Конспект урока музыки «Классика в нашей жизни» в 8 классе

Крикунова
Конспект урока музыки «Классика в нашей жизни» в 8 классе

Конспект урока музыки в 8 классе

Тема «Почему не стареет классика»

Подготовительный этап: ДЗ – просмотр урока №1 на образовательной платформе РЭШ. Скачать на смартфон мобильное приложение https://www.shazam.com/ru

Цель урока: Способствовать приобщению учащихся к классическому музыкальному наследию посредством современных обработок классических произведений.

Дети узнают:

современные способы обработки классической музыки;

можно ли музыку эпохи «барокко» исполнять на современных электроинструментах;

Научатся:

понимать относительность стилевых границ в искусстве;

слышать классические музыкальные цитаты в современных композициях

Смогут:

сопоставлять различные интерпретации и аранжировки одной и той же мелодии;

понять взаимосвязь классических традиций и современных музыкальных тенденций.

Ход урока:

Приветствие.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рассуждать на тему «Почему не стареет классика».Но сначала давайте ответим на вопрос: «Что такое «классика» и «классическая музыка

(Рассуждения детей. Учитель подводит дискуссию к выводу, что классика – это произведения искусств, которые считаются образцовыми первоклассными) (Здесь можно заострить внимание детей на части слова в слове «классика» - «класс»-значит «классный» или «отличный»-«хороший»)

Итак, подведем итог наших рассуждений, то есть «классическая музыка» является первоклассной, образцовой.

Предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент, определите – это произведение относится к классической музыке или нет?

Слушание: последняя часть Сюиты №2 «Шутка» И. С. Баха в исполнении вокального ансамбля «Swingl Singers»

У: Знакома ли вам эта музыка? (ответы детей)

Дети: Да, очень знакомая мелодия, но название и автора не знаем

У: А как вы считаете, эта музыка классическая или нет? (ответы детей)

У: Давайте узнаем, как называется это произведение и кто его автор?

Дети с помощью мобильного приложения https://www.shazam.com/ru определяют название и автора произведения.

Учитель: Да, действительно, автор этого знаменитого произведения немецкий композитор, яркий представитель эпохи «барокко» - 17-18 века Иоганн Себастьян Бах. Композитор жил больше 200 лет назад. И музыка того времени отличалась от современной! Хотите услышать? (ответы детей)

Слушание оригинала «Шутка» И. С. Бах

У: Музыка Баха относится к классической музыке?

Дети: Да.

У: Почему?

Дети: Потому что эта музыка была написана очень давно, а исполняют ее современный вокальный ансамбль, значит, она нравится людям, ей не перестают восхищаться.

У: Совершенно верно, это музыка проверена временем.

У: Чем отличается первое исполнение этого произведения от второго?

Дети: составом исполнителей. (вокальное исполнение в первом случае и инструментальное - во втором)

У: совершенно верно. Бах написал эту часть сюиты для флейты с оркестром. В музыке такое способ обработки музыкального произведения называется как?

(вспоминаем домашнее задание)

У: Совершенно верно. Аранжировка

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. (запись в тетрадь)

Итак, мы познакомились с одним из способов современной обработки классических произведений.

У: А сейчас я вам предлагаю послушать одного из самых популярных исполнителей российской эстрады Диму Билана.

Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинка, исполняет Дима Билан (видео)

У: Наверное, вы все узнали строки прекрасного стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина, которые легли в основу романса замечательного русского композитора.Вопрос: кто написал романс «Я помню чудное мгновенье?» (работа со смартфонами)

Дети: Михаил Иванович Глинка.

У: Совершенно верно. М. И. Глинка является ярким представителем русской классической школы, жил М. И. Глинка в первой половине 19 века.Своим творчеством оказал влияние на многих других русский композиторов того времени: А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского.

У: А сейчас я предлагаю мысленно перенестись лет на 100 назад и послушать, как звучал этот романс в исполнении советского оперного певца Сергей Лемешева.

Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» Сергей Лемешев.

У: Ответьте мне на такой же вопрос, относится ли романс М. И. Глинки к классической музыке?

Дети: Да. Потому что она тоже востребована сегодня и ее исполняют современные певцы, у этого музыкального произведения много поклонников.

У: Что общего в исполнении этого романса и в чем отличие? (ответы детей)

Дети: в первом и во втором случае романс исполнялся вокалистами, именно так, как он звучит в оригинале (голос в сопровождении фортепиано).

Дети: Разница заключается в стиле исполнения, в эмоциях исполнителя, тембре голоса, приеме исполнения) Каждый вокалист, исполняя этот романс, добавляет в него частичку «своей души», чувств, переживаний.

У: Совершенно верно. В музыке это называется (вспоминаем домашнее задание) – интерпретацией.

Интерпретация – это художественное истолкование музыкантом-исполнителем музыкального произведения в процессе исполнения. (запись в тетрадь)

У: А теперь задание для любителей рок-музыки. Предлагаю послушать следующий фрагмент музыкального произведения.

Слушание «К Элизе» В. Зинчук

У: Итак, ребята, узнали вы это произведение?

Дети: Да, очень знакомая мелодия!

У: Воспользуемся нашим приложением в смартфоне и определим, к какой эпохе принадлежит эта музыка и кто ее автор?

Дети: Людвиг Ван Бетховен.

У: Совершенно верно. «К Элизе» - это фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - великий немецкий композитор и пианист, один из трех "венских классиков" (наряду с Гайдном и Моцартом). Ключевая фигура переходного периода от классицизма к романтической эпохе в европейской классической музыке, Бетховен по сей день остается одним из самых известных и исполняемых композиторов в мире.

У: Конечно, во времена Бетховена не было электронных музыкальных инструментов, тем более электрогитар. Бетховен сочинил эту для своего любимого инструмента – пианино. Давайте послушаем оригинал этой пьесы.

Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен (фортепиано)

У: Как вы уже поняли, что пьеса тоже является не просто классическим, а шедевром мировой музыки.

У: Очевидно, что эти два исполнения пьесы отличаются друг от друга. Чем?

Дети: Исполняется на разных музыкальных инструментах.

У: Да, верно. А еще?

Дети: в оригинале музыке звучит спокойно, равномерно, умиротворенно, ровно, даже можно сказать напевно, мелодично

У: Музыка передает атмосферу того времени. Так ведь? А в исполнении В. Зинчука пьеса приобретает более свободный характер, Исполнитель добавляет свою импровизацию.

У: И такой способ обработки в музыке называется? (домашнее задание)

Дети: Транскрипция.

Транскрипция – это свободная виртуозная обработка музыкального произведения. (запись в тетрадь)

У: Ребята, мы с вами на примере трех музыкальных классических произведений узнали три вида современной обработки, Но существует в музыке обратное явление, когда музыканты-исполнители ставят перед собой задачу максимально точно воссоздать звучание музыки прошлого, используя при этом старинные музыкальные инструменты.

Дети: Это называется Аутентичное исполнительство.

У: Молодцы! Хорошо подготовились к уроку!

Аутентичное исполнительство (от позднелат. authenticus — подлинный, достоверный) — движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям.

У: Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомнили творчества трех композиторов-классиков. Предлагаю выполнить задание на оценку. На платформе https://resh.edu.ru/ сформировано задание в виде таблицы, ее нужно заполнить таблицу, сделать скан заполненной таблицы, прикрепить этот файл на платформе на проверку учителю.

У: Ребята, что необычного вы сегодня услышали или узнали на уроке?

Дети: Что современные музыканты-исполнители в своем творчестве используют музыку, которая была написана более 200 лет назад.

У: А как вы думаете, зачем они это делают?

Дети: Потому что это произведения классные, первоклассные, образцовые.

У: В стремительном потоке происходящих в жизниизменений неизменными остаются духовные ценности: любовь, дружба, сострадание, вера, надежда…Все эти ценности веками живут в искусстве: в музыке, литературе, изобразительном искусстве. «Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, все равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство – величайшая сила, оно из самых удивительных созданий человеческого духа», - пишет Р. Щедрин. Композитор считает, что «пути приобщения людей к серьезной музыке могут пролегать через аранжировки, транскрипции и интерпретации, созданные для вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами.

У: На творчество современных музыкантов возложена ответственная миссия, сохранить великое музыкальное наследие для своих потомков!

Вот почему не стареет классика!

У: Всем спасибо за урок! Домашнее задание на платформе РЭШ Урок 2 (основная часть)

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект урока музыки «Классика в нашей жизни» в 8 классе
Опубликовано: 29 октября 2020 в 16:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с...
Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать от бумажных...
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей...
Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах...
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы «Три совы»
Цель: Совершенствовать умение изображать сов, передавая эмоциональные и характерные особенности формы тела. Передать новогоднее настроение. Задачи:...