Папки-передвижки

Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой»

Светлана Соболева
Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой»

«Природа. Ценность природы для людей»

Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России»,

А. А. Плешаков «Природа. Ценность природы для людей».

Тема «В гармонии с природой». «Природа. Ценность природы для людей»

Публикация «Конспект урока по окружающему миру „В гармонии с природой“» размещена в разделах

Дидактическая цель: знает, что такое природа, разнообразие природы, умеет выполнять классификацию объектов природы, устанавливает связи между живой и неживой природой, осознает ценность природы для людей.

Задачи урока

Образовательные: учить составлять характерные для леса царства природы, рассуждать, доказывать;

Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и интерес к природе; развивать коммуникативные навыки через работу в группах, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

Тип урока : урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- ориентироваться в учебных пособиях курса «Окружающий мир;

- понимать разнообразие природы; научиться классифицировать объекты природы, называть царства живой природы;

- осознавать ценность природы для человека. ;

Личностные:

– понимать и принимать социальную роль обучающегося; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- проявлять целостное восприятие окружающего мира;

- бережно относиться к окружающему миру;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; желание выполнять учебные действия, приобретать новые знания.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом; понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

- Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из иллюстрации учебника.

Коммуникативные :

- формировать навыки речевых действий, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ресурсы урока : ноутбук, мобильный класс, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп, карточки с текстами для работы в группах, сигнальные карточки (красный-есть вопрос, зеленый-проблемы, желтый-требуется помощь, карточки «Мудрые мысли», презентация к уроку, тест «Природа».

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, деятельностный

Технологии: решение учебной задачи, с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, активных методов обучения, здоровьесбережения, информационные.

Ход урока.

Организационный момент и психологический настрой к уроку (1-2 мин)

Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Я рада вновь приветствовать вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся новому дню! Скажите добрые слова партнеру по плечу, партнеру по лицу. Поприветствуем всех присутствующих в классе бурными аплодисментами.

Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником.

Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир». Скажите, о чем вы хотели бы узнать в этом году, чему научиться?

Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках

- Прочитайте на с. 3 название первого раздела.

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Формулирование темы, постановка цели урока. Слайд № 2

Доскажи словечко и узнаете тему урока :

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светитзолотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывае.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром. Туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг. (природа)

(Ученики формулируют тему урока.)

Что значит для вас природа, какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Что вы больше всего любите в природе? (Ответы детей)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что мы узнаем на уроке? Чему научимся? (Ответы детей)

Давайте сравним, что написано в учебнике. Прочитайте тему урока на с. 4. С учебной задачей урока в учебнике нас вновь знакомит Муравьишка.

Сделаем вывод: на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.

Актуализация знаний

Классификация объектов природы.

Работа в группах с учителем. (Группы формируются по симпатиям)

Обратите внимание на экран. Слайд № 3. Ответьте на вопросы.

Отвечают участники №1 в своей группе, затем ответ сверяется с эталоном на презентации

• Подумайте, на какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)

Отвечают участники №2

• Перечислите природные объекты. (Ласточка, солнце, береза, белка, жук, гриб, ель, дождь.)

Отвечают участники №3

• На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)

Отвечают участники №4

• Назовите объекты живой природы. (Ласточка, береза, белка, жук, гриб, ель.)

Отвечают участники №1

• Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь)

Отвечают участники №2

Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Составление схемы в группах.

Полученную информацию отразите в схеме «Природа»

Итак, у вас 1 минута. Время пошло.

1 ученик ( по желанию или по просьбе учителя: например, стол №2 участник №1) зачитывает все фразы, а учитель записывает их на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться.

«Кластер»

Выполнение задания в рабочей тетради, №1 (с. 6), №2 (с. 6, 7)

Давайте проверим ваши работы. Поменяйтесь тетрадями: участник №1 передает участнику №2, участник №2 –участнику №3, участник №3 –участнику №4, участник №4 – участнику №1. Есть ли ошибки? Как их можно исправить Исправь ошибки. Взаимопроверка по эталону.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы (красный сигнал);

- регулирует споры, порядок работы (зеленый сигнал);

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе (желтый сигнал).

IV. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемы.

Учитель демонстрирует изображения гриба. (Слайд № 4)

- В какую группу отнесем этот природный объект?

- Еще раз внимательно рассмотрите объекты живой природы на экране. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)

- А кто изучает эти группы? Как эти группы называют ученые?

- Сформулируйте учебную задачу. (Ответы детей)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность

2. Игра «Грибники»

(Идет формирование групп через игру «Грибники.» Учитель приглашает 4 учеников-экспертов групп, они же грибники. Предлагает им отправиться в лес. Сюжет: «На лесной полянке вы увидели первый гриб масленок, берем к себе в корзинку (выбираем ученика). Двигаемся дальше, а вот под березой прячется… какой гриб? Конечно, подберезовик. И его - в корзинку и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не выберут всех учащихся.» Затем они рассаживаются за указанные столы)

3. Метод «Мы вместе» (Работа в группах (три)

Перед началом работы сообщают, что эксперты (ранее подготовленные ученики) будут организовывать,

и оценивать продуктивность работы своей группы.

Цель: проработка нового материала

Необходимые материалы: на разных столах раскладываются информационные материалы, связанные с темой (книги, рисунки, ноутбуки, задания, таблицы-карточки).

Проведение: Группы, под руководством эксперта, работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Тема № 1. Разнообразие природы.

Задание-инструкция.

1) Знаете ли вы, что такое «царства»? (Ученики высказывают свои предположения). А как вы, думаете, в природе есть царства?

2) Найдите ответы на данные вопросы в учебнике.

3) Читайте текст на с. 5. Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения)

В процессе чтения текста делайте карандашом пометки: "V” - уже знал, «+»- новое.

Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. (Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт", количество граф которой соответствует числу значков маркировки.)

V +

4) Обсудите в группе: каждый участник называет, что «уже знал», затем, что «новое узнал». Установите очередность по кругу.

5) Ответьте на вопросы экспертов. Например:

- Даниил, что узнал нового твой партнер по плечу?

- А что ты, Яна, открыла для себя? Спасибо.

6) Выполните задание в рабочей тетради № 4 (с. 7). Взаимоконтроль. Сравни свою работу с работой соседа по плечу. В чем совпадают ваши работы. Чем различаются? Есть ли у вас ошибки? Исправь ошибки. (Слайд № 5, ноутбук группы)

7) Если узнали, что-то новое добавьте в кластер

8) Знакомство с микроскопом. Рассмотрите предметы под микроскопом (Слайд № 6, ноутбук группы). Оцените работу в группе, работу группы.

Тема № 2. Связи в природе. Слайд № 6

Задание-инструкция.

1) Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.

- Связаны ли между собой эти группы? (Ответы детей)

- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на слайде № 7 (ноутбук группы).

(Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)

2) Приведите примеры экологических связей в природе :

Участники № 1, 3 «Живое – неживое»;

Участники № 2, 4 «Растения – животные».

Эксперт: Подумайте, 10 секунд. Подумали? А сейчас повернитесь к партнеру по плечу. И в течение 20 секунд предлагайте свои примеры друг другу (два участника приводят примеры, говорят по очереди). Начинает тот, у кого светлее волосы. Стоп. А сейчас обратитесь к партнеру по лицу. И в течение 20 секунд предлагайте свои варианты друг другу.

Время вышло. Давайте выслушаем. - Антон, что сказал твой партнер по плечу? А что ты, Карина, можешь сказать о связях в природе? Спасибо, ребята.

Какой сделаем вывод?

Вывод. Все объекты природы тесно связаны между собой (Приложение № 1).

3) Запишите в словарик новые слова. Устно объясните значение этих слов (организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп)

4) Как выделили царства грибов? (Ответы детей). Узнать об этом поможет книга «Зеленые страницы». (Дети читают рассказ «Не растения и не животные» на с. 60 – 61. Сначала прочитаем, а потом подготовим вопросы. Прием Таблица «тонких» и «толстых» вопросов, она выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа (На карточке)

Тонкие? Толстые?

Кто.? Что. ?

Когда.? Может. ?

Будет.? Могли. ?

Как звать.?

Было ли. ?

Согласны ли вы. ?

Верно ли.? Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему. ?

Почему вы думаете. ?

Почему вы считаете. ?

В чем различие. ?

Предположите: что будет, если. ?

Что, если. ?

9) Оцените работу в группе, работу группы.

Тема № 3. Ценность природы для людей. Слайд № 8

Задание-инструкция

1) Верно ли, что без природы не возможна жизнь людей? Докажите.

2) Найдите и прочитайте текст «Ценность природы для людей». Выделите предложения, которые говорят о том, что дает нам природа. Сделайте вывод.

3) Сравните свой вывод с выводом учебника. Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.

4) Составьте опорную таблицу. Сделайте вывод.

Вывод. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От человека зависит сё сохранность и красота. Давайте все будем заботиться о природе, не наносить ей ран.

5) Проверьте по эталону. (Слайд № 8, ноутбук группы)

6) Выполните задания в рабочей тетради № 6 (с. 8) (Слайд № 9, ноутбук группы).

7) Оцените работу в группе, работу группы.

4. Сообщения групп. Защита работы каждой группы.

5. Обобщение учителя. Выводы.

6. Блиц-опрос. Отвечают группы по желанию. Учитель дополняет ответы (Слайд № 10).

А что такое бактерии? Вы уже поняли, что увидеть их без микроскопа невозможно. Что это за царства? Чем питаются бактерии? Как опасные бактерии попадают в организм человека? Как помогать организму справляться с вредными бактериями. Что для этого надо делать? Многие бактерии –возбудители болезней, но есть и полезные бактерии. Приведите примеры

1) Дополнительная информация

- Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?

Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обра-тил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую ли-пучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться

V Физкультминутка. Игра «Живое – неживое».

- Я называю слова. Если это объект живой природы, то прыгаете. Если объект неживой природы – приседаете.

V I. Закрепление изученного.

1) Конкурс - "Мудрые мысли". (Каждая группа получает по два высказывания)

Из карточек которые вы получили, вам нужно составить выражения. Например: "Природа - не храм, а мастерская". Задания: 1. Лес - наше богатство - берегите его! 2. Охранять природу - значит охранять Родину! 3. Земля - колыбель человека! 4. Птицы - наши друзья. 5. Вода - источник жизни. 6. Охрана природы - дело народа. 7. Поведение человека в природе - это зеркало его души

2) Ученики выполняют тестовые задания по теме «Природа» (Приложение № 2, а затем проверяют. (Правильные ответы записаны на обратной стороне листочка. Оцените свою работу.

VII. Рефлексия

Вернемся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать и чему научиться? Что мы узнали? Чему научились? Какие выводы сделали? Давайте сравним их с выводами Мудрой черепахи на с. 7. (Дети отвечают на вопросы.)

1) Составьте «Синквейн»

1 строка – одно существительное (Кто? Что).

2-ая – два прилагательных (Какой).

3-я – три глагола (Что делает).

4-ая – крылатая фраза,

5-ая – одно существительное, которое выражает суть (Кто? Что)

Пример:

1) Природа.

2) Красивая, живая.

3) Очищает, освежает, кормит.

4) Берегите природу.

5) Жизнь.

2) Оцените свои достижения (Критерии на карточках).

Самооценка с помощью знаков «!», «+», «-»,

«!» - все выполнено верно, материал усвоен хорошо;

«+» - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно;

«-» - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.

Взаимооценка, оценка группы с помощью смайликов - вклад каждого участника в общее дело по достижению поставленной цели:

Принимал активное участие в деле;

Принимал участие в обсуждении, но мог работать лучше;

Не участвовал в обсуждении, но хотел активно работать;

Не участвовал в работе потому, что не хотел.

3. Домашнее задание (задания №№ 1 и 2 по выбору учащихся)

1. Учебник с. 8, задание 2, повышенный уровень (Выбери «царей» в царстве растений, животных, грибов. Выбери роль одного из царей. Сделай маску и придумай речь, с которой он бы обратился к своим подданным).

2. Учебник с. 8, задание 3, базовый уровень.

3. Индивидуальное задание (учебник, с. 8 «Страничка для любознательных»).

Прикреплённые файлы:

urok-1_dthiv.pptx | 905,08 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы?» Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Кто такие птицы? Цели: познакомить детей с классом «Птицы», с их разнообразием; научить выделять.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока по окружающему миру «Волшебница — вода» Предмет: Окружающий природный мир и изодеятельность. Тема урока: «Волшебница - вода». Цель урока: Формирование у детей представлений о свойствах.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 17:32
+121Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД