Получи документы

Конспект урока по классу баяна «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения» ДШИ

Кузнецова Анна
Конспект урока по классу баяна «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения» ДШИ

Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Вытегорского Муниципального района «Вытегорская школа искусств»

Конспект урока по классу баяна на тему :

«Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения»

Подготовила преподаватель

по классу баяна Кузнецова А. Н.

г. Вытегра

2016 год

Публикация «Конспект урока по классу баяна „Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения“ ДШИ» размещена в разделах

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : традиционный.

Задачи урока : в интересной для ребенка форме закрепить понятия выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образной тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

Обучающие :

- на примере разнохарактерных пьес и упражнений закрепить ноты (длинные ноты, короткие ноты);

- закрепление нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков;

- закрепление приема игры non legato, legato и staccato.

Развивающие:

- развитие эмоционально-образного восприятия;

- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.

Воспитывающие:

- воспитать интерес к музыкальному искусству;

- трудолюбие, усидчивость, собранность;

- воспитать устойчивый интерес к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом, формировать художественно-эстетический вкус.

Применение педагогических технологий

Здоровьесберегающие:

- правильная посадка, установка инструмента, положение рук;

- динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев, гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнение «Бабочка» - пальчиковая гимнастика;

- чередование различных видов учебной деятельности (упражнения сменяются повторением выученных пьес, разбором нотного материала и слушанием музыки);

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.

Технология разноуровневого обучения.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Методы обучения :

- Персептивный – словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato;

- Репродуктивный – запоминании учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений;

- Практический – музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха;

- Объяснительно- иллюстративный – цветные карточки.

Методические приемы:

- Словесный, наглядный, практический;

- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

- Развитие мышления, творческой инициативы;

- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.

Средства обучения : баян, подставка для ног, нотные пособия, ноутбук, звуковое лото, цветные карточки.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата

3. Гамма До-мажор правой рукой, арпеджио, аккорды (с анализом средств музыкальной выразительности)

4. Повторение выученных пьес

5. Здоровьесберегающие упражнения.

6. Работа над пьесами (с анализом средств музыкальной выразительности)

Ход УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент. Представление ученику задач, стоящих перед ним. Настрой на активную творческую работу.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата

Обратить внимание на посадку, положение рук, ног, установку инструмента. Исполнение упражнений для беглости пальцев (большое внимание должно быть уделено упражнением. Упражнения, концентрируя внимание учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения нового материала). По окончании упражнения необходимо освободить руку : сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.

3. Гамма До-мажор правой рукой, арпеджио, аккорды (с анализом средств музыкальной выразительности)

Вопрос ученику: «Что такое гамма и для чего мы ее играем?»

Ответ ученика: «Это нотки, которые расположены по порядку вверх и вниз, от первой до восьмой ноты. Играем гамму, чтобы развивались пальчики».

Исполнение гаммы До-мажор восьмыми нотами правой рукой штрихами нон легато две легато – две стаккато, две стаккато – де легато.

Тема нашего урока : «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Важным этапом в формировании освоения выразительных средств музыки, это формирование умений и навыков звукоизвлечения. Обучать основным приемам звукоизвлечения рекомендуется в следующей последовательности: игра нон легато, легато и стаккато.

Цель игры нон – легато – научить извлекать звуки незаторможенным, а организованным движением. Способ связного звучания – легато, требует от учащегося обостренного слухового восприятия, умения прислушиваться к моменту перехода одного звука в другой. Наилучшим средством освоения выразительных средств певучего звукоизвлечения служат упражнения и пьесы в медленном темпе. Особенности движения при игре стаккато учащихся легко воспримет, т. к. ему, конечно же, знакомо движение руки при игре в мяч. Упругость и эластичность звучания при игре стаккато получается не оттого, что ученик будет отдергивать палец и руку от клавиши, а от того, что рука вместе с пальцами, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от нее, чтобы упасть на следующую. Каждый прием звукоизвлечения необходимо начинать на примерах небольших пьес интересных для детского восприятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

4. Повторение выученных пьес (с анализом средств музыкальной выразительности)

М. Магиденко «Петушок», детская песня «Дождик», детская песня «Василек», р. н. п. «Как под горкой, под горой», «Частушка».

5. Здоровьесберегающие упражнения.

Упражнения для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерку глазами.

«Солдатик и медвежонок» - выполняются сидя. По команде «Солдатик» выпрямит спину и сидит неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабит, округлить спину, как у мягкого, толстого медвежонка.

Упражнение по снятию тонуса. Упражнение «Птица» - предлагается представить, что ученик большая, нежная птица, которая машет крыльями.

Пальчиковая гимнастика: для развития движения кистей и пальцев рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятно влияет на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем пальчиками» :

1. Из закрытого кулачка поднимать каждый палец на счет 5 и сжать в кулак. С ощущением силы каждого сустава пальца.

2. Из раскрытой ладошки собирать каждый палец в кулак и активно разжать кулак с активным ощущением каждого сустава пальца.

«Бабочка» :

1. Собрать в кулак пальцы. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средней палец, а большой и указательный соединить в кольцо.

2. Выпрямляемыми пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». Упражнение выполняются 10-15 секунд.

Кратковременные упражнения – это форма активного отдыха, наиболее благоприятна для снятия напряжения после долгого сидения. После короткого отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается

6. Работа над пьесами (с анализом освоения выразительных средств музыки)

М. Качурбин «Мишка с куклой» танец.

Ученик исполняет пьесу. В начале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становиться ясно, что из-за неправильной смене меха обрывается музыкальная фраза, вследствие чего отсутствует выразительное исполнение. Ведется работа над движением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложняем задачу, играя произведение двумя руками вместе.

Вопрос к ученику: «Что такое полька?»

Ответ ученика: «Это танец».

Полька это чешский народный танец, достаточно подвижный и задорный. Исполняется парами. Как правило, польку пишут в размере две четверти. Наша полька пока играется только по нотам. Постараемся сыграть ее в небыстром темпе, четким штрихом нон легато и легато, с правильной сменой меха.

Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Педагог хвалит учащегося за старания, которое было приложено для решения поставленных задач.

ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Аз. Иванов «Полька» :

Предварительное ознакомление с произведением.

Работа в этом этапе заключается в следующим:

1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот. И их место на клавиатуре;

2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка музыкального произведения;

3. Уточнить аппликатуру - расстановку пальцев на клавиатуре. От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

4. Последить глазами путь движения пальцев и кисти с целью положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.

РАЗБОР ПЕРВЫХ ВОСЬМЫХ ТАКТОВ.

Основные методы работы:

1. Внимание учащихся в этот период сосредотачивается на каждом отдельном звуке и точном соблюдение указанных длительности нот. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой

2. Все начальные проигрывания осуществляются без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе.

3. Пьесу следует проигрывать по фразам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т. к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками. Трудные места следует выделить в работе, обратить на них большее внимание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- упражнения правой рукой;

- гамма До – мажор – правой рукой, штрихом нон – легато, легато, стаккато, арпеджио, аккорды;

- повторение выученных пьес;

- в пьесе М. Качурбина «Мишка с куклой» выучить правильное движение меха;

- в пьесе Аз. Иванова «Полька» закрепить аппликатуру и штрихи легато – стаккато. Играть первые восемь тактов в медленном темпе, каждой рукой отдельно.

СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ

А. Говорушенко «Начальная школа игры на баяне», 1988г.

Н. Ветлушина «Музыкальный букварь», 1986г.

Публикации по теме:

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конструкт урока в 5 классе «Живописный пейзаж с использованием графических средств» Конструкт урока Тема урока: Живописный пейзаж с использованием графических средств. Класс: 5 Цель: Формировать умения чувствовать и определять.

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по классу баяна «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения» ДШИ
Опубликовано: 3 июня 2021 в 19:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД