Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»

Севергина Екатерина Филипповна
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»

Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

Дидактические цели. Образовательная. Продолжить формирование представлений о свойствах концентрированной серной кислоты, взаимодействовать с металлами, неметаллами, органическими веществами. Качественная реакция на Н2SО4 и ее соли.

Развивающие. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков; развивать умения учебного труда: наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль; развивать волевую и эмоциональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, чуткость и уважительность.

Оборудование: На столах учащихся; 1 вариант – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 – фенофталеин; 2 вариант – КОН, ВаСl2, Н2SО4 – лакмус.

На столе учителя: экспериментальная часть – стакан с Н2О, вытяжка почвы, сахар, Н2SО4, лучинка, бумага, в лабораторном штативе –

НСl, Н2SО4, ВаСl2.

Девиз. «Чтобы победить - надо знать, уметь и думать».

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания: И. Г. Хомченко»Сборник задач и упражнений по химии» для средней школы. Из-во: М,»Новая волна»-2005г.

11.33. Предложите не менее трех способов получения сульфата меди / П /.

1. СиО +Н2SО4=СиSО4 + Н2О 2. СиСl2 + Н2SО4 = СиSО4 + 2НСl

3. Си (ОН)2 + Н2SО4 = Си SО4 + 2 Н2О

11.30. Составьте уравнения тех реакций, которые возможны и протекают практически до конца:

а) ВаCl2 + Н2SО4= …. г) Мg + Н2SО4 (разбавленная) =….

б) Nа2СО3 + Н2SО4= …. д) Си + Н2SО4 (разбавленная) =….

в) Мg(NО3)2 +Н2SО4=….

II. Обьяснение нового материала.

В выше приведенных реакциях мы использовали разбавленную серную кислоту, а каковы же особенности концентрированной серной кислоты. В продажу поступает 98% Н2SO4, плотность которой 1,84 г/см3. Она нелетуча, не имеет запаха. Концентрированная серная кислота, обугливает органические вещества: сахар, бумагу, дерево отнимая от них воду. Поэтому кислота часто имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней органических веществ и пыли. С12Н22О11/сахароза/ + Н2SО4 = 12С+ Н2SО4Н2О +10Н2О

Концентрированная кислота очень гигроскопична: энергично поглощает влагу и отнимает воду от многих органических веществ, содержащих в своем составе водород и кислород. Попавшую на кожу или одежду концентрированную серную кислоту следует немедленно смыть большим количеством воды.

Хорошо растворяется в Н2О, выделяя большое количество тепла. Поэтому нельзя приливать воду к концентрированной серной кислоте, следует, наоборот, серную кислоту приливать к возможно большему количеству воды. Кислота непросто смешивается с водой, образует с ней гидраты состав Н2SО4. Н2О, Н2SО4 2 Н2О Н2SО4 4Н2О.

1. Концентрированная Н2SО4 является сильным окислителем, при нагревание реагирует почти со всеми металлами, исключение Аи, Рt.

LI К Са Nа Мg Аl Мn Zn Cr Fе Ni Sn Рb H Cи Нg Аg Рt Аи

А к т и в н о с т ь м е т а л л а у м е н ь ш а е т с я

Н2S-2 S0 S+4O2

Продукты восстановления концентрированной серной кислотой можно представить схемой:

S-2 S0 S+4

Увеличение активности восстановителя

С активными металлами Н2SО4 реагирует, восстанавливаясь до оксида серы(IV, серы и сероводорода. Так в случае взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой часто получается смесь веществ, поэтому не будет ошибкой, если например будут написаны следующие реакции:

Zn0 + 2H2S+6O4 (конц.) = Zn+2SO4 + S+4O2 + 2H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 1 восстановитель, окисляется

S+6 +2е S+4 2 1 окислитель, восстанавливается

3Zn0 + 4H2S+6O4 = 3Zn+2SO4 + S0 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+2 2 3 восстановитель, окисляется

S+6 + 6е S0 6 1 окислитель, восстанавливается

4 Zn0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется

S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается

Концент-рирован-ная Н2SО4 + Аи, Pt, Ir, Rh, Ta. = Р е а к ц и я не и д е т

+ Металл (щелочной/ щелочно-земельный/ Mg/Zn) = H2S/S/SO2 + Сульфат металла с атомом в высшей с. о. + Н2О

+ Металл (остальные) =

SO2 + +

Чем активнее металл, тем выше содержание продуктов, где сера имеет более низкие степени окисления (т. е. свободной серы и сероводорода).

С Си и другими малоактивными металлами при нагревании образуется SO2.

Си (Нg, Аg)+ 2Н2SО4 (конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

t соль, сульфат меди

2Аl + 6H2SO4 (конц.) = Al2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

соль, сульфат алюминия

Горячая концентрированная серная кислота окисляет почти все металлы (исключение составляют золото, платина и некоторые похожие на них по химическим свойствам металлы, стоящие последними справа в ряду напряжения).

Концентрированная Н2SО4 при обычной температуре или на холоде не реагирует

с Аl, Cо, Fе,Ni. Это позволяет перевозить кислоту выше 75% в стальных цистернах. Обьясняется следующими причинами. Скорость растворения растворения Fе с повышением % концентрации сильно увеличивается, а начиная с 72,09% падает, так как металла образуется тончайшая невидимая для глаза пленка сульфата железа, нерастворимая в Н2SО4. Имеется также предположение, что на поверхности металла образуется пассивный слой, состоящий из оксида железа FеО2.

2. Концентрированная Н2SО4 при нагревании взаимодействует с неметаллами, например с S и С.

.2 Н2SО4 (конц.) + С = 2 .Н2О + 2SО2 +СО2.

2 Н2SО4 (конц.) + S = 2Н2О +3SО2

В Н2SО4 в любом количестве растворяется SО3.

Н2SО4 + SО3 = Н2SО4 SО3 (Н2S2О7)

Такую смесь называют олеум. Этот раствор может выделить SО3 и поэтому «дымит» на воздухе. При попадание в атмосферу взаимодействует с Н2О, с образованием Н2SО4 – выпадают кислотные дожди или кислотные осадки.

3. Характерной реакцией на Н2SО4 и ее соли является взаимодействие с растворимыми солями Ва.

Лабораторно- фронтальная работа.

Цель: Усвоить качественную реакцию на Н2SО4 и ее растворимые соли, повторить их свойства.

Вариант 1.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

NаОН Nа2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – NаOH, Н2SО4, ВаСl2 .

Вариант 2.

Проверить химические реакции, соответствующие следующим превращениям:

Н2SО4 К2 SО4 ВаSО4 Напишите уравнения реакций.

Реактивы: – КOH, Н2SО4, ВаСl2 .

Прилейте к Н2SО4--ВаСl2. Что наблюдаете? Н2SО4 + ВаСl2 = ВаSО4 + 2НСl.

Проблемная ситуация: Лаборант налил 2 пробирки с кислотами: Н2SО4 и НСl

Но нет надписи. Помогите ему определить: Где, какая кислота?

Ответ: Н2SО4 + ВаСl2. = ВаSО4 + 2НСl.

НСl + ВаСl2 .= реакции нет

Экспериментальное задание: 1. Проверьте, присутствуют ли сульфат – ионы:

А) в питьевой воде, взятой из колодца (колонки).

Б) воды взятой из реки Уда. / на экспериментальную часть отводится 10 минут/.

2. Определите наличие сульфат ионов в почве, взятой на пришкольном участке и с полей села Старого Онохоя.

/ Приготавливаются 2 вытяжки из почв пришкольного участка и с почв села Старого Онохоя

(заранее) и определяется реакция на сульфат- ионы.

После проведения эксперимента подводится итог: Как можно определить наличие сульфат - иона в воде и в почве?

ВаSО4 - соль, которая находит применение в медицине. Соль смешивают с водой, дают поглотить больному пациенту, врач получает полное представление о форме желудка, кишечника и определяет место поражения.

Многие из солей серной кислоты приобрели первостепенное значение и приобрели для человека важное значение.

Nа2SО4 10Н2О - кристаллогидрат Nа2SО4 /глауберова соль –Иоганн Рудольф Глаубер / - в медицине, как слабительное средство.

СаSО42Н2О - гипс, при строительстве, медицине.

ZnSО4 7Н2О – цинковый купорос / применяется как микроудобрение/.

FеSО4 7Н2О – железный купорос /применяется для борьбы с гусеницами и насекомыми вредителями растений/.

СиSО4 5Н2О – медный купорос /применяется для уничтожения спор и вирусных болезней растений/.

Среди сульфатов есть двойные соли – называемые квасцами.

К2SО4 Аl2(SО4)3 24Н2О – алюмокалиевые квасцы - кровоостанавливающее средство.

Закрепление: И. Г. Хомченко»Сборник задач и упражнений по химии» для средней

школы, стр. 62.

1. Закончите уравнения реакций.

а) Н2SО4 (конц.) + ВаСl2 = ….

б) Н2SО4 (конц.) + Нg = ….

в) Н2SО4 (конц.) + Аg = …

г) Н2SО4 (конц.) + MgО = …

д) Н2SО4 (конц.) +C = ….

11.31. К каким процессам (физическим или химическим) относится растворение серной кислоты в воде? Ответ мотивируйте. Почему при растворении надо наливать кислоту в воду, а не наоборот?

11.32. Составьте уравнение реакции между магнием и концентрированной серной кислотой, учитывая, что она восстанавливается до сероводорода. При подборе коэффициентов используйте метод электронного баланса.

4 Mg0 + 5H2S+6O4 = 4Zn+2SO4 +H2S-2 + 4H2O

Zn0 - 2е Zn+21 2 4 восстановитель, окисляется

S+6 + 8е S-2 8 1 окислитель, восстанавливается

11.34. При растворении меди в концентрированной серной кислоте выделился оксид серы (IV) обьемом 2,8 л (нормальные условия). Какая масса меди была взята для реакции?

х г. 2,8 л

Си + 2Н2SО4 (конц.) = СиSО4 + SО2 + 2Н2О

64 г/моль Vm=22.4л/моль

Решение: n = m/M; n = V/Vm ; m = M. n ;

п = 2,8 л/ 22,4 л/моль =0,125 моль

n (SО2) = n (Си) = 0,125 моль; m (Си) = M. n = 64 г/моль 0,125 моль = 8 г.

Ответ: для реакции было взято 8 граммов меди.

Итог урока: Дома:& 22, задание 5,6.

Домашнее задание. Сочините или подберите интересную информацию о серной кислоте или ее солях (это может быть стихотворение, рассказ, сказка, материал из газет и журналов).

Севергина Екатерина Филипповна, учитель химии

Онохойской средней школы №1, Республика Бурятия.

Публикации по теме:

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Автор публикации:
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 13:02
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

23 мая. Всемирный день черепахи

В Древнем Китае их почитали как священных животных. Черепахи считались символами мудрости и божественного покровительства. Люди верили, что они могут принести своим владельцам удачу, богатство и...

Использование поделок из каштанов в качестве настольного театра к стихотворению К....
23 мая. Всемирный день черепахи Назначение: поделки для настольного театра, игры. Цель: учить детей конструировать из природного материала с...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Обычна занятия аппликации начинаются с детьми от 3 лет, но я по...
Советы родителям «Полезный завтрак — хорошее начало дня»
Утро обязательно должно начинаться со вкусного и здорового завтрака. Каким должен быть полезный и здоровый завтрак? Завтрак должен быть достаточно...