Получи документы

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «У Чёрного моря»

Екатерина
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «У Чёрного моря»

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме

Чёрного моря"

Цели урока : сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Задачи урока :

1. Учить работать с географической картой и атласом.

2. Познакомить учащихся с растениями Черноморского побережья.

3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „У Чёрного моря“» размещена в разделах

Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

• Карта природных зон России;

• Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;

• Медиапроектор;

• Презентация учителя;

• Учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

II. Проверка домашнего задания

- В ней песков большие груды-

Называются «барханы»,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

- О чём загадка? (О пустыне) (Слайд 2)

1. Пустыни занимают:

- огромную территорию в центральной части России

- небольшую территорию по берегам северных морей

- небольшую территорию на юго-западе страны

2. В пустыне:

- жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима

- короткое прохладное лето и длинная суровая зима

- ярко выделяются все четыре времени года

3. В пустыне:

- выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега

- выпадает малое количество осадков

- чаще всего осадков не бывает

4. Растения пустыни:

- высокие, широколистные

- невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами

- невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями

5. Животные пустыни:

- в основном не крупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни

- крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

- в основном низкорослые (грызуны) и птицы

6. К растениям пустыни относятся:

- ковыль, полынь, тюльпан

- морошка, брусника, черника

- колосняк, солянка, джузгун

7. К животным пустыни относятся:

- корсак, сайгак, тушканчик

- рысь, лев, тигр

- морж, тюлень, медведь

8. Какое животное называют «корабль пустыни»?

- сайгак

- джейран

- верблюд

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

- распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

- неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство

- неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

- Баргузинский

- «Чёрные земли»

- Приокско- террасный

III. Сообщение темы и целей урока.

- Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс). (Слайд 3)

- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).

- Перечислите по порядку природные зоны. (Арктические пустыни, тундра, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.) (Слайд 4)

- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода,-

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут. (Слайд 5)

IV. Изучение нового материала.

- Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны- Кавказские горы, а с другой- Чёрное море) (Слайд 6)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером)

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

- Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики- это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора)

- А что означает приставка «суб»? в переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому. тропическому поясу.) (Слайд 7)

- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь ее маленькая часть.

-Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

-Какие растения побережья вы знаете (липа, каштан, дуб, виноград и др.) (Слайд 9-18)

-Что влияет на разнообразие растительного мира (тёплый климат субтропиков)

-Чем растения субтропиков отличаются от растений других природных зон? (Высокие мощные стволы деревьев, сочная обильная зелень, крупные листья.)

-Природная флора субтропиков очень богата и разнообразна. Она имеет некоторый тропический оттенок. Здесь встречаются родственники ряда растений, свойственных тропикам. В природной флоре наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. (Слайд 19). Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым. Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины. (Слайд 20)

Животный мир. (Слайд 21)

Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса). (Слайд 22)

- Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются пляжи, санатории, населенные пункты.) Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень. (Слайд 23)

Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы) (слайд 24,25)

- Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? (это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

- А кто нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое? Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и воздев к небу передние ноги, он как бы молится. Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Кто догадался о каком насекомом пойдёт речь (о кузнечике) Кузнечики относятся к отряду прямокрылых, из которых наиболее известны – саранча и сверчки. Поговорим сегодня о саранче. Она питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает страшные опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы, что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах?

Демонстрируется слайд с фотографиями морских птиц. (чайки, бакланы) (слайд 26-29)

- Домом каких птиц стало Чёрное море (В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей.) Чем питаются птицы побережья (в основном рыбой)

Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).

- Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, и. т. д. А дельфины – это млекопитающие семейства китообразных, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

V.ФИЗМИНУТКА. (Слайд 30)

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь

VI. Продолжение работы над темой.

- Берега Черного моря- это место, куда приезжают для отдыха и лечения сотни тысячи людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. (Слайд 32) Одна из достопримечательностей города Сочи-Дендрарий. Это необыкновенно красивый парк, здесь собраны растения со всего мира. I. (Слайд 33)

- Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. (Слайд 34-38)

VIII.Работа в группах.

Составить памятку «Как отдыхать у моря» (Бережно относись к природе, не бросай мусор на побережье, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.). (Слайд 39)

VIII. Подведение итогов урока.

- С какой природной зоной мы сегодня познакомились на уроке?

- Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?

- Перечислите экологические проблемы Черноморского побережья?

Выставление оценок за работу.

IX. Рефлексия

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

X. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами» Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «У Чёрного моря»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 21:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД