Приложение МААМ

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе «Зона Арктических пустынь»

Зарубина Татьяна Александровна
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе «Зона Арктических пустынь»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

4 КЛАСС

(урок- конференция на основе технологии коллективной деятельности)

Тема раздела: ПРИРОДА РОССИИ

Тема урока : «Зона Арктических пустынь»

Цели урока

1. Создать условия для формирования представления о природной зоне арктических пустынь. Познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека; развивать познавательную активность учащихся, способствовать формированию основ естественно - научного мировоззрения на основе причинно-следственных связей между компонентами живой и неживой природы. Формировать умение пользоваться атласом, картой и энциклопедиями; воспитывать бережное отношение к природе, чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Публикация «Конспект урока по предмету „Окружающий мир“ в 4 классе „Зона Арктических пустынь“» размещена в разделах

Оборудование: глобус, карта «Природные зоны России», слайды, фотографии с изображением изучаемых объектов, энциклопедии, раздаточный материал, ученические контурные карты.

Ход урока

1. Организационный.

Где–то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

- Сегодня мы собрались, чтобы провести конференцию, на которой познакомимся с природой, растительным и животным миром ледяной зоны. На конференцию к нам приехали метеорологи, орнитологи, экологи, охотоведы, полярники, которые расскажут нам об этом удивительном уголке природы России.

Слайд: «Зона арктических пустынь»

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам:

-Соедини стрелками моря и океаны:

Моря: Океаны:

Японское море

Балтийское море

Море Лаптевых Северный Ледовитый

Чукотское море Тихий

Берингово море

Карское море Атлантический

Баренцево море

Восточно-Сибирское мире

Черное море

Охотское море

-Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана.

3. Усвоение новых знаний.

- На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

- Отправляемся к просторам Северного Ледовитого океана и его островам.

Работа по карте.

-Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. ( Острова :Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля).

- Ребята, как вы думаете, как ещё называют ледяную зону?

(Крайний Север, Арктика)

-Арктикой считается пространство Северного Ледовитого океана с северным полюсом и острова. С севера нашу страну омывают воды этого океана, покрытые льдами. Над ледяным пространством скапливается холодных воздух, который распространяется далеко на юг, приносят похолодание на территорию всей страны, поэтому Северный Ледовитый океан называют «холодильником» страны.

О том какая зима в Арктике рассказывают метеорологи.

Выступление группы ребят «метеорологи»

• Северное сияние.

Что за чудо-чудеса.

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костёр-

Выше леса, выше гор!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Не живёт ли в вышине

Великан могучий?

Не печет ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

• Около тысячи км над поверхностью Земли движутся отрицательно и положительно заряженные частицы. Вместе с солнечным ветром они вторгаются в земную поверхность, доходя до магнитного поля планеты и сталкиваясь с воздушной оболочкой, начинают светиться. Так на небе получается это яркое свечение – северное сияние.

• Лето на Крайнем Севере

В зимнее время, чтобы пробраться к поселкам, используют ледокол, который плывёт по Северному Ледовитому океану со скоростью в среднем 3-4 км/ч, разбивая лед до 3 м толщиной. А следом за ледоколом идут суда. А в летнее время, когда океан освобождается ото льда и морские суда могут самостоятельно передвигаться по воде, это время называется навигация.

- Как вы думаете, почему жизнь в Арктике зимой почти невозможна? (очень холодно)

Выступление группы ребят «орнитологи»

• Живые существа обитают лишь в океане под многолетними льдами. Только летом Арктика оживает. Сюда слетается огромное количество птиц. Они питаются рыбой, рачками, моллюсками и червями, живущими в океане. Птицам не холодно, они сыты, поэтому они прилетают сюда выводить птенцов. Гнездовье птиц называется «птичьим базаром».

- Почему?

(их много и они шумят как на базаре)

• Знающие люди говорят, что на квадратном метре усаживаются до 100 птиц. Здесь собираются преимущественно кайры белогрудые, с черными спинками. Кайры стоят на лапах, опираясь на хвосты, задрав голову! На суше они неуклюжи, зато проворны в воде. Завидев рыбу, нырнут и могут находиться под водой несколько минут. Каждую весну прилетают птицы на острова. Здесь они выводят птенцов, осенью улетают на юг. Весной на остров приходят охотники. Они отлавливают птиц, т. к. мясо питательно и вкусно, но главным образом собирают яйца. Свыше 2 мил. яиц дает этот островок в год.

Кроме этих птиц сюда прилетают : чайки

поморники

крачки

кулики

гагары

белые гуси

гаги

- Чем занимается орнитолог?

(«орнитос»- птица, «логос» – учение)

4. Физминутка

Движение – это здоровье,

Движение – это жизнь,

Не ленись – подтянись,

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз, На четвёртый поднимись.

Раз – направо, два – налево,

Приседания каждый день

Прогоняют сон и лень.

5. Продолжение новой темы

-О животном мире Арктики расскажут охотоведы.

Выступление группы ребят «охотоведы»

Тюлени

Моржи

• Моржи живут стадами, возглавляемыми вожаком. Летом они образуют лежбища, греясь на солнце. Лежат звери очень плотно, что поворачиваясь взрослые могут придавить моржат. Если стадо напугано и лавиной скатывается в море, на лежбище остается несколько задавленных детёнышей. Поэтому моржовые лежбища охраняют, запрещается рядом проходить судам и пролетать самолётам.

• Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи-близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинный клыка. Они их используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Загадка Среди снегов и льда не голодает.

За рыбой в холодную воду ныряет

Густая белая шерсть спасает

От морозов согревает.

Белые медведи

• На островах медведица устраивает берлоги прямо во льдах, и рожают в декабре 2-3 детенышей.

В связи с освоением Арктики численность белого медведя резко сократилась. Его убивали ради красивого меха, которого делали ковры, спальные мешки, обувь, ради вкусного мяса и жира. Кроме того, в Арктике появилось множество самолётов, судов, посёлков, загрязняются моря – всё это влияет на жизнь зверей. Медведи занесены в Красную книгу.

• В арктических водах кроме животных, с которыми мы познакомились, водятся киты-касатки, нападающие на рыбу, моржей и тюленей. Очень много рыбы – треска

сайка

сельдь

навала

камбала и др

Работа с учебником

В учебнике на с. 49 изображены животные, которые занесены в Красную книгу.

- Кого ещё не хватает на рисунке?

- Как охраняют этих животных?

На «Острове Врангеля» создан заповедник.

-Послушайте рассказ эколога о заповеднике.

Выступление группы ребят «экологи».

• Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство

• На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

- Каких животных занесенных в Красную книгу охраняет заповедник «Остров Врангеля»?

(белый гусь, овцебык, моржи, белый медведь)

Выступление группы ребят «полярники».

• На Севере много приезжих. Их называют полярниками. Люди изучают Арктику, природу, животный мир, охраняют животных. Найдено много полезных ископаемых. Созданы станции научные для изучения погоды, где живут физики, геологи и др. ученые. На севере работают не только полярники но и лётчики.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.

• Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

• В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Художники и Арктика. Демонстрация картин с изображением зоны арктических пустынь.

Учитель демонстрирует картины и дает им комментарии

- В заключении экологи обращаются к вам с просьбой.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья!

6. Закрепление изученного материала, самопроверка знаний.

Работа в группах.

-Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «…- царство льда и снега» :

Вопросы к кроссворду: 1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары». 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыбы северных морей. (Чайка. Морж. Кайра. Тюлень. Лишайники. Кит. Рачки.)

7. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам учебника на стр. 84

В классе организована выставка книг по теме урока.

«Полярники» знакомят детей с выставкой.

Викторина

- Какие животное имеет бивни как у слона?

(морж)

- Какие птицы живут в Арктике летом?

(кайра, чистик, гагара)

- Какое самое большое животное обитает в водах Северного Ледовитого океана?

(кит)

- Какой зверь имеет детенышей называемыми бельками?

(тюлень)

- Какова температура зимой в Арктике?

(600-500)

- Чем питается белый медведь?

- Чтобы знать природу, животный и растительный мир, уметь сохранить всё это вам помогут книги.

(рыбой, тюленями)

7. Подведение итогов.

– О какой природной зоне узнали?

- Какие новые слова встретились?

Арктика- царство льда и снега

Географическое Северный Ледовитый океан

положение северные моря

острова

Освещенность полярный день и полярная ночь

северное сияние

Растительный и лишайники, мхи, полярный мак, рачки,

животный мир планктон, чайки, гагары, тупики, морж,

тюлень, белый медведь

Деятельность научные станции, Северный морской путь,

человека рыбный промысел, охота

8. Информация о домашнем задании.

Рассказать дома, о чем вы узнали на конференции от жителей Арктики. Прочитать в учебнике стр. 78-86. «Проверь себя» : В-1 – задание №1, В-2-задание №2

Дополнительный материал

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья!

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи-близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинный клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохрянет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детёныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она сможет выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.

Рассказ ученика:

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Загадка: На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

(Глобус).

- Покажите на глобусе Северный и Южный полюс.

- Из-за чего происходит смена дня и ночи?

(Из-за вращения земли вокруг оси)

- Почему на полюсах очень холодно?

(Солнечные лучи скользят по поверхности земного шара и практически не нагревают поверхность Земли.)

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

«Закрепление изученного». Конспект урока математики в 4 классе Тема: Закрепление изученного Цели: продолжить работу по ознакомлению с умножением на двузначные числа, рассмотрев случаи умножения чисел,.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Презентация «Внеурочная деятельность по предмету «Кубановедение» во 2 классе. Заочная экскурсия» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас совершить заочную экскурсию с учащимися 2 класса по городу Краснодару. Ученики подготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе «Зона Арктических пустынь»
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 12:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе «Зона Арктических пустынь»» (включая файлы) размещена пользователем Зарубина Татьяна Александровна (УИ 2810019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД