Получи документы

Конспект урока литературы в 8 классе «Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

Екатерина Ткаченко
Конспект урока литературы в 8 классе «Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

Конспект урока литературы в 8 классе

«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо

(Урок-исследование по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Человек может все,

Лишь бы захотел.

М. Горький

Публикация «Конспект урока литературы в 8 классе „Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!“» размещена в разделах

Цели: рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш», определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения, выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом; развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод; формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.

Ход урока

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М. Горького. На прошлом уроке вспомнили основные вехи раннего творчества писателя, дома вы прочли рассказ «Челкаш». Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа, подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи как данного произведения в частности, так и всего творчества М. Горького в целом.

Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что, по мнению М. Горького, является важнейшей задачей искусства? (Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому, - это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания).

И совсем не случайно темой и эпиграфом урока служат слова самого писателя.

А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно : доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость).

Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».

Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да, т. к. они обозначают одно и то же, т. е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи)

Кто является в рассказе босяком? (Челкаш). А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)

Прочитайте выразительно фрагмент текста.

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

Часть 1

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) быль 4) рассказ

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

3. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет Челкаша 2) тема труда 3) тема добра и зла 4) тема судьбы

4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?

1) попрошайничеством 2) воровством 3) работой на заводе 4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков?

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

Часть 2.

1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ___

2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности ( со слов: «Он был бос…»).

Ответ ___

3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ ___

4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ ___

5. «Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота…» Назовите средство художественной выразительности, используемое в данной фразе.

1) фразеологизм 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Часть 3.

1. С какой целью автор подробно описывает внешность Челкаша, его образ жизни?

___

Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого – привычка.

Как вы думаете только ли в этом различие героев? А в чем еще? (На доске таблица)

Гаврила Челкаш

Портретная зарисовка

-длинный, костлявый; широкоплечий, коренастый, с добрыми

доверчивыми глазами;

Отношение к красоте морской стихии

-«вор любил море»; -«боязно в нем»;

Поведение в минуту опасности

-«глаза горели»; -«страшно, жутко»;

Понимание свободы

- «никому ничем не обязан»; - «делай что хошь, только Бога помни»

Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? (Оба выходцы из деревни, и тот, и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)

Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям?

Гаврила Челкаш

Понятие свобода заключается в материальном благополучии. Только при наличии денег он может чувствовать себя человеком. Он часто представлял, как вернется домой, поправит развалившееся хозяйство, поднимет на ноги больную мать, женится. Без денег ему ничего не остается, как идти в зятья к богатому тестю, на которого придется горбатиться оставшуюся жизнь. Никогда не ставил деньги превыше всего. Они у него разлетались с такой же скоростью, как появлялись. Свобода для него понятие более широкое. У него нет ответственности за семью, с которой он давно расстался, зависимости от общественных условностей. Ему все равно где жить и как. Только глядя на море, он чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. В эти минуты он неизменно ощущал, как душа очищается от скверны и сам он словно превозносится над всем окружающим миром и его вечной суетой.

Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:

1 группа – с Гаврилой перед отправкой в море;

2 группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);

3 группа – с Гаврилой после возвращения с дела, т. е. перед тем, как разыгралась драма берегу моря.

Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.

Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое».

Что же человеческое в нем исчезло? (Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).

А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш) «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)

Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.

Попрошу вас поднять красные карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.

Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т. к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!

Итак, мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т. о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!

Т. е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.

Как вы думаете, каков дальнейший жизненный путь главных героев?

Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? (Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т. к. он отдает деньги и чувствует героем).

А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? (Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).

Хочу еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока и эпиграф. Как вы думаете, что хотел М. Горький этим сказать? (Что мы должны гордиться тем, что мы люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т. е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа «Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.

Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!

Рефлексия.

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• теперь я могу…

• я почувствовал, что…

• я приобрёл…

• я научился…

• у меня получилось …

• я смог…

• я попробую…

• меня удивило…

урок дал мне для жизни…

• мне захотелось…

Публикации по теме:

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возраста Цели: познакомить учащихся с биографией В. А. Моцарта, сделать скрипку из картона. Здравствуйте ребята! 27 января отмечается день рождения.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Профессия «Воспитатель»  — это звучит гордо Видео Каждый раз, глядя на радостно бегущих ко мне ребятишек,я всегда задаю себе вопрос:"Что такое быть воспитателем?" И каждый мой ответ на него.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Конспект урока по естествознанию в 3 классе «Как человек влияет на жизнь растений» Естествознание Краткосрочный план открытого урока Предмет: Естествознание Школа: ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ» Дата: 28.09.2018 ФИО учителя:.

Эссе «Я — педагог, это мое призвание, и это звучит гордо!»Эссе «Я — педагог, это мое призвание, и это звучит гордо!» Да!Это мои ребята, моя маленькая команда! Мы представляли фрагмент новогоднего праздничного представления по сказке С. Я. Маршака "12 месяцев".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 8 классе «Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 19:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД