиссеры. Вам предложили снять фильм о Николае Раевском. А сценарист перепутал содержание текста. Ваша задача исправить ошибки. Работать вы будете в паре.
I вариант. И вот настал его час! Пятнадцатилетний гвардейский прапорщик Николай Раевский оседлал боевого коня. Военную службу он начал в казачьем полку, он не привык к строгой дисциплине, походному порядку, не постиг тонкости верховой езды, не научился владеть оружием. Холод зимой, жара летом, дороги — вязкое месиво после каждого дождя, трудности с продовольствием, плохая питьевая вода, болезни — такова солдатская жизнь.
Николай Раевский впервые услышал свист пуль. Отряд, в котором он служил, был послан вперёд, в разведку. Неожиданно турки с воинственными криками ринулись навстречу, и малочисленное войско русских обратилось в бегство.
II вариант. Николенька никогда не видел своего отца. Тридцатилетний полковник Раевский был тяжело ранен на войне с турками и умер вдали от дома за несколько месяцев до рождения сына.
Мать редко подводила мальчика к портрету гвардейского офицера и рассказывала Николеньке об отце. Потом показывала на другой портрет — военного с лихими усами, в зелёном кафтане и треугольной шляпе.
— Это — твой дядя, — объясняла она, — в девятнадцать лет был он прапорщиком и сражался под началом самого Петра Великого в знаменитой Полтавской битве.
Так, переходя от одного портрета к другому, мама называла имена, вспоминала семейные истории.
2. Составление характеристики главного героя.
-Выберите нужные слова для характеристики героя.
Николай Раевский – (защитник Родины, друг, герой, собеседник). Это человек, с которого (можно, нельзя) брать пример. Он – (смелый, робкий, добрый, пугливый, храбрый, искренний) человек.
6 этап «Итог урока»
- Перед нами в рассказе «Серебряный лебедь» предстал маленький мальчик Николенька. Сбылась ли его мечта? А как вы думаете, будет ли висеть его портрет над камином в доме Раевских?
Вывешивается портрет Раевского.
Оценки за урок.
7этап «Рефлексия деятельности».
У вас на партах лежат звёздочки. - Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, читали хорошо, у вас всё получилось - покажите большую звездочку, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой - покажите маленькую звёздочку.