Инна Коваленко
Конспект урока музыки в четвертом классе «Весеннее настроение в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока музыки в 4-м классе по теме :
«Весеннее настроение в музыке и живописи» (на экран)
Мазитова Д. И. учитель, музыки и пения
Цели и задачи:
• Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, А. К. Саврасова;
• воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание);
• Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор;
Наглядность, репертуар:
Публикация «Конспект урока музыки в четвертом классе „Весеннее настроение в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- ИЗО в школе
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Портреты композитора П. И. Чайковского, Саврасова)
• Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»
• П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» (фонограмма) А. Вивальди «Весна».
• «Веснянка» -песня- закликалка
• «Начинается игра», - песня – игра, муз. Поплянова,
• «Солнышко» - песняТ. Брылёва (НРК)
Оборудование: магнитофон, кассеты с записью.
Методы: наблюдение, сопоставление, словесное рисование, активный диалог.
Природа щедро дарит чудеса,
И ждёт взамен труда и удивленья. (на экран)
(Константин Васильев, художник).
Учащиеся входят под музыку А. Вивальди «Весна»
Музыкальное приветствие.
• Наш урок я хотела бы начать с особых слов.
• вслушайтесь в них и выразите своё отношение:
• Кто нужен для того, чтобы музыка звучала? (композитор, исполнитель, слушатель)
“Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”.
(Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение).
• Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке вы могли, сопереживать для того, чтобы наполнить свою душу красотой.
О каком времени года пойдёт речь? (Время года - весна.)
• Это чудесное время года. «Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивленья».
• Не случайно вступлением к уроку я взяла эти слова. К ним мы ещё вернёмся. Помогут нам понять чудеса весенней природы музыка и живопись.
Распевка сегодня тоже будет весенняя – весёлая. «Веснянка» на слоги ля, ла, ли, ло, лэ, лу, лю, ля.
• Какое настроение у вас? (Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.)
• Такой показал нам весну композитор.
• Какую можно представить картину? (Солнечный, весёлый, радостный день, звенят, бегут, журчат ручьи.)
• Сейчас вы увидите другую картину – весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников. И до сих пор очаровывает всех, кто её видит. Что такое мог написать художник, что удивило и обрадовало всех?
(на экране картина «Грачи прилетели» и портрет А. Саврасова)
• Алексей Кондратьевич Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (показ). Есть ли в ней что – нибудь необыкновенное? (Нет. Окраина села.)
• Берёзы ровные и стройные? (Нет, кривые, корявые).
• Что ещё видите на этой картине?
(Тает снег, появились лужи, деревянные дома и сараи, облупившаяся церковь, поля, с которых сходит снег, грачи вьют гнёзда.)
• День яркий, солнечный? (Пасмурный, серенький).
• Что может быть здесь привлекательного? Но как смог художник тонко увидеть, почувствовать дыхание весны!
• Тающий снег. Но заметьте, у забора снег какой? (белее). Он начал оседать, проваливаться, наполняться влагой. Чуткий глаз живописца заметил тропинки. Когда – то здесь пробегал мальчишка и его следы ещё видны на снегу. Грачи истоптали поверхность снега своими лапками. Разве это не чудо? У каждой лужи свой облик, своя жизнь, свой характер. Очертания большой лужи неровные, она расползается. Птицы что делают? (Хлопочут у своих гнёзд)
• Грачи – первые вестники весны. В эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. При этом ребята пели песни – заклички. Как назывались такие песни? (Веснянки.)
• Одну из таких веснянок мы с вами знаем.
• Пение «Веснянка»
• Кто желает спеть вместе со мною? (исполнение)
• Музыка звучала одинаково по характеру или нет?
(В куплете плавно, в припеве – отрывисто)
• Что изображает припев? (весёлое настроение)
• Скажите, что особенного в Веснянках?
• В веснянках много раз повторяются настойчивые, восклицательные интонации.
• (разминка)
Музыкальная игра «Собирайся детвора» (Поплянова)
• Какие весенние цветы вы знаете? Какой первый весенний цветок, появляется прямо из – под снега? (Подснежник.)
• Этот цветок можно назвать чудом, удивления которому нет предела. В каком месяце появляются подснежники? (АПРЕЛЬ)
• Композитор Пётр Ильич Чайковский написал пьесу, которую так и назвал «Апрель. Подснежник». Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе.
(слушание -фрагмент)
• Какие оттенки вы представляете)
• Какое у вас настроение?
(учащиеся по желанию читают стихотворение о весне)
• Какие произведения музыки и живописи помогли нам проникнуться сердцем к природе, почувствовать весеннее настроение? П. И. Чайковский «Апрель» (Подснежник) из цикла «Времена года», «Грачи прилетели», А. Саврасова.
• Как же вы понимаете слова, прозвучавшие в начале урока : «Природа щедро дарит чудеса и требует взамен труда и удивленья»?
(Природа действительно дарит чудеса, а произведения искусства помогают ею восхищаться)
какое у вас настроение?
(приподнятео, добро,е тёплое, радостноее) (экран)
• Весной чаще появляется солнышко, и весёлое настроение приходит в каждый дом.
• Т. Брылёва – наш композитор, поэт и учитель музыки (НРК) весёлое настроение передала в песенке «Солнышко».
(Пение сольное.)
• Назовите имя великого русского композитора произведения, которого мы с вами на протяжении 4 лет слушали и изучали.
(П. И. Чайковский.)
(Угадай мелодию.)- музыкальные отрывки из цикла «Детский альбом»
Сегодня мы познакомились с произведениями литературы, живописи и музыки о весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
(восхищались ею)
• Прежде чем закончить наш урок, хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней.
Песня «Солнышко» (музыка и слова О. Карасевой).
Итог урока.
Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.
Люди всегда восхищались весной. На уроках литературы мы с вами изучали пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о весне (ответы с места).
^ Вешний день весь год кормит.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Апрель с водою – май с травою.
- Как называют весну? (красна – красивая)
Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. (Цель)
Ребята! А какие стихотворения о весне вам уже известны? Давайте вспомним некоторые из них.
Выступления учащихся под музыку.
А сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды».
а) слово о поэте (выступление подготовленного ученика)
Послушайте стихотворение и постарайтесь представить картину, нарисованную поэтом.
б) беседа с учащимися
- Что вы представили, слушая стихотворение?
- Какой период весны изобразил Тютчев? Докажите примерами из текста.
- Какая картина дана в стихотворении – спокойная или движущаяся?
Да, у Тютчева природа всегда в движении, и в этом – отличительная особенность его поэзии.
- А какая часть речи помогает ему в этом? Приведите примеры.
( глаголы: шумят, бегут, будят, блещут, гласят, идёт и др.)
- Какие устаревшие слова использует Тютчев?
(брег, гласят – старославянизмы) Они придают особую торжественность.
- А какие слова повторяются? Зачем?
(повтор усиливает эмоциональное воздействие)
- В какой цветовой гамме преимущественно выдержана картина? Назовите основные цвета.
- А какие предложения по интонации преобладают? Почему?
(восклицательные) Создают приподнятое настроение.
Весенние воды названы в стихотворении гонцами. Кто такие гонцы?
(те, кто послан с какой-нибудь вестью)
- А каким ещё словом можно назвать того, кто приносит весть?
(посланник)
- Как выдумаете, почему Тютчев употребил слово «гонцы»?
(несут срочное известие)
- Кто же выслал гонцов?
(весна)Она торопится всем объявить о своём приходе.
- Какой художественный приём использует поэт, говоря о весне?
(олицетворение)
- А есть ли ещё примеры олицетворения?
- Какие ещё образные средства помогают Тютчеву создать живую картину весеннего пробуждения природы?
( эпитеты: сонный брег молодая весна, румяный хоровод)
Запись в тетрадях
- Какие чувства вызывает приход весны у Тютчева? А у вас?
Прочитайте выразительно это стихотворение.
-4-
Вывод Тютчев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.
3. Теперь о живописи.
Картина И. Левитана «Март» (1895)
Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд. Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»
Обратимся к картине И. Левитана «Март»
а) слово о художнике (выступление подготовленного ученика)
б) беседа с учащимися
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?
(пейзаж)
- Что изображено на картине?
- По чему видно, что это начало весны?
(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)
- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?
(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)
Картина тёплая, радостная.
- Есть ли люди на картине?
(нет)
Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Какие краски использует художник?
(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)
- Какое настроение передаёт художник?
(жизнерадостное)
- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.
Запись в тетрадях
Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.
4. А теперь музыка.
Сегодня мы услышим музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
а) слово о композиторе (выступление подготовленного ученика)
Звучит музыка.
-5-
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какую весну изобразил Чайковский?
(раннюю)
- Какие образы представили вы?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
(радость обновления)
III. Закрепление
Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
(восхищались ею)
Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
IV. Итоги урока
1. Вы подготовили рисунки. Какие чувства испытываете вы с приходом весны? (защита рисунков)
2. Обращение к эпиграфу.
3. Оценки
Дом. задание. Творческая работа «Какое из произведений ближе вашему восприятию и почему?» Выучить наизусть стихотворение о весне
Тип урока :
Урок – знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П. И. Чайковского.
Задачи урока :
1. Привитие интереса к изучаемому предмету.
2. Формирование культуры слушателя и рассказчика.
3. Воспитание у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости к чужому мнению, формировать умение работать в коллективе и индивидуально.
4. Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.
5. Формирование навыков правильной речи, развитие общей эрудиции учащихся, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
6. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Цели урока :
1. Развитие культуры общения.
2. Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив по настроению картины, музыку, стихи.
Задачи ИКТ:
1. Активизировать работу учащихся на уроке, поощрять правильные ответы.
2. Повысить интерес к изучению предмета за счёт яркой наглядности на слайд-шоу и модернизации процесса обучения.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, коммуникативный, репродуктивный.
Средства обучения:
Интерактивная доска, компьютер, проектор, фонограмма музыки П. И. Чайковского. Времена года. Январь, Февраль, Декабрь.
Структура урока :
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение.
3. Тема. Основная часть. Фортепианное творчество П. И. Чайковского «Времена года. Январь. Февраль».
4. Физминутка.
5. Слайд-шоу «Картины русских художников» с музыкальным сопровождением музыки Чайковского «Времена года. Декабрь».
6. Итог урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителя с учениками под музыку П. И. Чайковского. Дети садятся на свои места.
Слово учителя:
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
II. Повторение изученного материала.
– Кем написана музыка, которая сейчас звучит, и к которой мы сегодня пришли в гости?
– Музыку написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
III. Фортепьянное творчество П. И. Чайковского.
То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно.
Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.
Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.
В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году. (На доску прикрепить ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Январь – «У камелька» Июль – «Песнь косаря»
Февраль – «Масленица Август – «Жатва»
Март – «Песнь жаворонка» Сентябрь – «Охота»
Апрель – «Подснежник» Октябрь - «Осенняя песнь»
Май – «Белые ночи» Ноябрь – «На тройке»
Июнь – «Баркарола» Декабрь – «Святки»
«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".
Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…
Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Зима», и расскажем о них.
Итак, я начинаю вас знакомить с музыкой Чайковского.
Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажёг.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!
Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.
Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». (На доску учитель прикрепляет изображение камина с огнём. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.
Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку.
Звучит мелодия П. И. Чайковского. Времена года. Январь.
Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.
А теперь мы окажемся на второй страничке альбома. Февраль «Масленица».
«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас все
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть.
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить,
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».
Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.
Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё – словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
Звучит пьеса П. И. Чайковского. Времена года. Февраль.
Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.
IV. Физминутка:
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали
И большими разом стали.
Мы прислушались: как тихо!
Взрослые дети, прошу вас, садитесь.
Сейчас мы перевернем несколько страниц этого замечательного журнала и окажемся сразу на двенадцатой странице.
– Кто догадался почему?
Ответы детей.
– Да, сегодня мы с вами говорим только о зиме и слушаем зимний цикл пьес П. И. Чаковского «Времена года», с остальными музыкальными зарисовками обязательно познакомимся на следующих уроках. Мы представляли себе много картин, после прослушивания музыки, а я хочу вас познакомить с картинами, которые нарисовали русские художники.
Слайд-шоу «Картины русских художников» с музыкальным сопровождением П. И. Чайковский. Времена года. Декабрь.
Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке и картинах.
После слайд-шоу, заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения разных авторов, выбирая наиболее подходящую картину. Учитель выводит на экран картину по желанию ученика.
IV. Итог урока.
Изучив творчество П. И. Чайковского, подвести учащихся к вопросу: Можно ли музыку этого композитора назвать современной? Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного. Дискуссия с помощью учителя закончится выводом о том, что П. И. Чайковский - великий наш современник.
Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге.
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают…»
Музыка П. И. Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши дни.
Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!
Выставление оценок в журнал и дневник.
Почему, по вашему мнению, музыка Чайковского «понятна и мила» всем?
Я считаю, что музыка Чайковского «понятна и мила» всем потому, что в ней отразилось состояние композитора, которое испытывал каждый человек на земле. Это чувство восторга перед богатством и красотой родной природы, чувство наслаждения, которое испытывает человек, любуясь разнообразием полей, лесов, степей, слушая щебетание птиц и шум леса. Каждый, кто слышит музыку Чайковского, вспоминает милые его сердцу пейзажи.
Заслуга композитора состоит в том, что ему удалось переложить музыку природы на ноты и блестяще передать ее в своих произведениях.