МААМ-картинки

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Елена Мальцева
Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Конспект урока по физике в 7 классе по теме

«Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Учитель физики Мальцева Елена Васильевна

Цели урока :

познакомить с явлением тяготения, усвоить понятие силы тяжести;

развивать умения анализировать, выделять главное;

прививать навыки умственного труда, вызвать интерес к наблюдаемому явлению.

Задачи:

актуализировать знания силы – как физической величины;

Публикация «Конспект урока по физике в 7 классе по теме „Сила, Явление тяготения, Сила тяжести“» размещена в разделах

сформировать у учащихся понятие силы тяжести, выяснить зависимость силы тяжести от массы тела;

организовать применение учащимися знаний явления тяготения и формулы нахождения силы тяжести для решения качественных и количественных задач;

побудить интерес к самостоятельному решению задач.

Оборудование: шарик, подвешенный на нити, теннисный шарик, лист бумаги, ластик.

Тип урока : Комбинированный урок

Ход урока:

1. Оргмомент. Проверка готовности класса к уроку. Мотивация. Постановка целей и задач урока.

Показ демонстраций:

Движение теннисного шарика по поверхности стола

Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика?

Ответ: Скорость тела изменяется в результате действия другого тела. На шарик действует сила со стороны стола, скорость шарика уменьшается.

Движение теннисного шарика брошенного вверх.

Движение теннисного шарика, брошенного горизонтально.

Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.

Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях?

Ответ: Другое тело. Земля.

Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т. д.

Вопрос: Как вы думаете, одинакова ли сила вызывающая изменение в движении шарика в первом случае и последующих?

Ответ: Силы разные.

Итак, мы пришли к выводу, что силы бывают разные. Силу, с которой Земля притягивает все тела, называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения.

Давайте теперь попытаемся сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед нами.

2. Актуализация знаний.

Ответы на вопросы: (к параграфу 23 учебника)

Продолжите фразу:

1. Сила есть физическая… (величина).

2. Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).

3. Основной источник получения информации в физике (наблюдение).

4. Сила, как и скорость является… величиной (векторной).

5. Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).

6. Сила, подобно скорости, имеет … (направление).

3. Изучение нового материала.

- В чем же заключается явление тяготения?

- Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т. п.

Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т. д.

- Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

- Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю.

- Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением

- Продолжим наши исследования.

Демонстрация: (выполняет учащийся) бросаем развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги сминаем в комок и повторяем опыт.

Вопрос: Объясните почему, по вашему мнению, падение происходит по-разному? Что является причиной? Зависит ли сила тяжести от массы тела?

- Аристотель считал, что в вакууме все тела должны падать одинаково. Однако, из этого умозрительного заключения он сделал следующий вывод: “падение разных тел с одинаковой скоростью настолько абсурдно, что ясна невозможность существования вакуума”.

Ответ на это вопрос был дан великим итальянским ученым Галилео Галилеем. Своими замечательными опытами (он исследовал движение шариков по наклонной плоскости и падение тел, сбрасываемых с вершины Пизанской башни) он показал, что все тела, независимо от массы падают одинаково.

Если сопротивление воздуха мало, то движение тел на Землю называют свободным падением. Таким образом, если на тело действует только сила тяжести, оно свободно падает. Измерения показали, что у поверхности Земли свободно падающее тело увеличивает за 1 сек свою скорость на 9,8 м/с. Эта величина называется ускорением свободного падения. Обозначается - g

Зная массу и ускорение свободного падения можно найти силу тяжести.

Fт =m*g, g= Fт /m => g = 9,8 H/кг

Вопрос:

- Почему же притяжение тела к Земле заметно, а притяжение между двумя учениками в классе нет?

( Ответ: Из-за различия массы тел)

Вопрос:

- Масса Юпитера во много раз превышает массу Земли, почему же притяжение к Юпитеру незаметно для нас?

Учитель подводит учащихся к выводу, сформулированному И. Ньютоном в своей книге «Математические начала натуральной философии» : «Тяготение существует ко всем телам вообще и пропорционально массе каждого из них … Все планеты тяготеют друг к другу, тяготение к каждой их них в отдельности обратно пропорционально квадратам расстояний от места до центра этой планеты…»

При увеличении расстояния в два раза гравитационная сила ослабевает в четыре раза! Для нас, живущих на Земле, первостепенное значение имеет притяжение именно к нашей планете.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело или тела, называют силой тяжести.

Сила тяжести – проявление всемирного тяготения.

Вопросы:

- От чего будет зависеть значение этой силы?

( Ответ: От массы тела, от расстояния до центра Земли)

- А от массы самой Земли зависит?

- От чего не зависит сила тяжести?

( Ответ: Сила тяжести не зависит от того, покоится тело или движется, находится ли оно в вакууме или в воздухе, или в жидкости)

Задание 1. Опишите физическую величину сила тяжести по обобщенному плану:

Название величины: Сила тяжести

Определение величины: Сила, с которой Земля притягивает все тела

Обозначение величины: F

Единица физической величины : 1Н

Формула для вычисления: F= m g, g = 9,8 Н/кг

Скалярная или векторная: Векторная. Сила тяжести направлена вертикально вниз, к центру Земли.

Прибор для измерения величины: динамометр

4. Закрепление изученного материала:

Решение задач

1. Под действием какой силы брошенный горизонтально мяч падает на землю?

2. На какую гирю действует большая сила тяжести, если масса их разная?

3. Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?

4. Найдите силу тяжести, действующую на чугунную болванку массой 30 кг. (решение у доски)

5. Определите массу ведра воды, на которое действует сила тяжести 120 Н. (Самостоятельно)

6. Вопросы:

- Земля притягивает Луну. Притягивает ли Луна Землю?

- Что можно сказать о модуле, направлении и точке приложения сил гравитационного притяжения между Землей и Луной?

- Изобразите на рисунке силы гравитационного притяжения между Землей и Луной.

- Как можно объяснить то, что Луна вращается вокруг Земли, а не Земля вокруг Луны?

- Какое явление на Земле вызывается гравитационным притяжением Луны?

- Почему на космонавта, находящегося на поверхности Луны, действует сила гравитационного притяжения, примерно в 6 раз меньшая, чем на поверхности Земли?

7. Задание:

- Задайте зависимость F(m) для тела массой 45 кг тремя известными вам способами (формулой, таблицей, графически).

Учащиеся работают самостоятельно на местах, потом у доски презентуют свое решение. Исправляются ошибки. Выставляются оценки за работу на уроке.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Поднимите правую руку, покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили себе за урок? Понравился ли вам урок? Какую оценку вы бы поставили учителю?

Оценки за урок. Комментирование домашнего задания.

На дом. §24,25

Литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций / О. Ф. Кабардин. - М. : Просвещение, 2014. - 176с.

2. Горлова Л. А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010

3. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. – М. : Просвещение, 1988

Публикации по теме:

Конспект беседы в старшей группе «В правде — сила» Конспект беседы в старшей группе Тема: «В правде – сила» Подготовила воспитатель: Умерова Зарема Айдеровна Программное содержание: Подвести.

Конспект ОД «Магнитная сила» в старшей группе Конспект ОД по теме «Магнитная сила» Старшая группа Варнаева М. А. Материал: магнитная лаборатория «Наураша», предметы из разных материалов,.

Конспект урока по окружающему миру по УМК «Школа России» во 2 классе по теме «Пожар» Тема: «Пожар» (решение частных задач) Цель: Познакомить с причинами возникновения пожара, с номерами вызова пожарных по телефону; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Тип урока: урок изучения нового УМК: «Начальная школа XXI века» Учебник: Русский язык: 3класс, Иванов С. В. - М. : Вентана-Граф, 2010г. Цели.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Сила тяготения» Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Сила тяготения». Автор конспекта НОД: Лобачева.

Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление» Цель урока: закрепить знания об атмосферном давлении, научить видеть проявление законов в простых опытах. Задачи урока: Образовательные:.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Конспект урока по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 3 классе «Особый ребёнок» по лексической теме «Овощи» лексическая тема: Овощи. Цели: Уточнить обобщение «Овощи». Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме. Уточнить место.

Конспект урока по физике «Лабораторная работа. Выяснение условия равновесия рычага» Лабораторная работа №5 Выяснение условия равновесия рычага. Цели урока: 1. Формирование учебно-познавательной компетенции через выяснение.

Урок музыки и пения в седьмом классе «Сила симфонической музыки» Урок музыка и пение 7 класс Сила симфонической музыки Знакомство с симфоническим оркестром. Цель: сформировать представление об оркестре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»
Опубликовано: 29 июля 2018 в 15:12
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД