Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

Лейла Гамдуллаева
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

Тема: Что у нас под ногами?

Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных сведений о наиболее распространенных горных породах, как о части окружающего мира

Задачи:

образовательная: расширение знаний о камнях; раскрыть свойства камней, узнать где может человек их использовать

развивающая : активизировать познавательные способности, интерес, расширять словарный запас,

умение наблюдать и сравнивать. Развивать зрительное восприятие о форме и

размерах предметов, формировать коммуникативные явления, воспринимать

речь учителя;

воспитательная: воспитывать трепетное отношение к окружающей нас природе, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи, получать положительные эмоции в процессе экскурсии.

Формируемые УУД:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении;

личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения,

Межпредметные связи:литературное чтение,русский язык,изобразительное искусство.

Основные термины и понятия: горные породы,кремень, известняк, известняк-ракушечник, мрамор, гранит,слюда,кварц.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Давайте вместе образуем круг, и каждый по цепочке пожелает своему товарищу по плечу те качества, которые ему пригодятся на уроке. А теперь вам нужно поделиться на группы и занять свои места.

Распределение учащихся на 3 группы, на основе расстановки выбора карточки из четырех цветов.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке узнали, что у нас над головой. Кто ответит?

Что у нас над головой днём?

Что у нас над головой ночью?

Что такое солнце?

Учитель: Когда вы гуляли на прогулке, что видели? А что у нас под ногами?

Учитель: Какие камешки вы нашли на экскурсии?

Учитель: Есть различия между ними?

Учитель: Кто сформулирует тему урока?

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»

III. Работа по теме урока.

Учитель: Давайте вспомним те познавательные вопросы, которые ставили на прогулке.

Зачем? Почему? Как появились?

А сейчас расставим эти познавательные вопросы в виде пирамиды. Данные вопросы будут составлять план исследовательской работы на уроке.

Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя.

Задача: “Исследуем камни”.

Учитель: А теперь обратите внимание на камешки, которые вы собрали к уроку.

Что заметили и хотели бы сказать о найденных камнях?

Дети: (Они отличаются по форме, размеру, цвету)

Учитель: Много веков назад жители нашей неизведанной планеты оглядывали все вокруг и ничего не понимали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Со временем люди стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами, и отправлялись в поиски ответов. Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились) Ребята, давайте вспомним тему “Что у нас над головой?”. Мы говорили о том, что в давние времена до возникновения нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?

Учитель: Давайте соберем на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.

Задача: «Образование камней»

Извержение вулканов и образование камней таким способом

• Магма (вулканы)

• Гранит

Учитель: Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?

Дети: способ образования камней - известняк.

IV. Просмотр видеоролика

Учитель: После просмотра видео, кто ответит, что происходило с раскаленными веществами?

Дети: Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни.

Учитель: Что можете сказать об образовании осадочных пород?

Дети: В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.

V. Творческая работа

Изготовление композиций из камней на уроке. (понадобятся клей, цветные краски, картонная бумага)

VI. Физминутка

Ученики выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.

1 группа. Ребята выстраиваются в цепочку, взявшись за руки.

2 группа. Учащиеся выстраиваются в круг, взявшись все вместе за две руки крест-накрест

3 группа. Дети плотно прижимаясь, держат друг друга под локти.

Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы, тем камень тверже. Дети снова обращаются к плану-схеме урока.

VII. Проверка результатов достижения цели.

Маленькие исследователи рассматривают в качестве признака - цвет. Дети выделяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Дети догадываются по цвету, что в зубах содержится кальций.

Учитель: Ребята, к какому выводу вы пришли, что содержится в известняке?

Дети: Много кальция содержится в известняке.

Учитель: Обратите внимание на остальные признаки, по которым различаются камни. Ребята выделяют следующий вопрос: “Зачем нужны камни?”

Рассмотрев иллюстрации дети отвечают.

Дети: строить жилище; раньше изготавливали оружие; разжигали огонь.

Учитель: Ребята, обратимся еще раз к нашему плану работы. Какой вопрос у нас остался без ответа?

Работа в группах.

Учитель: Ребята, я подготовила для каждой группы задание. На столе у вас коробка с камнями гранит, известняк, кремень. Первая группа отберет среди предложенных камней гранит. Вторая команда отберет только известняк, а 3 группа - кремень

Учитель: Теперь обсудим результаты вашей работы. По каким признакам вы отбирали нужные камни?

Работа по учебнику

Учитель: Предлагаю рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр. 9 и рассказать, как люди на ней используют камни.

Работа в рабочей тетради.

Учитель: Отметьте красным карандашом названия камней, образцы камней,образцы которых вы сегодня рассмотрели и определили.

О- Гранит. О - Кремень. О - Известняк.

-Какие названия камней вам удалось запомнить?

VIII. Итог урока (рефлексия)

Учитель: Давайте сделаем вывод. Где используют камни (ответы детей)

Учитель: Следовательно, сделаем вывод о том, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений.

На все ли вопросы мы ответили? Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?

-Выберите среди образцов камней гранит, если вы узнали много нового, все на уроке поняли

- Выберите и возьмите кремень из коллекции, если узнали много нового, но не все поняли

- Выберите известняк в том случае, если вы не открыли на уроке ничего нового, работать было трудно и неинтересно.

Публикации по теме:

«Предметы вокруг нас». Конспект занятия по окружающему миру Образовательная область: познавательно-исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникативность.

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Конспект занятия «У нас под ногами» Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, Чем они отличаются. Найти проявление свойств этих веществ (экспериментирование.

Занятие по окружающему миру и изобразительному искусству для учащихся начальной школы «Лесная аптека на службе человека» «Лесная аптека на службе человека»Составила Голикова Е. В. педагог дополнительного образования МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир Ставропольского края.

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе «Что весна нам принесла» Цель. Закреплять у детей представления о весеннем времени года. Эмоционально обогащать представления детей о ярких весенних признаках средствами.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 17:58
+171Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению макета «Моряки на парусниках» для совместного творчества...
Поделки из камней – интересное и увлекательное занятие. Процесс изготовления таких поделок требует творческого подъема. Каждый образ подсказывает форма и...
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...