Получи документы

Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология

Светлана Мяснова
Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология

1. Введение

Узнать можно лишь тогда, когда учишься;

дойти можно лишь тогда, когда идешь.

Вьетнамская пословица

С введением нового государственного образовательного стандарта требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ стало представлять собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых семейными, общественными и государственными потребностями. Формирование этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта.

Публикация «Конспект урока математики „Составление и решение задач на действия с рациональными числами“, Используется кейс-технология» размещена в разделах

 Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Доминирующее значение при этом будет иметь учебный предмет «математика», так как ее изучение играет системообразующую роль в образовании. Ее сущность и содержание предполагает наличие ситуаций, в которых бы ученик выстраивал логические рассуждения, делал выводы, создавал понятия, доказывал, обосновывал, устанавливал причинно-следственные связи, применял и преобразовывал знаки и символы, таким образом, учился бы средствами предмета «математика» требуемым умениям.

Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года необходимо вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Решение этих задач становится возможным, если современные педагогические технологии, активные методы обучения станут неотъемлемой частью  образовательного процесса.

По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс - технологий не столь известен. Еще менее опробован он в применении к математике в школе, поскольку, в отличие от гуманитарных дисциплин, он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения. Однако, его преимущества: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что привлечение его к работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы имеет очень много плюсов. Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т. е. игрового взаимодействия. Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым или по группам.

План работы группы над кейсом :

1. Распределить роли:

Руководитель – координирует работу группы, следит за выполнением ролевых функций участниками, отвечает за следование плану, оценивает работу каждого члена группы.

Секретарь – контролирует полноценную работу каждого участника группы, отвечает за составление плана работы и соответствие этому плану, следит за записями и другими видами работы участников групп. Собирает и сдает все нужные бумаги (тетради) в конце работы.

Советник – может обратиться за помощью к преподавателю или участникам других групп.

Докладчик – отвечает за теоретический материал, необходимый для реализации данного проекта, координирует работу участников группы с литературой, интернетом и другими источниками информации. Представляет результат работы над кейсом.

Оформитель – отвечает за оформление проектной работы (создание презентации, буклета, плаката или любого другого продукта работы над кейсом).

2. Внимательно изучить материалы кейса, ознакомиться с заданием (ситуацией) кейса;

3. Обсудить изученную информацию;

4. Обменяться мнениями и составить план работы над заданием, (ситуацией) кейса;

5. Работать над проблемой по плану, контролировать продвижение по плану (ситуацией, заданием);

6. Оформить решение заданий кейса в Power Point, в виде плаката, буклета и т. д.

7. Представить полученные результаты;

8. Оценить работу каждого члена группы (оценка руководителя и самооценка).

Применение кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

Для реализация системно-деятельностного подхода в обучении необходимо на уроках математики также использовать составление и решение учащимися задач из реальной жизни.

2. Пример применения кейс-технологии на уроках

математики при изучении темы

«Составление и решение задач на действия с рациональными числами»

Пояснительная записка

1. Предмет: математика

2. Класс: 6

3. Тема урока : «Составление и решение задач на действия с рациональными числами»

4. Тип урока : урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

5. Цели урока :

Личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности;

Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации; организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, публичного выступления;

Предметные: совершенствование умения решать задачи, развитие внимания, памяти, логического мышления, воспитание эстетического восприятия математических понятий, интереса к предмету, применение полученных знаний при составлении и подборе задач.

Ожидаемый результат: обучающиеся смогут составить задачи из реальной жизни на примере заданного текста, подобрать задачи из банка открытых заданий для подготовки к ОГЭ, из сборников для подготовки к ОГЭ (модуль «Реальная математика»).

6. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при составлении и подборе задач, помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать цель урока, развитие операций мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, формирование умения наблюдать, делать выводы, выдвигать и формулировать гипотезы;

в предметном направлении: повторение способов решений различных практических задач, повторение действий с рациональными числами.

7. Формы организации деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная;

групповая.

8. Техническое обеспечение:

- у учителя: учебник «Математика. 6 класс», Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, компьютер, проектор;

- у обучающихся: учебник «Математика. 6 класс», Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, тетрадь, памятка по составлению синквейна, белые и зеленые карточки.

9. За две недели до занятия детям раздавались кейсы с заданиями. Учащиеся распределились по группам. Было предложено составить и подобрать задачи на различные действия с рациональными числами на основе отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка». Приложение № 1, № 2, № 3, № 4.

Тип кейса : научно-исследовательский кейс;

Вид кейса : печатный кейс;

Содержание кейса : исследовательские ситуации;

Основная обучающая, образовательная задача кейса : исследование.

Критерии оценки выполнения заданий кейса :

1. Составлены задачи, соответствующие заданию — 0-5 б;

2. Качественно выполнена презентация — 0-5 б;

3. Выступление, защита полученных результатов — 0-5б;

4. Подобраны задачи из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ— 0-5б.

17-20б - «5», 13-16б - «4», 9-12б - «3».

Ход урока

На доске записан афоризм: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» Д. Пойа

I. Организационный этап.

Приветствие друг друга. Проверка отсутствующих на уроке. 1 мин

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Что вы изучали на прошлых уроках?

Ученики рассказывают правила действий с рациональными числами.

Учитель: Проверим домашнее задание : № 924, 940, 941, 950.

Ученики показывают различные способы решения заданий. 3 мин

III. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, для урока нам необходимо вспомнить формулы площади прямоугольника, объема параллелепипеда, как находится процент от числа и число по его проценту (учащиеся заранее показывали, какие они придумали задачи).

Учащиеся на доску записывают формулы и решают несколько примеров на нахождение процента от числа.

Учитель: Вспомните, что вы готовили к сегодняшнему уроку, посмотрите на доску, как вы понимаете смысл этого афоризма?

Учитель: Какая тема урока и цель урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

Ученики: Закрепить правила действий с рациональными числами при составлении и решении задач.

Учитель: Давайте посмотрим на ваши результаты. 2 мин

IV. Защита результатов, полученных при работе над кейсами.

1 группа:

Задача № 1. Найдите наибольшее значение температуры за период наблюдения;

Задача № 2. Поросята резвились в луже и заболели. Необходимо лечиться. Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Поросенку в возрасте до 6 лет врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать поросенку в возрасте четырёх лет и весом 25 кг в течение суток?

Задача № 3. На приобретение монтажной пены для утепления домика из соломы было потрачено 788,2 р. Сколько стоит один флакон монтажной пены, если было куплено 7 флаконов?

Задача № 4. Сколько понадобится прутиков поросенку, если на одну стену однокомнатного домика понадобилось 200 прутиков. Какова масса всех прутиков, если один прутик весит 500 г?

Учитель: Замечательно. 2 мин

2 группа

Задача № 5. Проект «Домик Наф-Нафа».

Загородный участок Наф-Нафа имеет вид прямоугольника шириной 12 м, длиной 20 м. На территории имеется жилой дом и бассейн. Размеры дома 6м x 4м. Размеры бассейна: глубина — 1м, ширина — 3 м, длина — 4м.

1. Составить план участка;

2. Найти площадь участка;

3. Найти площадь участка, занятую домом;

4. Найти периметр забора;

5. Вычислить площадь пола домика. Сколько краски понадобится для покраски пола в доме, если на 1 кв. м расходуется 170г краски?

6. Сколько литров воды потребуется для заполнения бассейна водой?

7. Найти требуемую сумму для закупки семян, если на 1кв. м почвы требуется 15 г семян, а 1 г семян стоит 14,8 руб.

Задача № 6. Наф-Наф получает 18000 руб. в месяц. Ежемесячно он платит ипотечный кредит по программе «Жилье для молодых специалистов» в размере 12% годовых. Сколько остается у него на бытовые нужды, если в кредит он брал 1500000 рублей?

Задача № 7. Показания счётчика на 30.05. – 1700 кВт. ч., через месяц на 30.06. – 1819 кВт. ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию, если 1 кВт. ч. Стоит 2,75 руб. ?

Задача № 8. Ниф-Ниф и Наф-Наф за месяц израсходовали одинаковое количество горячей воды. Наф-Наф заплатил 440 рублей, а Ниф-Ниф – 660 рублей, потому что в каменном домике стоят счётчики на воду, а в соломенном нет. На сколько процентов больше платит Ниф-Ниф, потому, что не не установил счётчики? 3 мин

3 группа

Задача № 9. Какова скорость звука в воздухе, если волк услышал поросят, находясь от них на расстоянии 4,95 км, через 15 секунд?

Задача № 10. Скорость волка 5 км/ч, а поросят 2 км/ч. Между ними расстояние 3 км. Через какое время волк догонит поросят, если они не успеют спрятаться?

Задача № 11. В гонках участвовали три поросенка и волк. Какова вероятность, что волк прибежит последним?

Задача № 12. В среднем из 100 соломенных домиков, четыре не выдерживают сильного ветра. Какова вероятность, что соломенный домик Ниф-Нифа выстоит во время сильного урагана.

Задача № 13. Сдал ли нормы ГТО по бегу на 3 км волк, возраст, которого 16 лет, если он пробежал эту дистанцию за 20 минут. На сколько он должен улучшить свой результат, чтобы получить золотой значок? 2 мин

Учитель: Если вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, то никакие болезни, никакие проблемы нам не страшны. Давайте проведем физкультминутку!

ФИЗКУЛЬМИНУТКА 2 мин

4 группа

Задача № 14. В поперечном сечении трубы квадрат.

Какая должна быть сторона квадрата, чтобы волк с радиусом головы 25 см НЕ пролез в трубу?

Задача № 15. Наф-Наф домик построил за 2 месяца, Ниф-Ниф этот же домик построил за 5 месяцев, а Нуф-Нуф — за 10 месяцев. За какое время они построят домик, если будут работать вместе?

Задача № 16. Для приготовления напитка Наф-Наф взял вишневый и яблочный сок в отношении 22:3. Сколько процентов напитка составляет вишневый сок?

Задача № 17. Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф решили построить колодец. В фирме «Родник» стоимость (в рублях) колодца из железобетонных колец рассчитывается по формуле С=6000+4100n, где n – число колец, установленных в колодце. Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость колодца из 8 колец.

Учитель: Какие интересные вы придумали и подобрали задачи. Заметьте, ребята, это великолепные задания, проекты, исследования для научно-практической конференции. Можно составить электронный или печатный сборник ваших задач. 3 мин

V. Применение знаний и умений.

Учитель: В парах решаем задачи № 1, №3, №4, №7, №8, №9, №10, №11, №15, №17. Авторы заданий проверяют полученные результаты. (Ученики всех групп заранее распечатали задачи на листах, которые они раздавали после выступления). 15 мин

VI. Обобщение и систематизация знаний. Вы замечательно справились с задачами. Какие виды задач мы сейчас повторили? Какие задачи вам сегодня составили и подобрали ваши одноклассники? Какими способами можно решить эти задачи? 1 мин

VII. Подведение итогов урока.

Учитель: Вспомните, что такое синквейн. На партах у вас памятки по составлению синквейна. Составьте синквейн по теме «Задача» (работа в группах);

Синквейн:

1 строка — одно слово (существительное, отражающее главную идею;

2 строка — два слова (прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка — три глагола, описывающие действие в рамках темы;

4 строка — предложение, выражающее отношение к теме;

5 строка — слово-ассоциация, синоним, эмоциональное отношение к теме.

Ученики:

1 группа: Задача

Развивающая, полезная

Решать, находить, думать

Учит развивать логику!

Решение

2 группа: Задача

Сложная, интересная

Решать, вычислять, думать

Ум в порядок приводит!

Загадка

3 группа: Задача

Развивающая, обучающая

Думать, решать, понимать

Решение всех проблем!

Проблема

4 группа: Задачка

Интересная, сложная, красивая

Познавать, вычислять

Мы задачки все решили и «5» получили!

Решение

После выступления каждой группы ученики поднимают зеленые и белые карточки (зеленая карточка - «понравилось», белая - «не очень»).4 мин

VIII. Информация о домашнем задании.

1. Решить оставшиеся задачи;

2. Придумать стихотворение-задачку. Как говорил Т. Вейерштрасс: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом!» 1 мин

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Как вам помогла ваша фантазия при составлении задач? Сложные или простые задачи, которые встречаются в сборниках для подготовки к ОГЭ?

Учитель: а) Отнеситесь к сегодняшнему уроку.

Большинство учащихся поднимают зеленые карточки.

б) Отнеситесь к работе над кейсом по данной теме?

Большинство учащихся поднимают зеленые карточки.

в) Отнеситесь к совместной работе над кейсом.

Все ученики поднимают зеленые карточки.

Учитель: Значит у нас сегодня было все замечательно! Спасибо за урок! 1 мин

4. Приложения

Приложение № 1

Кейс по теме «Составление и решение задач на действия с рациональными числами»

Практические задачи (модуль «Реальная математика» на ОГЭ и ЕГЭ по математике) :

Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному. Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп. Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.

Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

Так же в отдельное задание выделены задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т. д.

1 группа

Задания к кейсу «Решение и составление задач» :

1. Повторите правила нахождения суммы, разности, произведения и частного рациональных чисел. Повторите, как находится процент от числа, число по его проценту. Повторите формулы нахождения площадей фигур, объемов многогранников, формулы нахождения скорости, времени и расстояния.

2. Прочитайте отрывок текста сказки С. Михалкова «Три поросенка». Придумайте практические задачи по сюжету сказки. Подберите задачи из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ, из сборников для подготовки к ОГЭ под редакцией И. В. Ященко и т. д. Решите предложенные задачи.

3. Оформите результат в POWER POINT.

4. Распечатайте тексты задач.

5. Оцените вклад каждого члена группы при работе над кейсом.

6. Понравилось ли вам работать с данным кейсом? Почему?

Отрывок сказки «Три поросенка», 1 группа (прилагается)

 Приложение № 2

2 группа

Отрывок сказки «Три поросенка», 2 группа (прилагается)

 Приложение № 3

3 группа

Задания к кейсу «Решение задач» :

Отрывок сказки «Три поросенка», 3 группа (прилагается)

Приложение № 4

4 группа

Отрывок сказки «Три поросенка», 4 группа (прилагается)

Публикации по теме:

«Решение простейших арифметических задач младшими школьниками с нарушением интеллекта». Тема: “Решение простейших арифметических задач младшими школьниками с нарушением интеллекта”. Цель: ознакомить родителей с приемами и методами.

Решение задач ФГОС посредством активного внедрения интерактивных игр в воспитательно-образовательный процесс Главной целью моей работы является повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использования интерактивных.

Конспект НОД по ФЭМП во второй разновозрастной группе «Составление и решение арифметических задач. Закрепление» Конспект непрерывной непосредственной деятельности по ФЭМП во 2-ой разновозрастной группе «Составление и решение арифметических задач. Закрепление».

Кейс-технология. Русская народная сказка. Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии- это изучение общих закономерностей на.

Конспект кружкового занятия в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание». Цель: формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Задачи: - Закреплять навыки количественного.

Конспект урока в начальной школе на тему «Решение задач» Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока по математике в 3 классе «Решение задач. Закрепление» Конспект урока по математике в 3 классе (УМК «Школа России») Тема урока: решение задач. Закрепление. Цели: формировать умение решать задачи.

Отзыв на просмотренную НОД в подготовительной к школе группе по ФЭМП на тему: «Решение задач» Отзыв Воспитатель Дата проведения: Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей,.

Решение задач социально-коммуникативного развития посредством игры Система работы в младшей группе Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определённые проявления.

Урок математики «Решение задач на движение» Тема: "Решение задач на движение" Цель: 1. Формировать умение решать задачи с величинами скорость, время, расстояние; учить видеть зависимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология
Опубликовано: 12 января 2017 в 13:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД