Лучший педагог года

Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»

Бурмистрова Юлия Геннадьевна
Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»

Конспект урока по чтению в 7 классе

Тема: Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник», и в каком плену находится?

Автор: Бурмистрова Юлия Геннадьевна

ГБОУ СО «Школа АОП №14 г. Вольска»

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса. Данный материал будет полезен при изучении произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Занятие имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную форму и разработано в соответствии с современными требованиями.

Публикация «Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями „Л, Толстой „Кавказский пленник“» размещена в разделах

Конспект урока по чтению и развитию речи в 7 классе.

Тема. Жилин и Костылин: кто «кавказский пленник»,и в каком плену находится?

Цель урока :обобщить и систематизировать знание текста произведения учащимися, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы.

Задачи урока :

- Образовательная: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

- Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

- Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

- Коррекционная: проводить коррекцию психических функций - памяти, мышления, внимания, мелкой и крупной моторики рук.

- Здоровье сберегающая: создать условия для профилактики нарушений осанки и зрения, снятие позостатического напряжения.

Тип урока :урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Материально-техническая оснащение и дидактическое обучение: мультимедийный проектор, ПК, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы подгрупп.

Термины и понятия: жила, жилистый, костыль, костылять, колода

(лежачее толстое дерево, джигит (молодец), удалой (храбрый, смелый, доблестный, отважный, плен (неволя, пленник (взятый в плен, невольник, пленять (захватить, прельстить, подчинить).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

- Какое произведение мы с вами читаем? Слайд 1.

- Кто его автор?

Задание на внимание. Слайд 2.

- Лев Николаевич Толстой – автор многих замечательных произведений. Он писал для взрослых и детей. А сейчас проверю, какие вы у меня внимательные: под каким номером было написано на слайде название рассказа, отрывки из которого мы читаем?

(Сказки, рассказы «Акула», «Косточка», «Пожарные собаки», «Прыжок» и др. - для детей,

«Анна Каренина», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Хаджи-Мурат» и др. – для взрослых).

- «Кавказский пленник» - это рассказ-быль? Почему?

(Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности).

- Где происходит действие рассказа? Слайд 3.

(События происходят на Кавказе).

- Когда происходят описываемые события?

(События происходят во время тяжёлой, кровопролитной войны с горскими народами).

- Как зовут главных действующих лиц?

(Главных действующих лиц рассказа зовут Жилин и Костылин).

- Кто такие Жилин и Костылин? Что с ними случилось?

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, как схематично мы изобразили расстановку героев в рассказе на прошлом уроке.

Мать Дина мать

Жилин Костылин

Татарин татары

- Что вы можем сказать о героях рассказа по этой схеме?

( главные герои в центре:Жилин и Костылин; вокруг Жилина много людей, вокруг Костылина – нет, Жилин и Костылин рядом)

4. Постановка темы и целей урока.

- Вы сказали, что главные герои - Жилин и Костылин, но рассказ назван

«Кавказский пленник».

Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Л. Н. Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Задание 1 Слайд 4.

- И начнем мы разговор с такого задания: послушайте небольшие фрагменты из текста и подумайте, что в них общего?

• «Жилин говорит :

- Надо ехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь.

А Костылин говорит:

- Что смотреть? Поедем вперед».

• «Вот говорит (Абдул) Жилину, - ты все серчаешь, а твой товарищ смирный; он письмо написал домой…»

• «Костылин целыми днями сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет до дома, а другого не писал».

- Что объединяет эти фрагменты по строению и содержанию?

- О ком говорится во всех прочитанных фрагментах?

- Что говорится о них? Что помогает нам понять, что герои сравниваются и противопоставляются друг другу?

( Вывод:Во всех фрагментах говорится о Жилине и Костылине, герои сравниваются друг с другом, противопоставляются друг другу, союзом А).

5. Формулировка цели урока.

- Вы совершенно верно отметили, что повествование в рассказе строится на основе сравнения и противопоставления двух героев. Поэтому наша цель – вслед за автором сопоставить героев и подумать над вопросами, кто «кавказский пленник» и в каком плену он находится?

Речевая гимнастика

Шесть мышат в камышах сидят.

- Какие звуки повторяются?

-Прочитайте вслух, не спеша. Выделите голосом каждое из слов по порядку.

-Прочитайте постепенно увеличивая темп.

6. Работа с текстом. Сравнительная характеристика героев.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из героев: Жилин или Костылин вам ближе?

- Кто больше заинтересовал? Почему?

- А сейчас давайте обратимся к тексту и проведем сравнительный анализ героев.

Я предлагаю начать с фамилий героев.

3

- Давайте попробуем доказать, что Л. Н. Толстой не случайно выбрал такие фамилии для действующих лиц повести.

Слайд 5

-Выделите корень в каждой фамилии. Подберите однокоренные слова.

Жилин – жила, жилистый.

Костылин -костыль, костылять.

Слайд 6

- Обратимся к толковому словарю и узнаем значение слов.

В толковом словаре есть значение слов:

«жила» - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый- сильный, в народе часто говорили про стоящего, сильного человека «Есть в нем молодецкая жила»;

«костыль» - палка для хромых, безногих, костылять – плестись потихоньку.

- Какую характеристику дал героям автор, наделив их такими фамилиями?

Задание №2. Слайд 7.

- Продолжим сравнительный анализ героев и обратимся к 1 главе.

- Найдите в тексте детали характеризующие внешность Жилина и Костылина.

Жилин Костылин

«не велик ростом, а удал был» «грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

Пухлый запотел, да ноги ободраны.

5 гл. стр. 122

«И черт меня дернул колоду эту с собой брать» гл. 5 стр. 123

- Объясните значение выделенных слов.

Удал, удалой–храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый обрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

- Следуя описанию, что вы можете сказать о Жилине и о Костылине?

- Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев?

- На чем заострил внимание читателей автор?

( Вывод:Автор не сообщает читателям портретные подробности, заостряя внимание на главных отличительных особенностях: у Жилина – удаль, у Костылина – неповоротливость).

Задание №3. Слайд 8.

- Как черный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе? (2 глава стр. 114-115)

- Объясните, что значат эти слова через подбор близких слов по значению.

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный» спокойный, тихий, покорный).

4

Первоначальное слово «джигит» обозначает «наездник, человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

- Справедливо ли горцы говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»?

( Вывод:Жилин вступает в спор с татарами, а Костылин соглашается на выкуп, который назвали татары)

Жилин Костылин

Джигит – молодец

«смирный» спокойный, тихий, покорный.

Задание №4 Слайд 9

- Расскажите, как вели себя в плену Жилин и Костылин?

- Подтвердите строчками из текста (3-4 глава стр. 116-117)

- Выберите из текста глаголы, которые описывают действия героев в плену.

Жилин Костылин

Ходит, высматривает,

рукодельничает, роет…

Пишет, ждёт, скучает, спит.

Задание №5 Слайд 10

- Как ведут себя герои во время побега? Выделите ключевые слова, характеризующие действия Жилина и Костылина. (5 глава стр. 121-122)

Жилин Костылин

Раскопал дыру, выбрался, Зацепил камень ногой,

примечает, полез на гору, отстаёт и охает, покряхтывает, пополз к дороге, упал со страху, рассолодел…

свистнул, смеётся,

несёт Костылина на себе.

- Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой?

- Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии).

Задание №6Слайд 11

- Найдите строчки из текста, в которых говорится об отношении Жилина и Костылина друг к другу во время первого побега. (глава 5 стр. 123)

- Во время второго побега Жилина. (глава 6 стр. стр. 126)

Жилин Костылин

Не годится товарища бросать. –Иди один, за что тебе из-за меня

Не поминай лихом. пропадать.

Поцеловался с Костылиным. Поддержал его Костылин

- Какие качества героев здесь проявляются?

- Что нового мы узнаём о Костылине?

(Вывод. Для Жилина важным является понятие взаимовыручки, Костылин не хочет быть обузой, помогает выбраться Жилину)

Физминутка.

Зрительная гимнастика.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. На счет 1-4 посмотреть на кончик носа. На счет 1-6 перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

7. Обобщение характеристики героев. Слайд 12

- Попытайтесь учесть всё, что мы сегодня говорили и составить характеристику героев.

Жилин Костылин

Решительный, находчивый, Предает, смиряется, трусит

Есть в нем молодецкая жила. Насилу докостылял до дому.

Удалец.

Прощает, жилится, спасается. Колода. Смирный, слабый,

- Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

9. Осмысление прочитанного.

- Вернёмся к главному вопросу урока : почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке?Кого писатель имеетв виду? И разберём три точки зрения.

9.1 Словарная работа Слайд 13

- Познакомьтесь со словарной статьёй к слову «пленник».

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – захватить, прельстить, привлечь, подчинить.

- Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру :морской берег – берег моря. (Пленник Кавказа)

-Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

9.2 Работа по карточкам малыми группами.

1 точка зрения.

Пленник Кавказа – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

10. Работа с пословицей. Слайд 14-15

- Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей»?

Страсть – сильное выраженное чувство; крайнее увлечение.

- Кто кавказский пленник, согласно этой пословице? Выскажете своё мнение по этому поводу.

- Скажите, почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? Вернитесь к финалу рассказа и подтвердите свой ответ строчками из текста. (6глава стр. 129)

2 точка зрения.

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечё нный им:«Нет, ужвидно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленён Кавказом, пленён горами. Судьба Жилина – остаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в лен. Потом бежит из плена один - и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примеряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения.

«Всяк в плену у своих страстей».Эта пословица может полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытаний, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая не плечи других; был сильным, «жилистым».

11. Подведение итогов. Оценивание.

- Давайте вернёмся к теме урока и прочитаем ещё раз вопрос, содержащийся в ней.

- Кого вы считаете Кавказским пленником? Свой ответ начните со слов «Я думаю, что…»

12. Рефлексия.

- Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить своих близких,, не бояться брать ответственность на себя, считаться с другими. Спасибо за вашу работу на уроке, добра вам и справедливости.

13. Домашнее задание.

- К следующему уроку чтения напишите небольшое сочинение-рассказ о герое, которого вы считаете главным в рассказе «Кавказский пленник». Своё сочинение начните так,например, : «Я считаю главным героем рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» …., потому что… и т. д.»

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока чтения в 7 классе школы АОП для детей с интеллектуальными нарушениями «Л. Толстой «Кавказский пленник»
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 18:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД