Лучший педагог года

Конспект урока по музыке «Ночной пейзаж»

Афанасьева Кристина Васильевна
Конспект урока по музыке «Ночной пейзаж»

Дети входят в класс под Ноктюрн ре-бемоль минор Фредерика Шопена.

У: - Здравствуйте, ребята. Я рада снова вас видеть.

- Ребята, вы сейчас вошли в класс под удивительную музыку великого польского композитора. Его называли самым романтичным и поэтичным композитором 19 столетия, ещё его называли «душой фортепиано». Может кто-нибудь назовёт его имя?

Дети: Фредерик Шопен

Слайд №1

У: - Да, это Фредерик Шопен, а как называется музыка, которая сейчас только что прозвучала, с ней мы познакомились на прошлом уроке?

Д: Это «Ноктюрн» ре – бемоль минор.

Публикация «Конспект урока по музыке „Ночной пейзаж“» размещена в разделах

А может кто-то из вас знает как переводится это слово, что оно обозначает? Ноктюрн - это ночная песнь. А как вы думаете, о чём может быть эта песня? (о любви)

- Да, ребята, мы ясно видим в этой музыке как сердце певца волнуется, трепещет, страдает, негодует, озаряется надеждой. Нам важно о чём рассказывает эта музыка, за несколько минут мы смогли раскрыть тайны человеческой души, духовный мир человека, и конечно, самого композитора, который писал эту удивительную музыку, посвящённую свое возлюбленной.

Слайд №2

Тема нашего урока «Ночной пейзаж».

Слайд №3

Эпиграфом к нашему уроку будут слова художника большого дарования и трагической судьбы Алексея Саврасова:

«Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Слайд №4

• Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной.

• Ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом.

Сейчас я вас хочу познакомить ещё с одним музыкальным фрагментом Фредерика Шопена, это «Ноктюрн» си – бемоль минор.

Слушание фрагмента Шопен Ф. Ноктюрн, Си-бемоль минор, оп. 9, №1

- А сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением.

Слайд №5

Услышав это произведение, русский композитор и критик Цезарь Антонович Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении».

Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора.

- И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение?

Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Роберт Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал».

- А что такое карнавал?

Выслушиваю ответы детей.

Слайд №6

Карнавал - праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.

Но что же это за карнавал, без людей в смешных костюмах и масках, без карнавальных шуток, тайн, загадок. И всё это рисует нам рояль.

- Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки - может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья.

Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин.

Послушаем 2 пьесы Роберта Шумана «Пьеро и Арлекин»

Слайд №7

Слушание «Пьеро» и «Арлекин»

Кто может рассказать характеры этих героев? (ответ детей, учитель их дополняет)

Пьеро - это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что-то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких.

Ну а ещё он философ - любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации.

Ну а там где Пьеро - там и Арлекин! Арлекин - насмешник и весельчак, весь в движении, живая. Лёгкая, чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро.

Роберт Шуман был удивительным мастером музыкального портрета. Его называли музыкальным психологом, он очень четко умел схватывать одним штрихом самое главное в облике человека, в его настроении и чувствах. Вот и сейчас музыка создала очень точные образы Арлекина и Пьеро.

- Мы с вами слышали масок, а что же мы услышим сейчас? Маску или реально существующего человека и почему вы так думаете? (слушание, ответ детей)

Слайд №8

Слушание Шуман – Карнавал «Эстрелла»

У: Так, что же мы с вами услышали маску или реально существующего человека и почему вы так думаете?

Д: - Конечно, это живой человек. В описании этого облика Шуман вносит теплоту, глубину чувств, искренность. И очень трудно сказать, что это выдуманная маска.

У: - Кого же с такой любовью мог описать композитор? (свою девушку)

- В карнавале Эрнестину зовут Эстрелла. Живая, решительная и в тоже время нежная и изящная. Она очаровательна эта девушка. Такой её видел в то время композитор, такой он и нарисовал в музыке.

- А этого человека, я думаю вы узнаете с лёгкостью, тем более, его знает весь мир.

- Музыка такая человечная и перед нами прямо встаёт портрет Шопена, вспомним его музыку, она созвучна с его ноктюрнами.

- Чтобы вам были понятны 2 следующие пьесы. Вам нужно знать, что Шуман был ещё и замечательным музыкальным критиком. Когда он писал свои статьи в «Новую музыкальную мысль», высмеивал дурной вкус, пошлость в искусстве, дешёвые успехи или же наоборот давал свои положительные рецензии. Он подписывался то Эвзебит, то Флорестан. Иногда они были резки и вспыльчивы, иногда поэтичны и легки. Кто по вашему мнению Флорестан, а кто Эвзебит?

Слайд №9

Слушание Роберт Шуман «Эвзебий» и «Флорестан»

У: Шуман был личностью противоречивой: мятежный дух, истерия, напряжённая борьба переходит вдруг в такую мечтательность, порой даже меланхолию. Эвзебит и Флорестан были псевдонимами Шумана. Сейчас вы услышали портрет самого композитора, написанного самим автором.

- Вот о чем всегда говорил и писал Шуман и этим он завершил свой карнавал.

- Ребята, сейчас мы подошли к самому главному, к какой музыке лёгкой или серьёзной отнесёте это произведение? (к серьёзной)

- А как же тогда быть с лёгкими смешными пьесами, такие как «Пьеро и Арлекин»? Да и само название «Карнавал» подразумевает что-то несерьёзное.

- В музыке, как и в жизни, есть место как веселью так и серьёзным чувством, т. е. серьёзное и лёгкое ходят в жизни рядом.

- И в жизни, как и в творчестве, не бывает лёгких дорог. Настоящий человек и художник в течение своей жизни постоянно преодолевает препятствия, чтобы стать настоящим человеком и художником.

Закончим наш урок песней «Экипаж – одна семья».

Вокально – хоровая работа над песней «Экипаж – одна семья»

Слайд №10

1. Нам нужны такие корабли на море,

Чтобы мы могли с любой волной поспорить.

Маяки нужны и нужен нам локатор,

А ещё нам верные нужны ребята.

Припев: И тогда вода нам как земля.

И тогда нам экипаж семья.

И тогда любой из нас не против-

Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

2. Нам для службы на море нужны походы,

И приветы из дому в далёких водах,

И чтоб не терять минут свободных даром

Нам, конечно, в кубрике нужна гитара.

Припев.

3. Нам нужны для службы якоря и грозы,

Нужен нам устав, что помнят все матросы.

Нужен флаг, что реет над волною синей,

А всего нужнее Родина - Россия.

Припев.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке «Весна в музыке» «Весна в музыке» Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе Цель: Доставить детям.

Конспект урока музыки в четвертом классе «Весеннее настроение в музыке и живописи» Конспект урока музыки в 4-м классе по теме: «Весеннее настроение в музыке и живописи» (на экран) Мазитова Д. И. учитель, музыки и пения.

Конспект урока по музыке для детей с ОВЗ «Осенние листья» Тема: Осенние листья Задачи: учить детей выполнять образные движения: бежать легко, на носочках, спокойно кружиться, плавно.

Конспект занятия по рисованию «Зимний пейзаж» Конспект занятия «Зимний пейзаж» Цель: • Расширять знания детей о времени года – зима. Задачи: • закреплять признаки зимы (снег белый и.

Консультация для родителей «Главное — ночной сон» Консультация для родителей «Главное – здоровый сон!" Отдельная тема – сон ребенка. Запомните, главное – ночной сон! Дневной сон подстраивается.

Мастер-класс «Занятие по рисованию с детьми 6 лет «Ночной зимний город»Мастер-класс «Занятие по рисованию с детьми 6 лет «Ночной зимний город» На мой взгляд, зимний город нарисовать не слишком сложно. Например, рисунок зимнего города может быть совсем детским. На рисунке можно нарисовать.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Платье «Ночной мотылёк» к конкурсу «Флора-дизайн»Платье «Ночной мотылёк» к конкурсу «Флора-дизайн» К Вашему вниманию представлено платье : "Ночной мотылёк ". Его демонстрирует моя воспитанница Дарья (подготовительная группа). Вот это диво,.

Разработка урока по музыке «Средства музыкальной выразительности» ТИП УРОКА Урок изучения нового материала ЖАНР УРОКА Тематический жанр Цели: Расширение и углубление знаний о средствах музыкальной выразительности.

Конспект урока «Морской пейзаж» Цель урока: : познакомиться с приёмами построения композиции пейзажа, научиться рисовать в технике «рисования по сухой мятой поверхности»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по музыке «Ночной пейзаж»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 12:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД