Получи документы

Конспект урока по внеурочной деятельности в 3 классе «Тайны Донской земли»

Елена Семенова
Конспект урока по внеурочной деятельности в 3 классе «Тайны Донской земли»

Тайны Донской земли

ЗАДАЧИ: 1) Дать детям представление о далеком прошлом нашего края, его населении;

2) воспитывать любовь к родному краю.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-Ребята, у нас сегодня гости, обернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь, тихонько садитесь.

Мы рады приветствовать

Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы

И лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло,

Пусть будет уютно

И будет легко.

II. Актуализация знаний.

Публикация «Конспект урока по внеурочной деятельности в 3 классе „Тайны Донской земли“» размещена в разделах

- У нас внеурочное занятие «Доноведение»

Что вы узнаете на этом уроке?

(О природе, о животных и растениях Р. О.)

- Чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:

Какая ширь здесь и приволье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это (степь (Слайд 1, 2)

- О чем же мы сегодня будем говорить (О степи, о растениях степи, животных….)

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Сегодня, ребята, мы узнаем кто жил в Донских степях в далеком прошлом.

Подумайте, какие вопросы можно задать по этой теме? (ответы)

-КТО ЖИЛ В ДРЕВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ?

- КАК ЖИЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ?

- ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?

- КАК НАЗЫВАЛСЯ НАШ КРАЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ?

На эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Вступительная беседа.

-Д ля этого мы отправимся в прошлое. Прошлое, каким бы оно далеким не было, не исчезает бесследно. Ребята, а вы знаете кто занимается изучением прошлого (археологи) (слайд 3,4.)

На территории Р. О. археологи сделали много исторических открытий- следы стоянок- мест проживания древних людей и кочевых племен, а также места первых постоянных поселений людей. О прошлом нам могут рассказать развалины древних строений, обломки посуды, орудий труда и оружия, древние захоронения. В донских степях обо всем об этом могут рассказать курганы (слайд5, 6) (Курган- это искусственный холм, погребальное сооружение для умершего, А иногда и случайные находки. Однажды житель Новочеркасска обнаружил у себя на огороде настоящий клад, который пролежал в земле 3 тысячи лет. Там были наконечники стрел, топор и детали конской сбруи. О чем могут рассказать эти находки? (Люди разводили лошадей, они охотились, а может были войнами)

- Наше занятие будет не совсем обычным, мы с вами разделимся на группы. Нам в этом поможет Р. Н. игра «Ручеек» (деление на группы.) (слайд)

Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд)

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

- Выберите капитана команды. Каждая команда получит вопрос, на который ей нужно будет ответить, прочитав текст. Текст у всех одинаковый. Капитаны, подойдите ко мне, выберите вопрос (из фуражки).(Слайд)

2. Работа в группах. (Дети читают текст, готовятся отвечать на вопросы.)

1-я группа. Как назывался наш край в далеком прошлом?

Территория, на которой сегодня расположены города и сёла Ростовской области, в древности носила различные названия. Река Дон носила название Танаис и в древнем мире наш край так и назывался- Танаис. Греки именовали эти земли Скифией, римляне Сцитией, а днепровские руссы - Хазарией. В летописях, датированных XIV-XV веком, она упоминается как Дикое поле. И лишь в XVI веке во времена Ивана Грозного в обиходе появляется дошедшее до нас историческое название, обозначавшее владения казаков Дон.

2-я группа. Кто жил в Донской степи в древности?

В древние века до нашей эры, в Донской степи жили древние люди, в эпоху нашей эры здесь проживали греки, разные кочевые племена-киммерийцы, скифы, сарматы, аланы. Позднее Донскую степь заселили сначала авары, затем хазары. Позже в IV веке хазар вытеснили русские дружины, но и они не смогли удержать крепость, их победили печенеги, а тех изгнали половцы. Так благодатные земли переходили от одного племени к другомудо ХIIIвека,пока Донская земля не оказалась под властью Золотой орды, татары построили город Азак, потом значительную часть земель захватила Османская империя, в народе их называли турками, город Азак они переименовали в Азов, борьба за который растянулась на несколько столетий. И Золотая Орда и Османская империя покорились более грозному полководцу Тамерлану. И только в XVвеке появляются первые поселения казаков, именно с них начинается история Донского казачества. Казачья вольница не принадлежали Российской империи, но оберегала Россию от вторжения турок и татар до ХVIIIвека, позднее Донское войско вошло в состав Российской армии.

3-я группа. Как жили и чем занимались жители Дона?

Древние люди,жившие на донской земле до нашей эры, занимались охотой, рыболовством и собирательством, основной добычей первобытных людей становились бизоны, гигантские олени, лошади, медведи и даже львы, водившиеся тогда на берегах Дона. В те давние времена люди вели оседлый образ жизни, селились родовыми группами, это помогало им охотится. Во времена новой эры территорию донского края заселяли в основном кочевые племена, они занимались скотоводством и не имели постоянного жилья, домом им служили крытые телеги, на которых те перемещались за своими стадами скота. Это были великолепные войны, основным занятием этих племен умение воевать. Над могилами умерших они насыпали высокие курганы, в усыпальницу с усопшим хоронили украшения, и оружие.

Текст.

Территория, на которой сегодня расположены города и сёла Ростовской области, в древности носила различные названия. Греки именовали её Скифией, римляне Сцитией, а днепровские руссы - Хазарией. В летописях, датированных XIV-XV веком, она упоминается как Дикое поле. И лишьв XVI веке во времена Ивана Грозного в обиходе появляется дошедшее до нас историческое название, обозначавшее владения казаков Дон.

История Ростовской области начиналась еще с каменного века, примерно 2 миллиона лет назад на берегу реки Дон, она тогда называлась Танаис и эта местность называлась также- Танаис, появились первые поселения первобытных людей. Раскопки показывают, что жители того далекого времени занимались охотой, рыболовством и собирательством. Основной добычей первобытных людей становились бизоны, гигантские олени, лошади, медведи и даже львы, водившиеся тогда на берегах Дона. В те давние времена люди вели оседлый образ жизни, селились родовыми группами, это помогало им охотится. Шли века, быт людей улучшился, каменные орудия сменились железными, но основным занятием остается охота. Но примерно 16 тысяч лет тому назад людям пришлось перекочевать на север в поисках пищи из-за изменившегося климата.

Вначале новой эры древние люди уже сами заводят свой скот, что дает им пищу и одежду, зарождается религия. В первом веке нашей эры появляются первые города, в это время здесь проживают греки, позже Донскую степь заселяли киммерийцы, скифы, сарматы, аланы. Все они оставили следы своего пребывания, говорящие о высоком уровне развития. Это кочевые племена, у них не было постоянных поселений, их жилища были на колесах. Занимаясь скотоводством, кочевники отправлялись вслед за своими стадами на лучшие пастбища, а также нападали на ближайших соседей, грабили, уводили скот, угоняли людей, сами подвергались нападению таких же кочевых народов. Так некогда цветущий край превратился на несколько веков в пустыню.

От прихода аварских племён до турецкого нашествия История Ростовской области периода Средневековья начинается в IV столетии, после того как пустовавший несколько веков край был заселён сначала аварами, а затем хазарами, вытеснившими их и построившими крепость Саркел. И далее, на протяжении всего средневековья берега Дона становились ареной постоянных сражений между кочевыми племенами, оспаривавшими между собой этот благодатный край. Хазары были вытеснены русскими дружинами, также не сумевшими удержать завоёванные территории, и уступившими их печенегам, а тех, в свою очередь, изгнали половцы. Так продолжалось до XIII века, пока донская земля не оказалась под властью Золотой Орды, которая, в свою очередь, не смогла противостоять более сильному и беспощадному захватчику Тамерлану, разгромившему её юго-западную часть. Ещё через столетие в результате крайнего ослабления Золотой Орды значительную часть побережья Азовского моря, Ростовскую область, а также Северное Причерноморье захватила Османская империя. Построенный татарами город Азак они переименовали в Азов и превратили в неприступную крепость, борьба за которую растянулась на несколько столетий.

В XV веке для предотвращения дальнейшего продвижения турок вглубь Российского государства, на Диком поле, возводятся сторожевые крепости и пограничные засеки. Тогда же там появляются первые поселения вольных людей, бежавших от произвола властей. Именно с них начинается история Донского казачества. Казачья вольница не принадлежали Российской империи, но оберегала Россию от вторжения турок и татар до ХVIIIвека, позднее Донское войско вошло в состав Российской армии.

_ Давайте посмотрим на наших предков. Ребята, вы знаете кто такие предки (ответы)

Просмотр слайдов.

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

- Итак, ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть в далекое прошлое. Какие тайны открыла нам Донская земля (ответы)

-Нам еще много предстоит отгадать тайн нашего края, ученые до сих пор изучают находки археологов, возможно, список проживающих до нас людей станет больше.

- Ребята, у вас на столе для каждого лежит маленькое солнышко. Если на уроке вам было уютно и комфортно, то на солнышке нарисуйте улыбку, если вы узнали много нового, нарисуйте глаза, если вы заинтересовались историей родного края и хотите узнать о ней больше, нарисуйте носик.

- Посмотрите, как светлее и теплее стало в нашем классе от наших улыбающихся, желающих много знать, солнышек.

Наше занятие подошло к концу, я желаю, чтобы над вами всегда светило доброе солнце, а небо было мирным.

Спасибо. До свидания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конференция в подготовительной к школе группе «Тайны земли Кубанской» Цели и задачи приоритетной образовательной области: воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей;.

Конспект урока географии в 6 классе «Значение воды для Земли. Вода-основа жизни» СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ Г. Королёв, М. о. Дурченко Лариса Петровна учитель географии Конспект.

Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль» Конспект урока Предмет: «Вокальный ансамбль» 2 класс Тема урока: «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле» Учебная программа: Рабочая.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект НОД в старшей группе «Тайны земли» Тема: Тайны земли Образовательная область: познавательное развитие Задачи: Обучающие: Формировать познавательный интерес у.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Сценарий открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я — культурный человек» Класс: 2 Тема: «Вежливость и этикет» Цель: усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.

Программа внеурочной деятельности в 1 классе «Уроки здоровья» ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального.

Вводное занятие по программе внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе Вводное занятие по программе внеурочной деятельности «Азбука пешехода» Цель: Формировать у детей понимание необходимости соблюдения правил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по внеурочной деятельности в 3 классе «Тайны Донской земли»
Опубликовано: 6 января 2018 в 15:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД