МААМ-картинки

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний. Кот ворюга (К. Паустовский) «

Надежда Казакова
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний. Кот ворюга (К. Паустовский) «

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа «Планета знаний».

Тема : К. Паустовский «Кот ворюга»

Организационный момент. Актуализация знаний.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых.

И серьёзных и весёлых.

-С каким разделом начали работать? (Братья наши меньшие)

-Какие произведения помещены в этот раздел? (Произведения о животных)

Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе „Планета знаний, Кот ворюга (К, Паустовский) „» размещена в разделах

-Каких авторов вы уже знаете, которые писали о животных. (Михаил Пришвин, Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Виталий Бианки и т. д.).

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы будем читать произведение уже известного нам автора Константина Паустовского «Кот-ворюга». Слайд2

- Как вы думаете, про кого это произведение?

- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

- Поставьте учебные задачи урока. Закончите предложения:

На доске:

Узнать… о каком коте идет речь, о творчестве К. Паустовского

Развивать… технику чтения, читательские умения.

Учиться …. анализировать произведение, главных героев.

Определить (главную мысль).

Оценивать …поступки героев.

- Причитайте эпиграф. ( Эпиграф: Добро всегда добром возвращается.). Слайд 3

- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

Сведения о писателе.

- Вспомните, какие произведения писал К. Г. Паустовский? (Барсучий нос, Заячьи лапы, Первый зимний день, Подарок). Слайд 4

- Что вам известно об этом писателе? О ком и о чём писал К. Паустовский?

- Давайте послушаем небольшое сообщение о К. Г. Паустовском. Слайд 5

Родился Константин Георгиевич Паустовский в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском.

Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Константина Георгиевича Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

- Что запомнили из биографии писателя?

Работа с текстом до чтения.

- Как называет автор кота в названии?

Сравните: вор, воришка, ворюга. Слайд 6

- Что общего у слов?

–О ком так говорят?

(Вор - тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

- Какой оттенок у этого слова?

(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

- Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих).

Словарная работа. Слайды 7-12

-В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.

Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.

Объяснение нового материала. Знакомство с рассказом Кот-ворюга. (Чтение с остановками)

Первичное чтение

-Сейчас вы послушаете произведение, после необходимо будет ответить, понравилось ли произведение и к какому литературному жанру оно относится.

Откройте с. 96

Чтение первой части. (читает учитель до слов «Дом был маленький….)

– Как характеризует кота автор?

-Какие чувства вызывает у вас кот? (негодование, желание наказать)

– Какая сцена вызвала у вас улыбку?

– Почему он воровал?

- Как вы думаете, поймают ли кота?

Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)

– Оправдались ли ваши прогнозы?

– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?

-Какие чувства вызывает у вас кот? (жалость) Д

Остановка во второй части.

– Как вы думаете, что сделают с котом?

Чтение второй части до конца.

– Оправдались ли ваши предположения?

– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.)

– Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?

-А сейчас какие чувства вызывает у вас кот? (Восхищение, гордость) Д

-Понравилось ли вам произведение?

- К какому литературному жанру относится это произведение и почему вы так решили?

(Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько действующих лиц.).

- Какие ещё есть действующие лица, кроме главного героя –кота?

(Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.)

- Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка кота)

- В чём заключается развязка в этом произведении?

(Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.)

- Кто увидел и рассказал эту историю?

(В ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор - одно лицо).

Физкультминутка «Кошка»

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

Повторное чтение и анализ текста.

- Чтобы определить главную мысль будем читать вдумчиво и внимательно, проведем анализ текста.

- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

- Как вы понимаете слово «отчаяние»? (Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности).

- Есть ли от чего приходить в отчаяние?

- Зачитайте, какие проделки совершал кот?

- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

Для составления портрета КОТА вы поработаете в группах.

( На столах у групп карточка: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка).

1 – я группа внешний вид: с. 96, 98.

Рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе.

Характеристика: (вывод)

Видно, что этот кот ___и ___, постоянно участвует в ___, бродяжничает, у него нет. У нас он вызывает чувство. Ведь довёл его до такого состояния.

2 – я группа действия и поступки с. 96-97 ( слова-опоры: смелый, самостоятельный, решительный, выжить.)

Обворовывал, ловко прятался, воровал всё : рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой.

Характеристика по описанию: (вывод)

Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка, т. е. на лицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить.

3 – я группа авторская оценка. Найти в тексте отношение автора и сделать вывод, как автор относится к коту) с. 96

Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник.

Характеристика по описанию: (вывод) :

Автор осуждает кота за бандитские проделки о одновременно испытывает жалость, т. к. называет кот- беспризорник.

4 – я группа действия и поступки с. 100 ( слова-опоры: смелость, храбрость, изменился).

Прижился, перестал воровать, совершил благородный и неожиданный поступок.

Характеристика по описанию: (вывод)

Кот проявил смелость и храбрость в поступке, он изменился благодаря вниманию людям, благодарный.)

5 – я группа авторская оценка. Найти в тексте отношение автора и сделать вывод, как автор относится к коту) с. 100-101.

Характеристика по описанию: (вывод) :

Хозяин, сторож, Милиционер.

Автор испытывает чувство гордости, радости за кота, показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

– Мы составили схему, а схема – это текст. Чего не хватает у нашей схемы? (Заголовка).

- Какой заголовок подходит к первому столбику? (Ворюга).

-Ко второму? (Милиционер).

- Что заметили, что произошло? (Превращение кота ворюги в милиционера).

– Какое качество людей помогло так измениться коту? (доброта)

Осмысление авторской идеи.

- Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту? (Добро всегда добром возвращается)

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

Воровал Поймали Накормили Изменился

(Сначала (что делал? (затем он) (что с ним сделали? (как он себя повёл? (кем он стал для хозяев?Хозяин и сторож.)

-Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

- Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же.)

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

Но потом – сочувствие, жалость.

- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас,читателей, важную вещь:

Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?

Так, какой же кот (В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

Много бездомных котов, как вы, дети, не имея финансовой поддержки, можете им помочь? (листовки, плакаты,

– Только ли с котом могла произойти такая история?

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что.

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни….

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний. Кот ворюга (К. Паустовский) «
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 11:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД