Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

Лейла Гамдуллаева
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

Тема: Что у нас под ногами?

Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных сведений о наиболее распространенных горных породах, как о части окружающего мира

Задачи:

образовательная: расширение знаний о камнях; раскрыть свойства камней, узнать где может человек их использовать

развивающая : активизировать познавательные способности, интерес, расширять словарный запас,

умение наблюдать и сравнивать. Развивать зрительное восприятие о форме и

размерах предметов, формировать коммуникативные явления, воспринимать

речь учителя;

воспитательная: воспитывать трепетное отношение к окружающей нас природе, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи, получать положительные эмоции в процессе экскурсии.

Формируемые УУД:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении;

личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения,

Межпредметные связи:литературное чтение,русский язык,изобразительное искусство.

Основные термины и понятия: горные породы,кремень, известняк, известняк-ракушечник, мрамор, гранит,слюда,кварц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Давайте вместе образуем круг, и каждый по цепочке пожелает своему товарищу по плечу те качества, которые ему пригодятся на уроке. А теперь вам нужно поделиться на группы и занять свои места.

Распределение учащихся на 3 группы, на основе расстановки выбора карточки из четырех цветов.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке узнали, что у нас над головой. Кто ответит?

Что у нас над головой днём?

Что у нас над головой ночью?

Что такое солнце?

Учитель: Когда вы гуляли на прогулке, что видели? А что у нас под ногами?

Учитель: Какие камешки вы нашли на экскурсии?

Учитель: Есть различия между ними?

Учитель: Кто сформулирует тему урока?

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

III. Работа по теме урока.

Учитель: Давайте вспомним те познавательные вопросы, которые ставили на прогулке.

Зачем? Почему? Как появились?

А сейчас расставим эти познавательные вопросы в виде пирамиды. Данные вопросы будут составлять план исследовательской работы на уроке.

Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя.

Задача: “Исследуем камни”.

Учитель: А теперь обратите внимание на камешки, которые вы собрали к уроку.

Что заметили и хотели бы сказать о найденных камнях?

Дети: (Они отличаются по форме, размеру, цвету)

Учитель: Много веков назад жители нашей неизведанной планеты оглядывали все вокруг и ничего не понимали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Со временем люди стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами, и отправлялись в поиски ответов. Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились) Ребята, давайте вспомним тему “Что у нас над головой?”. Мы говорили о том, что в давние времена до возникновения нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?

Учитель: Давайте соберем на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.

Задача: «Образование камней»

Извержение вулканов и образование камней таким способом

• Магма (вулканы)

• Гранит

Учитель: Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?

Дети: способ образования камней - известняк.

IV. Просмотр видеоролика

Учитель: После просмотра видео, кто ответит, что происходило с раскаленными веществами?

Дети: Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни.

Учитель: Что можете сказать об образовании осадочных пород?

Дети: В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.

V. Творческая работа

Изготовление композиций из камней на уроке. (понадобятся клей, цветные краски, картонная бумага)

VI. Физминутка

Ученики выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.

1 группа. Ребята выстраиваются в цепочку, взявшись за руки.

2 группа. Учащиеся выстраиваются в круг, взявшись все вместе за две руки крест-накрест

3 группа. Дети плотно прижимаясь, держат друг друга под локти.

Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы, тем камень тверже. Дети снова обращаются к плану-схеме урока.

VII. Проверка результатов достижения цели.

Маленькие исследователи рассматривают в качестве признака - цвет. Дети выделяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Дети догадываются по цвету, что в зубах содержится кальций.

Учитель: Ребята, к какому выводу вы пришли, что содержится в известняке?

Дети: Много кальция содержится в известняке.

Учитель: Обратите внимание на остальные признаки, по которым различаются камни. Ребята выделяют следующий вопрос: “Зачем нужны камни?”

Рассмотрев иллюстрации дети отвечают.

Дети: строить жилище; раньше изготавливали оружие; разжигали огонь.

Учитель: Ребята, обратимся еще раз к нашему плану работы. Какой вопрос у нас остался без ответа?

Работа в группах.

Учитель: Ребята, я подготовила для каждой группы задание. На столе у вас коробка с камнями гранит, известняк, кремень. Первая группа отберет среди предложенных камней гранит. Вторая команда отберет только известняк, а 3 группа - кремень

Учитель: Теперь обсудим результаты вашей работы. По каким признакам вы отбирали нужные камни?

Работа по учебнику

Учитель: Предлагаю рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр. 9 и рассказать, как люди на ней используют камни.

Работа в рабочей тетради.

Учитель: Отметьте красным карандашом названия камней, образцы камней,образцы которых вы сегодня рассмотрели и определили.

О- Гранит. О - Кремень. О - Известняк.

-Какие названия камней вам удалось запомнить?

VIII. Итог урока (рефлексия)

Учитель: Давайте сделаем вывод. Где используют камни (ответы детей)

Учитель: Следовательно, сделаем вывод о том, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений.

На все ли вопросы мы ответили? Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?

-Выберите среди образцов камней гранит, если вы узнали много нового, все на уроке поняли

- Выберите и возьмите кремень из коллекции, если узнали много нового, но не все поняли

- Выберите известняк в том случае, если вы не открыли на уроке ничего нового, работать было трудно и неинтересно.

Публикации по теме:

«Предметы вокруг нас». Конспект занятия по окружающему миру Образовательная область: познавательно-исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникативность.

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Конспект занятия «У нас под ногами» Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, Чем они отличаются. Найти проявление свойств этих веществ (экспериментирование.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 17:58
+171Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Посткроссинг «Встреча старых друзей или снова здравствуйте!»
Посткроссинг. «Встреча старых друзей или снова здравствуйте! » Блог Лариса Гацко Унылое утро. Все спешат с угрюмыми лицами «кутаясь зябко в пальтецо»,...
Фотозарисовки паркового ансамбля Версаля в Париже
Дворцово-парковый ансамбль Версаля заслуженно считается красивейшим местом и известнейшей достопримечательностью Франции....
Развитие дыхания у детей младшего возраста. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения различной сложности быстро утомляют...
Фотоотчет по изготовлению открытки «Ваза с цветами» с детьми младшего дошкольного...
Добрый день уважаемые коллеги. Приближается чудесный праздник –День Мам! Это добрый и веселый праздник, ведь в этот день чествуют самых родных, любимых...
Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из...
Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей группы. Не...