Конспект урока по литературному чтению «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» во 2 классе

Галина Александровна Мелешко
Конспект урока по литературному чтению «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» во 2 классе

Мелешко Галина Александровна

Конспект урока по литературному чтению : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

2 класс, программа «Школа России».

1. Организационный момент.

Чтение-вот лучшее учение.

Кто много читает,

Тот много знает.

2. Речевая разминка.

Чистоговорка. На-на-на-наконец пришла весна.

Ло-ло-ло-на улице тепло.

Ка-ка-ка-разлилась наша река.

Ель-ель-ель-с крыши капает капель.

Чьи-чьи-чьи-на улице ручьи.

Ождь-ождь-ождь-льет весенний дождь.

3. Сообщение темы урока.

-У нас не просто урок. а урок -исследование. (Исследование-поиск истины,познание неизвестного,поиск неизведанного,как один из видов познавательной деятельности человека.)

-Что значит исследовать (Подвергнуть изучению,выяснению.)

-Кто хочет быть исследователем?

Объектом нашего исследования будет стихотворение. Мы будем исследовать,анализировать. доказывать,находитьвыразительные средства языка или литературные приемы,которые помогут увидеть весну и зиму глазами автора.

4. Упражнения для выработки выразительного чтения.

Увидел грача-весну встречай.

Произнесем тихо,чуть громче,громко,повышая и понижая голос,выделяя подчеркнутые слова.

Дыхательные упражнения (цветочный магазин,свеча,звукоподражание).

Работа со скороговоркой.

Шесть мышат в камыше шуршат.

-Произнесем медленно,быстро.

-Какой звук повторяется в ней? Что он показывает (Шуршание).

Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, много глухих или звонких согласных, то можно услышать, как воет ветер, кричат птицы, шуршат листья и др. Этот литературный прием называют ЗВУКОПИСЬ.

Это литературное средство мы будем находить сегодня в стихотворении Ф. Тютчева.

5. Проверка домашнего задания.

Дома вы повторяли стихотворение о зиме и иллюстрировали их.

Пушкин "Вот север тучи нагоняя. " Есенин "Поет зима -аукает. "

-Поэты пишут о зиме как о живом или мертвом существе? Доказать. (Идет, повисла, легла; аукает,баюкает

-Какие рисунки я выбрала (Где есть лицо.)

-Что сделали поэты в стихотворениях (Представили зиму в образе живого существа.)

Тютчев "Чародейкою зимою"

Как называет Тютчев зиму?

Прием,с помощью которого представлен образ в виде живого существа,называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. (Поэт сотворил лицо).

Итак, в стихотворениях поэты применяют различные изобразительные средства,одним из которых является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Роль олицетворений-приблизить природу к чувствам человека, показать единство природы и человека.

6. Первичное чтение стихотворения учителем.

-Поговорим о поэте,очарованном Зимой в одном стихотворении и ее ругающем в другом.

Экран(2кадра).

Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. С 12лет писал собственные стихи. Федор Иванович 22 года жил за границей в Германии. Тоска по Родине, по русской природе, по простому народу с его обычаями и традициями отражены в стихах поэта.

В природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели. Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

_Что вы чувствовали, когда я читала стихотворение?

-О чем рассказал нам автор-о дружбе или о борьбе?

-Какие картины представили?

7. Чтение стих. учащимися(3раза по 30 сек. -медленно, чтобы понять;

быстрее как обычно;

в темпе скороговорки.)

Чтение вслух по четверостишьям.

-Какие два образа, два настроения показал автор?

-На чьей он стороне?

Самостоятельная работа. Чтение -разведка.

1в. Найдите слова, характеризующие зиму.

2в. Найдите слова, характеризующие весну (большая часть слов-глаголы).

Проверка. Экран.

злится хохочет

хлопочет гонит

ворчит шумит

ведьма дитя

злая прекрасное

взбесилась горя мало

пустила умылася, румяней стала

-С какой буквы написаны зима и весна?

-В образе кого предстают перед нами зима и весна (Человека. Поэт оживил времена года, перенес свойства и признаки живых существ на неодушевленные предметы

Экран.

-Какой прием применил Тютчев (Олицетворение)

-Как описываются действия зимы и весны (В контрасте,противопоставляются).

Этот прием называется контраст или противопоставление.

Физминутка (дети делают ритмичные движения под р\н песню"Во саду ли в огороде")

8. Подготовка к выразительному чтению.

-Будем настоящими исследователями (карандаш в руки и 3п-представь,переживи,пойми).

-Что значит читать выразительно (Делать паузы,ставить логическое ударение,определить темп чтения,тон)

-На сколько частей можно разделить стихотворение(5ч.)

-Сколько будет продолжительных пауз(4)

1часть.

-Почему Зима злится (Прошла-логическое ударение.)

-Каким словом заменить слово недаром (Не зря,не напрасно,есть причины злиться на Весну).

-Как понимаете две последние строчки (Весна близко,скоро наступит).

Какие слова главные в этой части (Недаром,прошла,Весна,гонит. Подчеркнуть).

Выразительное чтение 1части.

2часть.

О каких признаках весенней природы можем сказать словами автора (Все засуетилось, жаворонки.)

Как понимаете ". все засуетилось. "?

Как это "все нудит"(Создаются условия, что ей придется уйти)

-Что это все (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)

-Как читать (Ускоренно).

-Какие слова главные (Засуетилось, нудит, жаворонки)

-Какие звонкие звуки повторяются в двух последних строчках (р,ж,в,н,б)

-Для чего это сделал автор (Чтобы мы услышали пение птиц)

-Какой прием использовал поэт (Звукопись)

Чтение 3 части самостоятельно.

-Найти слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет,ворчит,хохочет,шумит).

-На какие слова падает логическое ударение?

А как шумит Весна (Ручьями,шумом ветерка,птичьим криком).

-Синоним к слову пуще (Сильнее)

Чтение учащимися.

Чтение 4 и 5 части.

-Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдет (Взбесилась, пустила убегая).

-Как поэт называет Зиму? Весну?

-Нарисуйте, как взбесилась Зима.

-Прочитайте, передавая отношение автора к Зиме и Весне.

-Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

-В стихотворении есть слово, свойственное автору. А как бы вы сказали (Умылась.)

-Как понять слово "наперекор"? (Назло).

Прочитайте часть, изображая голосом, что Весна не унывает.

-Какие слова надо выделять голосом? (Подчеркнутые главные слова)

-Каким тоном читать стихотворение (Бодро)

-Чтобы читать выразительно, надо представить два образа и суметь передать их характеры, их отношения.

-Какой вы представили Весну? Зиму?

-Какие они по характеру?

-Почему Весна-молодая девушка (Пробуждается от зимнего сна природа)

-Почему Зима-старушка (Зима подходит к концу, жить ей недолго)

-Почему поэт в одном стихотворении восхищался Зимой, а в этом - осуждает ее за то, что она не уходит, называет ведьмой?

-В народе говорят: "Всему свое время". Похозяйничила Зима, уступи свое место другому времени года.

По древним славянским верованиям Зима символизирула зло, тьму, холод, беду, а Весна-добро, возрождение, обновление, радость.

9. Выразительное чтение стихотворения.

10. Обобщение.

-Как Тютчеву удалось передать торжество, победу Весны над Зимой (Путем противопоставления, контраста, олицетворения, умело подобранных слов и выражений)

-Что каждый открыл нового для себя на уроке?

-Что больше запомнилось и почему?

11.Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать по контуру Зиму и Весну.

12. Творческое задание.

-На что похоже стихотворение (Игра.)

-Это как бы поэтическое описание русской народной игры "Веснянки", т. к. Тютчеву присущи древние славянские верования (Язычество). На старинный русский праздник Масленицу (Проводы Зимы) символ Зимы сжигали. Считалось, что такие игры помогут побороть Зиму.

-Разделимся на две группы: 1 вариант находит слова, относящиеся к Зиме, 2 вариант- рассказывающие о Весне.

-Как читать за Зиму (Наступательно, с угрозой)

-Как читать за Весну (По -доброму)

(Вызываются 2 группы детей и читают за Зиму и за Весну, наступая в шеренгах друг на друга.)

-Удалось ли нам своим чтением прогнать злую ведьму?

-Пригласить прекрасное дитя весну?

-К этим стихам можно подобрать музыку. Это мелодия русской народной песни "На Муромской дороге".Попробуем спеть: девочки поют за Весну, мальчики-за Зиму.

13. Комментирование оценок. Экран" Спасибо за урок!"

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Карлсон, который живёт на крыше» Краткосрочный план по литературному чтению во 2 «Г» классе Байбуловой Ж. З. Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»2 урок.

«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы«Зима недаром злится, прошла ее пора!» Сценарий мероприятия, посвященного проводам зимы Цель: создать условия для расширения у детей старшего дошкольного возраста представления о русских народных праздниках. Задачи: продолжать.

Конспект урока по чтению в первом классе «Звук и буква К» по ФГОС КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ В 1 а классе Тема: «Звук и буква К» Учитель: Борисевич В. А. Предмет: чтение.

Конспект урока по литературному чтению в первом классе «Я и мои друзья» 1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Организует ситуацию самооценки учащихся, готовности к предстоящей деятельности -Посмотрите,.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь» Внеклассное мероприятие во 2 классе «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Цель мероприятия: формирование у младших школьников познавательной.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Притча о блудном сыне». Образовательная система «Гармония» Предмет : Литературное чтение Класс 4 Тема урока: ««Блудный сын» (притча) Форма урока: урок – беседа Используемые технологии : проблемное.

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна» Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна. Жирнова ЕлизаветаВасильевна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары Тема.

План — конспект по чтению во 2 классе. Тема урока. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Тема урока. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского.

Проект по литературному чтению по творчеству С. Я. МаршакаПроект по литературному чтению по творчеству С. Я. Маршака Литературный проект «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА» Актуальность проекта Современные родители уделяют мало внимания творчеству.

Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе «Мир народной сказки» Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мир народной сказки Понятия: сказка; народная сказка; виды сказок.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект урока по литературному чтению «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» во 2 классе
Опубликовано: 17 марта 2018 в 17:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Конспект познавательной прогулки для средней группы «Наблюдение за цветами поздней...
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Образовательные : закрепить название цветов, растущих на клумбах, учить...
Конспект игры в группе раннего возраста «Кукла Катя заболела»
Конспект игры «Кукла Катя заболела» в группе раннего возраста Альбина Нурпеисова Цель: создание условий для формирования у воспитанников...
Сценарий и видео музыкальной сказки «Доктор Айболит» для детей 5–7 лет ДОУ
Сценарий музыкальной сказки "ДОКТОР АЙБОЛИТ". Рассказчик: Здравствуй, Айболит. Присаживайся. Предстоит тебе сегодня сложная работа. Ведь многим...