Лучший педагог года

Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь»

Ольга Волжина
Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь»

Конспект урока по Этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь».

Составила: Учитель Волжина О. В.

ГБОУ №231 Адмиралтейского района г. Санкт- Петербурга

Цель: Расширять представление о любви как духовной ценности, создать условия для осмысления её значимости в жизни человека

Задачи урока:

Обучающая:

-раскрывать значение понятия «любовь»;

Развивающие:

-развивать речь, мышление, память.

Публикация «Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса „Что такое любовь“» размещена в разделах

-создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

-развивать умение выражать свои чувства.

Воспитательные

-воспитывать ценностное отношение к близким людям;

-воспитывать у детей любовь к своей семье, к окружающим людям, к Родине,

к природе, к труду.

Тип урока: Урок открытия нового знания – диспут

УУД Регулятивные действия

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

-совместная постановка учебных целей и задач

-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные действия

-доброжелательное отношение друг к другу

-эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации

успеха, доверия;

-самоопределение.

Познавательные действия

-анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные действия

-умение аргументировать своё мнение и отстаивать свою позицию;

-умение учитывать разные мнения;

-взаимопомощь, планирование коллективных способов работы.

Оборудование

Карточки из бумаги с напечатанными определениями, для ответа на вопрос, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая).

Репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Листы бумаги, вырезанные в форме лепестков, фломастеры, магниты, магнитная доска.

Ход урока.

Как много поэтов писали о любви! Как много художников посвящали свои картины этому прекрасному чувству! И до сих пор люди задают себе вопрос, что же такое любовь.

1. Многогранность любви.

Начать наш урок я хочу с разговора о том, что любовь бывает разной. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте на вопрос, какой любви оно посвящено.

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори,

До звездной полночи до самой —

Мне снова детство подари.

Доволен я своей судьбою,

Немалый в жизни пройден путь.

Но очень хочется порою

Мне снова в детство заглянуть.

Минуты сказочные эти

Навек оставлю в сердце я.

Дороже всех наград на свете

Мне песня тихая твоя.

(Ответы учащихся)

Конечно, это стихотворение о материнской любви. Называется оно «Поговори со мною, мама», а написал его Виктор Гин от имени взрослого человека, который вспоминает своё детство, обращается к своей матери и с нежностью вспоминает то тепло и ту любовь, которые она ему всегда дарила.

А о какой любви рассказывает нам это стихотворение?

Привет, Россия — родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем.

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!.

(Ответы учащихся)

Конечно, это стихотворение Николая Васильевича Рубцова говорит нам о любви к Родине. Многие люди, кто вынужден был уехать из родных мест, долгие годы тосковали по родному краю, вспоминали его, воспевали в стихах.

Когда-то, учась в школе, я прочла книгу Валентины Александровны Осеевой «Динка». Героиня этой книги уехала со своей семьёй из родного города, а старый дед Никич, который остался дома, написал Динке письмо, рассказал, что передал Волге от неё привет.

«— Поклон тебе, матушка Волга, от вихрастой девочки Динки. Помнишь ли ты ее?

Всколыхнулась желтенькая водичка, набежала, как слеза, на песок:

— Я всех мальчиков и девочек помню, а твою вихрастую ее раз купала, и на утесе ее видала, и пароходом ей из Казани ее друга Леньку везла… Жива ли, здорова ли Динка?

— Жива и здорова она, матушка Волга, только плачет, по тебе скучает, и водичку свою желтенькую поминает, и во сне на утесе сидит, пароходы твои в плавание провожает… Что велишь передать ей, матушка?

Закудрявились гребни волн белой пеною, словно сама матушка седою головой покачала:

— Пусть не плачет, не горюет вихрастая. Жизнь еще велика, мы свидимся… И приму я ее, и обласкаю, только передай ей завет мой — пусть придет ко мне с чистой совестью, с теплым сердцем, к чужому горю отзывчивым, с трудовыми руками, а не с барскими ручками, чтобы все люди сказали: хорошая девочка Динка, не посрамила она свою матушку Волгу.»

Долго-долго плакала Динка…»

Как вы думаете, почему плакала Динка? (Ответы учащихся)

А есть ещё любовь к своей профессии, к своему делу. Я уверена, что многие учителя нашей школы очень любят свою профессию, любят нашу школу и своих учеников, стараются сделать свои уроки интересными и полезными для вас, а значит - дарят вам свою заботу, внимание и любовь.

А какие ещё грани любви вы можете назвать? (Ответы детей- любовь к родителям, братьям, сестрам, любовь к природе и др.)

2. Что такое настоящая любовь.

И конечно всех людей, а особенно подростков, очень волнует такое чувство, как любовь мужчины и женщины, парня и девушки. И в наши любовь остается такой же загадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку сам. Вы конечно, знаете историю Ромео и Джульетты, написанную Шекспиром ещё в 1599 году. А мы и в наше время переживаем за влюблённых, хотим, чтоб их семьи не препятствовали любви юноши и девушки, и печалимся о трагическом конце этой истории.

Но есть и много историй о любви со счастливым концом, описанных в литературных произведениях. А знаете ли вы такие счастливые истории из жизни? (Ответы учащихся)

Конечно, каждая девушка и каждый парень задумываются о том, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая). На моём столе разложены карточки со словами, которые описывают девушку или юношу. Прочтите и выберите, пожалуйста, те определения, которые для вас особенно важны.

(Учащиеся выбирают карточки с определениями и зачитывают их. Можно обсудить, почему именно эти слова они выбрали.)

А как вы считаете, лучше любить самому или чтобы тебя любили? Как,по-вашему, любовь - это счастье или наказание? (Ответы учащихся)

3. Загадка улыбки Джоконды.

Вы конечно знаете, что любовь бывает неразделённой и тогда парень или девушка страдают, мучаются, не знают, как добиться взаимности, и даже могут совершить какие-то необдуманные поступки.

Когда-то на меня произвёл сильное впечатление фильм «Сто дней после детства», рассказывающий о ваших сверстниках, о первой любви, о переживаниях и, конечно, о взрослении. Посмотрите его! Учитель, который провёл с детьми лето в лагере, показал своим ученикам портрет Джоконды, написанный великим Леонардо да Винчи. Посмотрите на этот портрет! Как вы думаете, чему улыбается эта девушка? (Ответы учащихся)

Учитель из того самого фильма «Сто дней после детства» сказал вот такие слова: «Вот уже скоро пять столетий она улыбается так. И самые лучшие на земле люди вот уже пять столетий жарко спорят, доказывая про её улыбку каждый своё… Тайна её улыбки сродни великой тайны самой Природы… Однажды, это случается обыкновенно внезапно, ты вот так увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается…Кажется, что ты и раньше видел это тысячу раз. Но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно поражённый, как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эта река, и то, как она улыбается. И это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь.»

Нет такого человека на земле, который бы не мечтал встретить настоящую любовь. Одним везет, и они ее находят, создают счастливые семьи. А другие безуспешно ищут свою любовь всю жизнь. Сейчас распадается каждый второй брак, люди, которые любили друг друга, становятся чужими и даже врагами. Почему так происходит? Говорят, что самым главным врагом любви является эгоизм, желание жить для себя. В то время как настоящая любовь требует самоотверженности, альтруизма. Все вы хорошо знаете рассказ О. Генри «Дары волхвов». Это история двух бедных супругов, которые сделали друг другу рождественские подарки. Муж восхищался роскошными волосами жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы подарить ей гребень. А жена решила обрезать волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно бесполезные вещи. Но они были самыми счастливыми людьми на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

4. «Что даёт человеку настоящая любовь?»

А сейчас я прошу взять листы бумаги, вырезанные в виде лепестков прекрасного цветка, фломастеры и написать ответ на вот такой вопрос: «Что даёт человеку настоящая любовь?»

Учащиеся пишут свои ответы, зачитывают их, и из листов - лепестков на доске с помощью магнитов собирают цветок.

Примерные ответы детей:

. уважение, заботу, доброту;

. делает человека лучше;

…поддерживает его до самой смерти;

. прощение, понимание;

. отказ от эгоизма, самопожертвование;

. окрыляет;

. чувство доверия, тепла;

. детей, семью;

. побуждает делать что-то хорошее для другого человека;

. даёт возможность любить просто так, ни за что, несмотря на его слабости и недостатки.

5. Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о любви. О том, что любовь - это многогранное чувство. Это и любовь матери к своему ребёнку, и любовь к родителям, и любовь к своей Родине, к своему делу. А так же мы говорили о любви между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь-это проверка на зрелость. Ведь настоящая любовь - это и ответственность за любимого. Без этой ответственности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Очень важно найти свою любовь, не растратить себя на мелкие увлечения, которые опустошают сердце. Настоящая любовь - это искусство. Учиться любви - значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти навстречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен, «ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».

Приложение.

Примерные слова для карточек для ответа на вопрос, каким бы они хотели, что был (была) её любимый (его любимая).

1. Красивый, умный, привлекательный, добрый, нежный, милый, стройный, веселый, энергичный, креативный, стильный, коммуникабельный, тактичный, романтичный, разносторонний, симпатичный, единственный, ласковый, желанный, загадочный, безупречный, отзывчивый, скромный, искренний, дружелюбный, понимающий, бескорыстный, жизнерадостный, скромный, застенчивый, честный, обаятельный, целеустремленный, любимый, мужественный, смелый, решительный, бесстрашный, отважный, благородный великодушный, рыцарь, остроумный, толковый, разумный, храбрый, отважный, мужественный, авторитетный, уравновешенный, сдержанный, настойчивый, принципиальный, уверенный в себе, надежный, верный, хороший друг, на него можно положиться, умеет хранить тайны, умеет держать слово, талантливый, способный, лидер, самостоятельный, независимый, человек чести, обладает чувством собственного достоинства, доброжелательный, справедливый и т. п.

2. Красивая, умная, заботливая, привлекательная, добрая, нежная, милая, очаровательная, обворожительная, неповторимая, неописуемая, незабываемая, неотразимая, шикарная, ослепительная, недоступная, ангельская, лучезарная, яркая, пушистая, сногсшибательная, стройная, кокетливая, утонченная, грациозная, веселая, энергичная, креативная, стильная, коммуникабельная, тактичная, романтичная, разносторонняя, сказочная, симпатичная, единственная, ласковая, желанная, непредсказуемая, загадочная, цветущая, безупречная, гармоничная, отзывчивая, совершенная, лучшая, скромная, спокойная, изысканная, шаловливая, искренняя, дружелюбная, понимающая, экстравагантная, мечтательная, искрометная, честолюбивая, манящая, восторженная, бескорыстная, непосредственная, жизнерадостная, прелестная, улыбчивая, застенчивая, зажигательная, честная, чистосердечная, игривая, обаятельная, непредсказуемая, целеустремленная, дивная, женственная, бесподобная, лучезарная, ненаглядная, необходимая, изумительная, сказочная, трогательная, миниатюрная, любимая.

Публикации по теме:

План-конспект урока технологии для девочек 7 класса санаторной школы-интерната «Декупаж пасхального яйца» ГКОУ РМ «Ширигушская школа-интернат» План-конспект урока технологии (девочки) «Пасхальное яйцо как символ жизни» 7 кл. Подготовила.

Классный час для 2 класса «Что такое дружба?» Классный час на тему: «Что такое дружба?» Цель: сплочение классного коллектива младших школьников. Задачи: 1. Осмысление школьниками понятий.

Конспект урока 3 класса по физкультуре ТЕМА: «Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.» Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: Цель: познакомиться с различными способами.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Конспект урока для 1 класса коррекционной школы «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях» Конспект урока по произношению 1 класса. Тема урока: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: научить различать.

Конспект урока для 9 класса по физкультуре ТЕМА: «Круговая тренировка (практика)». Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: 21.02.2019г. Форма работы: фронтальная. Метод работы:.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое синонимы» «Что такое синонимы» У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое экономика» Урок окружающего мира 2 класс. «Что такое экономика? I. Орг. момент Всем, всем- доброе утро! II. Самоопределение к деятельности Приём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь»
Опубликовано: 22 июля 2019 в 22:12
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД