Получи документы

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»

Татьяна Козлова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»

Конспект урока по «Окружающему миру»

Класс : 3

ТЕМА: «Многоликая Россия».

Ход урока:

1. Организационный момент

• Готовность к уроку

• Постановка цели и задач урока

2. Основная часть урока (работа над новым материалом)

Видео (мультфильм) «Многоликая Россия»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Многоликая Россия“» размещена в разделах

- Что вам интересно узнать при изучении данной темы?

- На основе ваших вопросов я сформулировала задачи урока :

• Что такое народ (нация?

• Что такое национальность?

• Какие народы живут в России?

• Какой народ самый многочисленный?

• Чем отличаются народы?

- Для начала определим, что же такое народ? Ребята, кто может сформулировать определение понятия?

- Предлагаю вам обратиться к определению, которое представлено в параграфе учебника на странице 81. Прочитает нам его …

- Ребята, а что же такое национальность?

- Определение нам прочитает …

- У каждого народа свой язык, свой национальный костюм, своя культура. Предлагаю вам поближе познакомится с народами, проживающими на территории России :

Как вы думаете, с каким народом мы познакомимся прежде всего? В качестве подсказки, предлагаю вам загадку, ответив на которую вы поймете, о ком пойдет речь:

Сарафан надену красный,

Русу косу заплету,

Балалайка заиграет,

Я вам «Барыню» спляшу. (Русские)

Верно. Про эту народность нам расскажет …

Русские — восточнославянский народ. Национальный язык — русский. Общая численность русских в России — 111 миллионов.

Традиционные занятия: в прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством.

Традиционная кухня: обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырё х блюд: холодная закуска, суп (предпочитали борщ, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

Национальный костюм: существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном. Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги. Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера шили из кожи.

- У всех на столах есть сравнительные таблицы, которые по ходу знакомства с народностями мы будем заполнять. Итак, что из рассказа мы узнали о русских?

- Вносим данные в таблицу

- Все справились?

- Проверим себя

• Переходим к следующему, не менее интересному народу.

• Как вы думаете, о ком идет речь в данной загадке?

Тюбетейки носим мы,

А живем на Волге.

Сабантуй - народный праздник

Отмечаем долго.

- Подробнее об этой народности нам расскажет …

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа, имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство. Выращивалась пшеница, рожь, ячмень, овёс, горох, чечевица, просо, полба, лен, конопля. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, а крещеные татары — свиней. Животноводство, особенно в степных районах, по значимости не уступало земледелию. В качестве наследия кочевого прошлого для татар характерна любовь к лошадям. Огородничество играло второстепенную роль. Основным растением для большинства был картофель.

Традиционная кухня: кумыс, который готовят из молока кобылы, беляши. Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени.

Национальный костюм: в основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи. Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

- Вносим данные в таблицу

• Для знакомства со следующим народом, вам необходимо отгадать ребус, который представлен на слайде

(Чуваши)

- Про них нам расскажет …

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Традиционные занятия: основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля.

Традициональная кухня: преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе, похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная, толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар, пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль, лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты - турах - кислое молоко, уйран - пахтанье, чакат - творожные сырки. Готовили шартан - колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш - варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода - пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Национальный костюм: женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

- Вносим данные в табл.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, о какой народности пойдет речь в следующем докладе?

• Чеченцы

О древнейшем народе мира, жителях Кавказа, нам расскажет …

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Чеченцы разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработки кости и рога.

Традиционная кухня: Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш, несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Национальный костюм: традиционная мужская одежда чеченцев - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Мужские головные уборы - высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды чеченок - рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различался у замужних, незамужних и вдов.

- Заполнение таблицы

• Посмотрите на слайд, как вы думаете название какого народа здесь зашифровано? (Подсказка, вам поможет знание алфавита) :

33, 12, 21, 20, 29

(Якуты)

Якуты, которые называют себя сахА – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона. Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Традиционные занятия: коневодство и разведение крупного рогатого скота. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры, заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др., зелени (дикий лук, хрен, щавель, из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Традиционная кухня: Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора, сливки (кюэрчэх, масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др. ; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина.

Национальный костюм: Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон, зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах, расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс, летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

- Вносим данные в таблицу

Работа в группах

- А теперь предлагаю вам разбиться на 6 групп. Нужно собрать пазл и определить к какой народности относится костюм.

Итог урока.

Давайте подведем итог урока, на чистых листочках ответьте на следующие вопросы:

«Сегодня я узнал»;

«Раньше я не знал, а теперь знаю.»;

«Я научился».

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений» Тема урока: Мир растений Цели: Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи урока:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений» Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Урок: 13 Дата: 19.10.2016 г. Тема: «Разнообразие растений» Педагогическая цель: создание условий для.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Отечественные войны 1812 и 1941–1945 года. Сравнение» Тема: «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 года. Сравнение» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Учебник: О. Н. Федотова, Т. В. Трофимова; изд.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?» Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть. Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер? Цель урока: сообщение новых знаний.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний»Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний» Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» Учитель: Т. М. Захарченко Школа: МБОУ СОШ № 77 Методическая цель урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД