МААМ-картинки

Конспект урока биологии «Грибы»

Котельникова Марина
Конспект урока биологии «Грибы»

Конспект

Урока по теме : «Живые царства. Грибы».

Учителя биологии МБОУ «Лицей№2»г. о. Протвино моск обл

Тип урока : Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

Публикация «Конспект урока биологии „Грибы“» размещена в разделах

формировать умение понимать смысл биологических терминов : грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

(текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией Плешакова (ФГОС).

Ход урока

- Добрый день, ребята (слайд 1)

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это гриб (слайд 2)

Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)

Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно) :

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24

61, 64, 26, 34, 24, 32

Тема урока : Царство Грибов (записываем в тетради число – 7 ноября и тему урока). (слайд 5)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами сегодня знакомиться.

Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)

Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Обсудите в группах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?

Проблема:? Что такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

(слайд 7) Итак, СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ состоит в том, что для питания грибам необходимо готовое органическое вещество – это сближает их с животными, но пищу всасывают как растения.

(слайд 8) Переходим к СТРОЕНИЮ ГРИБОВ. Шляпочные грибы состоят из : грибницы, ножки, шляпки и плодового тела. Все нашли по рисунку? Схематично зарисуйте этот рисуночек в тетради.

(слайд 9) В Царстве грибов выделяют 3 основных типа грибов :

• Шляпочные грибы

• Плесневые грибы

• Дрожжевые грибы

(слайд 10) Перед вами лежат листы с заданиями, задания выполняем в группах. Задача каждой группы - подготовить памятку по теме, указанной в задании

Вспомним правила работы в группах. (слайд 11)

Закончили работу? У вас на столах оценочный лист, передаем по часовой стрелке ваши памятки, а группа ставит оценку за нее. Закончили? Положите свои памятки на свободный стол.

Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?

А теперь посмотрим на слайды и еще раз проанализируем правильно ли мы с вами составили памятки? (слайды 12-18)

Кто сможет сделать вывод по сегодняшней теме? Итак, Вывод (слайд 19)

(слайд 20) И небольшой тест. Выполняем в тетрадях. Отмечаем только + - правильное суждение, - неправильное.

(слайд 21-22) – Д/З

(слайд 23) – Рефлексия.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Группа 1.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Шляпочные грибы.

Группа 2.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Плесневые грибы.

Группа 3.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Дрожжи

Группа 4.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Паразитические грибы.

Группа 5.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Съедобные и несъедобные грибы?

Группа 6.

ЗАДАНИЕ:

Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:

Значение грибов.

Группа 1. Шляпочные грибы.

Названия видов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, маслёнок, груздь, сыроежки, опёнок, мухомор, шампиньон

Шляпочный гриб — гриб, состоящий из шляпки и ножки.

Различают формы шляпочных плодовых тел по расположению ножки относительно шляпки:

• Центральные — ножка соединена с центром шляпки;

• Эксцентричные — ножка находится не в центре шляпки;

• Боковые — ножка соединена с краем шляпки.

К шляпочным грибам обычно относят и плодовые тела, не имеющие ножки — сидячие. Они прикрепляются к субстрату боковой частью, анатомия же их не отличается от строения шляпок.

Группа 2. Плесневые грибы.

Плесневые грибы, или плесень — различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел. Плесневые грибы распространены повсеместно. В основном обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах на питательных средах.

Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр. От бактерий они отличаются более сложным строением и способом размножения. К плесневым грибам относятся организмы, вегетативное тело которых представляет собой мицелий (грибницу, состоящий из переплетающихся тонких нитей — гиф.

Плесневые грибы достаточно широко используются человеком: применяются для производства лимонной кислоты, участвуют в созревании некоторых вин, используются для выделки особых сортов сыра, часто плесень поражает плодовые тела съедобных грибов и делает их непригодными для сбора, из пеницилла получают лекарственное средство пенициллин.

Группа 3. Дрожжи

Дрожжи — группа одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение в связи с переходом к обитанию в жидких и полужидких, богатых органическими веществами субстратах. Объединяет около 1500 видов.

Живут дрожжи в жидких или полужидких субстратах, в которых много органических веществ: например, в сахарном растворе, оставленном на несколько дней в помещении при комнатной температуре, появляется пена, а запах становится алкогольным – это дрожжи, попав из воздуха в раствор, начинают активно расти и размножаться.

О дрожжах люди знают давно: уже тысячи лет их используют в приготовлении алкоголя – от эля и сидра до спирта и виски. Раствор для получения дрожжейможно готовить любой: виноградный и яблочный, хмелевый и солодовый, пшеничный, ржаной и др. ; можно также использовать картофель, патоку и другие продукты питания.

Группа 4. Паразитические грибы.

Паразитические грибы обладают небольшим числом ферментов и поэтому могут поражать только определенные виды растений и животных.

Грибы паразитические, грибы патогенные, грибы, использующие в качестве источника питания живые ткани различных организмов. Грибы паразитические — возбудители заболеваний растений, животных и человека, они размножаются только бесполым путём. Их тело состоит из ветвящихся многоклеточных нитей (гиф) грибницы (мицелия, они образуют споры различной величины и формы, питаются только за счёт живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах, обычный способ питания — паразитический, но они могут расти и на мёртвых тканях.

Типичные паразиты растений — головнёвые и ржавчинные грибы. Болезнь мучнистую росу вызывают мучнисторосяные грибы. Широко распространён гриб-паразит фитофтора, который вызывает заболевание картофеля, томатов.

Группа 5. Съедобные и несъедобные грибы.

Грибы делят на : съедобные и несъедобные

К съедобным и самым популярным у грибников относятся белые грибы, подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички.

К наиболее распространенным смертельно опасным видам относятся: бледная поганка; мухомор Смита; мухомор весенний; мухомор вонючий; паутинник благородный; строчок обыкновенный; рогатик, навозник, ложный опенок, ложная лисичка.

Определить тот факт, что гриб является ядовитым, бывает сложно. Собирая грибы, нужно следовать таким рекомендациям:

1. Внимательно, не торопясь, обследуйте гриб. Он может быть двойником съедобного гриба. Но если присмотреться, то отличия все-таки найдутся.

2. Лучше не срывать старые, гнилые плоды. Они могут накапливать в себе ядовитые вещества.

3. Не срывайте грибы после засухи. В такое время их практически нет, а если есть, то они, скорее всего, ядовитые.

4. Старайтесь распознать съедобный гриб зрительно. К подозрительным грибочкам прикасайтесь только в плотных перчатках. Категорически запрещается пробовать их на вкус.

Отличительные признаки ядовитых грибов : неприятный едкий запах, горький вкус, на ножке может быть нарост, который напоминает по форме яйцо, нехарактерные для съедобного двойника окраска, плотность волокон, структура.

Группа 6. Значение грибов.

Значение грибов в природе : грибы снабжают деревья и кустарники питательными веществами и влагой и увеличивает способность деревьев всасывать воду. Например, ель, сосна, дуб не могут правильно развиваться без симбиоза с грибами.

Значение грибов в круговороте веществ: грибы интенсивно разлагают на элементы опавшие листья и хвою, погибшую траву, древесину и животных добывая из них питательные вещества.

Значение грибов в почвообразовании : грибы значительно повышают плодородие почвы, очень хорошо улучшают почву говорушки.

Значение грибов для человека : на Земле каждый год люди потребляют примерно пять миллионов тонн грибов. Из них только шестьсот тысяч тонн собирают в лесах. Основную массу грибов выращивают на специализированных фермах.

Значение грибов в питании : питательны из-за большого содержания хитина. Грибы славятся своими вкусовыми и ароматическими качествами.

Значение грибов в медицине : получение антибиотиков, чага, спорынья, пеницилловые грибы – служат сырьем для получения лекарственных препаратов в медицине.

Значение грибов в сельском хозяйстве: Известны грибы, паразитирующие на насекомых. Используя это свойство, ученые создали препарат для уничтожения насекомых-вредителей.

Хозяйственное значение грибов : из черной плесени получают лимонную кислоту, для производства спирта, уксуса, кефира, кумыса и изготовления сыра применяются дрожжевые культуры грибов, ферменты, полученные из грибов, применяются для осветления соков, для гидролиза крахмала и белков.

Публикации по теме:

Бионика как элемент образовательной робототехники на уроках биологии Бионика как элемент образовательной робототехники на уроках биологии. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности,.

Конспект НОД «Грибы» Пояснительная записка. • Тема занятия: «Грибной мир»; Цель занятия: Расширить и уточнить представления детей о грибах: съедобных, несъедобных,.

Конспект ОД по лепке на тему «Грибы» Конспект ОД Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Вид деятельности: «Лепка» Тема: «Грибы» Программные задачи:.

Конспект урока для детей логопедической группы с ОВЗ 5–6 лет «Лесное путешествие. Грибы» Конспект урока для детей логопедической группы с ОВЗ 5-6 лет. Тема: «Грибы». Цель. Познакомить детей с грибами, с понятиями «съедобный»,.

Конспект занятия «Грибы» .

План-конспект урока биологии в 7 классе по теме «Земноводные и пресмыкающиеся» в форме игры Счастливый случай» План-конспект урока по теме «Земноводные и пресмыкающиеся» Цели: Ознакомление с особенностями строения, жизнедеятельности, разнообразием.

План урока биологии в 6 классе «Культурные растения» Цель урока: развивать знания о выращивании культурных растений, дать представление о центрах происхождения культурных Задачи урока: 1).

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках ФГОС Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках.

Конспект НОД «Грибы» в младшей группе Конспект НОД на тему «Грибы» в младшей группе Цель: - уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - расширять представления.

Урок биологии по теме «Класс Млекопитающие» в 7 классе Тема урока: «Класс млекопитающие». Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока биологии «Грибы»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 12:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД