Получи документы

Конспект урока литературы по творчеству Ф. И. Тютчева в 10 классе «Твой милый образ, незабвенный»

aksen
Конспект урока литературы по творчеству Ф. И. Тютчева в 10 классе «Твой милый образ, незабвенный»

(История одной любви)

Цели урока : выявление своеобразия любовной лирики Тютчева; обучение анализу поэтического текста; знакомство со страницами биографии поэта; приобщение к высокой поэзии; воспитание эстетического вкуса.

Ход урока.

1. Чтение стихотворений Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся, наизусть)

2. Тест по творчеству и биографии поэта.

1) Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева, домашний учитель.

2) Русский поэт, высоко оценивший творчество Тютчева в статье «Русские второстепенные поэты».

Публикация «Конспект урока литературы по творчеству Ф, И, Тютчева в 10 классе „Твой милый образ, незабвенный“» размещена в разделах

3) Сколько лет провел Тютчев за границей?

4) Перечислите основные темы лирики.

5) В каком журнале впервые были опубликованы стихи Тютчева?

6) Какова роль аллитерации в стихотворении «Весенняя гроза»? Приведите примеры.

7) Определите стихотворный размер в следующих строках:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

8) Объяснить смысл эпитета:

Весь день стоит как бы хрустальный…

3. Слово учителя.

О любви написано немало. Нет ни одного настоящего поэта, который бы не обращался к этой теме. Есть и такие стихи, которые называют шедеврами: пушкинские творения «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», блоковское «О доблестях, о подвигах, о славе». К числу таких шедевров относят и стихотворение Тютчева «Я встретил вас., оно было положено на музыку не одним композитором и стало романсом.

Звучит романс в исполнении Д. Хворостовского «Я встретил вас…», музыка Л. Малашкина.

- Что почувствовали вы, слушая этот романс? О чем успели подумать?

Любовные стихи никогда не бывают безадресны. Они обязательно кому-нибудь посвящены.

- Кому посвятил Тютчев это стихотворение?

(Сообщение заранее подготовленного ученика, презетация)

Эти стихи посвящены Амалии Лерхенфельд. Она была первой любовью русского поэта, она была первой музой, вдохновившей его на создание стихов о любви, с ней были знакомы Пушкин и Гейне. Это не единственное стихотворение, посвященное Амалии.

В начале 20-х годов Ф. И. Тютчев, которому не исполнилось еще и 20 лет, оказался в Германии, бывшей в ту пору для российской образованной дворянской молодежи оплотом романтизма и философской мысли. Но не только встречи с выдающимися людьми (Тютчев в это время сближается с Шеллингом и Гейне) увлекают его.

Тютчев знакомится с юной красавицей графиней Амалией Лерхенфельд.

К златокудрой Амалии обращены все юношеские стихи о любви. Но счастье было недолгим. В 1825 году Амалия вышла замуж по настоянию родителей за барона Крюденера, дипломата, сослуживца Тютчева. Барон был старше Тютчева, богаче, перспективнее. Драма любви находит отражение не в одном стихотворении.

Несмотря на боль и обиду, в душе поэта сохраняется светлое чувство, трогательное воспоминание о милом девичьем образе.

Милой сердцу Амалии поэт посвятил немало стихотворений.

Чтение стихотворения «Игра в прятки» (ученик)

Вопросы для анализа стихотворения :

- Почему стихотворение так называется? О чем оно?

- Благодаря чему создается мотив игры?

- Какие стилистические фигуры помогают в этом?

- Какова роль пауз?

- Каким настроением охвачен лирический герой? Как выражено его отношение к возлюбленной?

- Попробуйте представить героиню. Какие детали, упоминаемые в стихотворении, помогают представить ее мир?

Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Да и можно ли было забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, городским предместьям, отдых на берегах Дуная и очаровательную спутницу.

Спустя 10 лет, в 1836 году, Тютчев написал стихотворение «Я помню время золотое.», воссоздающее атмосферу прежней влюбленности.

Выразительное чтение и анализ стихотворения

«Я помню время золотое»

- Литературовед В. Кожинов пишет: «. полюбив, Тютчев уже не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него воплощение целого мира».

Согласны ли вы с этим утверждением?

- Какова роль пейзажа в этом стихотворении? Какую атмосферу помогает он воссоздать?

- Как в счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушение будущих утрат?

- В основе композиции лежит скрытая антитеза. Раскройте смысл этого художественного приема.

Поэт навсегда остался поклонником красоты, обаяния Амалии. Но к ее женской судьбе испытывал сочувствие. В 1837 году он пишет родителям:

«Я имею основание предполагать, что она не так счастлива в своем блестящем положении, как бы я того для нее не желал. Милая, прелестная женщина, но какая несчастливая!»

Литературовед В. Кожинов пишет: «Дружба - любовь сохранялась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией в курортном городе Карлсбаде, Тютчев создает знаменитые стихи «Я встретил вас – все былое», впоследствии положенные на музыку неизвестным композитором. Поэт Лев Озеров об этой удивительной встрече пишет так: «Наступала старость. Блаженство сменялось безнадежностью. И вдруг оклик юности. «Время золотое» пожелало не только напомнить о себе, но и повториться».

Анализ стихотворения «Я встретил вас.»

- Помогает ли знание истории взаимоотношений Ф. И. Тютчева и Амалии Крюденер лучше понять стихотворение?

- Какова роль психологического параллелизма? Как сопоставление с явлениями природы помогает понять состояние души?

- Какая стилистическая фигура использована в последней строфе? С какой целью?

- В чём перекликается это стихотворение со стихотворением «Я помню время золотое»?

Весной 1873 года Тютчев, спустя 50 лет после воспетой им встречи над Дунаем, уже на пороге смерти, писал дочери: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие свидания с моей доброй Амалией, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших лет моих явилось дать мне прощальный поцелуй.»

Было бы наивно полагать, что других симпатий Тютчев никогда и ни к кому не испытывал. Он был дважды женат. Первая жена умерла, не пережив нервного потрясения, вызванного пожаром на пароходе. Во время этого пожара погибли их дети. Вскоре Тютчев женился на Эрнестине Дернберг. Ей посвящено восторженное стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг» и ей же горькие строки другого стихотворения» - «Все отнял у меня казнящий Бог». Между этими стихотворениями почти 40 лет – и целая жизнь с ее драмами, разочарованиями, потерями.

Домашнее задание

1. История любви Ф. И. Тютчева и Елены Денисьевой.

Чтение и анализ стихотворений «Последняя любовь», «Я очи знал», «Предопределение», «Весь день она лежала в забытьи».

- О чем побудили вас задуматься прочитанные на уроке и дома стихи

Ф. И. Тютчева? (письменно)

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Сказочный мужской образ» Технологическая карта урока изобразительного искусства Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 12.02.2014 г. Класс 2в Тема.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Книга — твой друг» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Автор публикации:
Конспект урока литературы по творчеству Ф. И. Тютчева в 10 классе «Твой милый образ, незабвенный»
Опубликовано: 25 января 2020 в 14:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД