Папки-передвижки

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»

Ирина Гудкова
Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»

Тема урока : «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»

Цель урока : Создание условия для отработки правописания безударных окончаний имён существительных.

Задачи урока :

1. Повторить падежные окончания «е», «и» имён существительных и алгоритм их написания.

2. Развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя проблемную ситуацию.

Публикация «Конспект урока русского языка „Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений“» размещена в разделах

3. Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать свой ответ, делать вывод.

4. Повышать интерес к изучению русского языка, используя ИКТ, воспитывать общечеловеческие качества личности: терпение. трудолюбие, взаимопомощь, уважение к товарищам.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Оборудование Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности (мотивирование) – 1- 2 мин

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Повернитесь к соседу по парте и поздоровайтесь с другом.

Приветствие “Здравствуйте!”

Что нужно каждому из нас, чтобы добиться успеха? (Успех = знания + сотрудничество + настойчивость + внимание + целеустремлённость)

Сегодня на уроке мы все будем внимательными, терпеливыми, покажем наши знания, умение сотрудничать и в итоге каждый из вас добьется успеха.

Открываем тетради, записываем число. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Оформляют тетрадь Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Регулятивные:

- стремиться к успешной деятельности

Коммуникативные: --планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Словарная работа

Минутка чистописания

Экспресс – опрос

Наблюдение над языковым материалом.

Потренируем наше внимание. На доске написаны слова:

Погода, картофель, календарь, сирень, болото.

Прочитайте написанные слова, ваша задача их запомнить. Через 20 сек. слова исчезают.

Назовите второе слово

Назовите слово, которое состоит из 2-х слогов.

Назовите последнее слово.

Какой слог ударный в четвертом слове.

Какая гласная в этом слове стоит под ударением?

А какая является безударной гласной?

Назовите окончание в первом слове?

Запоминают слова.

Отвечают на вопросы:

Второе слово – картофель

Из двух слогов состоит слово сирень

Последнее слово– болото.

В четвертом слове – сирень ударный второй слог.

Под ударением стоит гласная «е»

Безударная гласная в этом слове «и»

В первом слове окончание «а»

Слайд Регулятивные:

Развивать внимание.

Из названных вами букв я составила соединение. Какую последовательность я

использовала?

еаи, иае, еаи

Напишите соединения.

Дети пишут соединения Слайд Минутка чистописания

К какой части речи относятся слова, с которыми мы работали?

Знаете ли вы, что имя существительное – самая представительная часть речи. Из 9000 наиболее часто употребляемых слов существительных – 4000. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

1. Что такое имя существительное?

2. В форме какого числа употребляются имена существительные?

3. Какого рода бывают?

4. Сколько падежей в русском языке?

5. Сколько склонений?

6. Как существительные распределяются по склонениям?

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Прочитайте отрывок из стихотворения В. И. Жуковского и постарайтесь передать свои чувства.

Какой настроение оно у вас вызывает?

- А почему такое настроение?

Определите падеж выделенных имён существительных.

- Назовите окончания. Какие они?

- Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания?

Весеннее, ожидание чуда, радостное, приподнятое Солнце, тепло, жаворонок, синева. Лес стал ярче, выразительнее, т. е. зардел.

Предложный падеж.

Безударные

2,1,3 скл. Мы знаем правило, что в разных склонениях разные окончания.

Экспресс – опрос

Познавательные:

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные:

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Осознавать познавательную задачу.

Формулировка цели урока Попробуйте назвать тему нашего урока.

Какие задачи поставим перед собой?

Повторить…

Закрепить…

Учиться…

Оценивать…

В течение урока вы будете выполнять различные задания, оценивать свою работу с помощью оценочного листа, в конце сделаете выводы о своих знаниях, проблемах. Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений

изученные правила

умения правописания окончаний

объяснять правила окончаний свою работу, знания Познавательные:

Уметь определять тему урока, ставить учебные задачи.

Коммуникативные: Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Обобщение и систематизация изученного

Физминутка (зрительная) Ребята, давайте вспомним, какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му? К 3-му?

А вы помните, как определить правильное окончание в безударном положении?

В начале урока мы говорили о том, чтобы добиться успеха – надо уметь сотрудничать. Я предлагаю вам дополнить опорную схему, работая в парах.

Задание 1.

Оцените себя, поставьте галочку напротив задания в нужном столбце.

Давайте сделаем разминку для глаз.

Теперь, когда мы вспомнили опорную схему, вы сможете выполнить следующее задание. Продолжаем работу в парах.

Допиши окончание имени

существительного :

вылез из берлог…

остался без помощ…

разглядел в туман…

приехал к бабушк…

мечтал о медал…

Чтобы узнать, верно ли вы справились с работой, воспользуйтесь образцом выполнения задания на слайде.

Оцените себя, поставив галочку напротив задания в нужном столбце.

Дополняют схему (в парах). Чтобы написать безударное окончание имени существительного, надо… определить склонение, падеж или опорное слово.

Сверяют с эталоном.

Дети выполняют предложенные упражнения

Слайд

Опорная схема

Карточки для учащихся

Проверочная таблица

Познавательные:

Понимать информацию в схематичной форме.

Коммуникативные:

Осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные: формировать способность к самооценке своих действий.

Этап групповой работы Объединитесь в группы.

- 1 группа возьмите карточку с заданием

Карточка

Прочитайте текст. Найдите и исправьте ошибки. Выпишите предложения, в которых нашли ошибки, в рабочую тетрадь. Письменно объясните правописание исправленных ошибок.

Весной

Как хорошо бродить по весенней березовой рощи! В воздухе звучат звонкие голоса птиц. На ясном неби светит солнце.

- 2 группа возьмите карточку

Карточка.

Найдите свою пару. Составьте и запишите пословицы. Вставьте окончания, определите склонение, падеж.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

- 3 и 4 группы возьмите карточки.

Карточка.

Составьте из слов предложения. Вставьте пропущенные окончания и объясните их написание.

площадк, На, шумно, детской, было

в, сирен, Гудит, кустах, пчела

- Посмотрите на экран и проверьте.

Оцените работу группы, капитаны групп вынесите результаты работы группы на доску.

Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+». Дети объединяются в группы, работают с карточками.

Дети проверяюти оценивают выполнение задания. Капитаны группы выносят результаты на доску. Слайд «Правила работы в группе»

Говорим вежливо, называя собеседника по имени.

Говорим по очереди, не перебивая друг друга

Внимательно слушаем

Четко высказываем свое мнение

Уважаем мнение собеседника.

Слайд

Таблицы для оценивания результатов работы групп

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

Регулятивные:

формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Коммуникативные:

Осуществлять свою учебную деятельность в рабочих группах.

Личностные: формировать способность к самооценке своих действий.

Самостоятельная работа Тест.

Чтобы добиться успеха, нужно много знать. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и обвести букву возле правильного ответа.

1. Найти словосочетание с ошибкой.

А – мечтать о собаке

К – ехать на машине

У – найти в коробки

С – слова из песни

2. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Б – пшениц…й

Г – зайц…м

Л - куриц…й

С – нож…м

3. Найти слово с пропущенной буквой И.

П– гусен…ца

М – брат…ц

Ч – пал…ц

Ж - стар…ц

4. Найти слово, где в приставке пишется О.

Ш – н…лететь

Е – п…бежать

И – з…крыть

Ф – н…дрезать

5. Найти слово с раздельным написанием.

Ю – (на)певать

Ц – (у)летать

Х – (на)берегу

П – (не)жный

Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (Верно). Значит, вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили.

Оцените себя, поставив галочку напротив задания в нужном столбце.

Выполняют тест.

Оценивают результаты теста

Карточки с тестом Предметные: использовать знания при определение орфограмм, при определение склонений и падежей имен существительных.

Личностные: формировать способность к самооценке.

Рефлексия Давайте вернемся к задачам урока. Посмотрим, выполнили мы их или нет.

Нам с вами осталось определить удалось ли каждому из вас добиться успеха. Возьмите свой оценочный лист. Определите своё место на лестнице успеха. Да. Мы повторили изученные правила по опорной схеме. Закрепили умения правописания безударных окончаний имен существительных. Учились объяснять правила написания окончаний. Учились оценивать сою работу.

Дети, опираясь на оценочный лист, определяют своё место на лестнице успеха. Личностные: формировать способность к самооценке своих знаний и действий.

Домашнее задание на выбор:

1. Составить тестовые задания с выбором ответов по теме для одноклассников (4, 5 вопросов)

2. Составить диктант по теме, состоящий из 10 слов

3. Подобрать пословицы о матери, в которых есть существительные с безударными окончаниями Записывают домашнее задание

Задание 2

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово- помощник

вылез из берлог…

остался без помощ…

разглядел в туман…

приехал к бабушк…

мечтал о медал…

Задание 2

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово- помощник

вылез из берлог…

остался без помощ…

разглядел в туман…

приехал к бабушк…

мечтал о медал…

Задание 2

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово- помощник

вылез из берлог…

остался без помощ…

разглядел в туман…

приехал к бабушк…

мечтал о медал…

Задание 2

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово- помощник

вылез из берлог…

остался без помощ…

разглядел в туман…

приехал к бабушк…

мечтал о медал…

Образец выполнения задания № 2

вылез из берлогИ 1 скл.

Р. п. из землИ

остался без помощИ 3 скл.

Р. п.

без степИ

разглядел в туманЕ 2 скл.

П. п.

в слонЕ

приехал к бабушкЕ 1скл.

Д. п.

к землЕ

мечтал о медалИ 3 скл.

П. п.

о степИ

Образец выполнения задания № 2

вылез из берлогИ 1 скл.

Р. п. из землИ

остался без помощИ 3 скл.

Р. п.

без степИ

разглядел в туманЕ 2 скл.

П. п.

в слонЕ

приехал к бабушкЕ 1скл.

Д. п.

к землЕ

мечтал о медалИ 3 скл.

П. п.

о степИ

Образец выполнения задания № 2

вылез из берлогИ 1 скл.

Р. п. из землИ

остался без помощИ 3 скл.

Р. п.

без степИ

разглядел в туманЕ 2 скл.

П. п.

в слонЕ

приехал к бабушкЕ 1скл.

Д. п.

к землЕ

мечтал о медалИ 3 скл.

П. п.

о степИ

Образец выполнения задания № 2

вылез из берлогИ 1 скл.

Р. п. из землИ

остался без помощИ 3 скл.

Р. п.

без степИ

разглядел в туманЕ 2 скл.

П. п.

в слонЕ

приехал к бабушкЕ 1скл.

Д. п.

к землЕ

мечтал о медалИ 3 скл.

П. п.

о степИ

Самостоятельная работа

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово-помощник

играл на скрипк…

проехал мимо деревн…

ожидал на вокзал…

приехал к сестрёнк…

не чувствовал усталост…

висит на ветк…

болтали до ноч…

Самостоятельная работа

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово-помощник

играл на скрипк…

проехал мимо деревн…

ожидал на вокзал…

приехал к сестрёнк…

не чувствовал усталост…

висит на ветк…

болтали до ноч…

Самостоятельная работа

Допиши окончание имени

существительного

Докажи правильность выбора

Склонение

Падеж

Слово-помощник

играл на скрипк…

проехал мимо деревн…

ожидал на вокзал…

приехал к сестрёнк…

не чувствовал усталост…

висит на ветк…

болтали до ноч…

Образец выполнения самостоятельной работы

играл на скрипк Е 1 скл. П. п на землЕ

проехал мимо деревн И 1 скл. Р. п. мимо землИ

ожидал на вокзал Е 2 скл. П. п. на слонЕ

приехал к сестрёнк Е 1 скл. Д. п. к землЕ

не чувствовал усталост И 3 скл. Р. п. степИ

висит на ветк Е 1 скл. П. п. на землЕ

болтали до ноч И 3 скл. Р. п. до степИ

Образец выполнения самостоятельной работы

играл на скрипк Е 1 скл. П. п на землЕ

проехал мимо деревн И 1 скл. Р. п. мимо землИ

ожидал на вокзал Е 2 скл. П. п. на слонЕ

приехал к сестрёнк Е 1 скл. Д. п. к землЕ

не чувствовал усталост И 3 скл. Р. п. степИ

висит на ветк Е 1 скл. П. п. на землЕ

болтали до ноч И 3 скл. Р. п. до степИ

Образец выполнения самостоятельной работы

играл на скрипк Е 1 скл. П. п на землЕ

проехал мимо деревн И 1 скл. Р. п. мимо землИ

ожидал на вокзал Е 2 скл. П. п. на слонЕ

приехал к сестрёнк Е 1 скл. Д. п. к землЕ

не чувствовал усталост И 3 скл. Р. п. степИ

висит на ветк Е 1 скл. П. п. на землЕ

болтали до ноч И 3 скл. Р. п. до степИ

Образец выполнения самостоятельной работы

играл на скрипк Е 1 скл. П. п на землЕ

проехал мимо деревн И 1 скл. Р. п. мимо землИ

ожидал на вокзал Е 2 скл. П. п. на слонЕ

приехал к сестрёнк Е 1 скл. Д. п. к землЕ

не чувствовал усталост И 3 скл. Р. п. степИ

висит на ветк Е 1 скл. П. п. на землЕ

болтали до ноч И 3 скл. Р. п. до степИ

Тест Тест

Лист самооценки

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Без ошибок

1 – 2 ошибки

3 ошибки и более

Лист самооценки

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Без ошибок

1 – 2 ошибки

3 ошибки и более

Лист самооценки

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Без ошибок

1 – 2 ошибки

3 ошибки и более

Лист самооценки

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

Без ошибок

1 – 2 ошибки

3 ошибки и более

Прикреплённые файлы:

prezentacija2_na637.pptx | 2669,9 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных» И. п. и В. п. имён существительных. Цели урока: 1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением". В гости пришли.

Самоанализ урока «Число имен существительных» Самоанализ урока. «Число имен существительных».. Данный урок является продолжением темы «Имя существительное». Обучающиеся уже узнали.

Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слова» Учитель: Веретельник Ирина Николаевна Предмет: русский язык Тема учебного занятия: «Правописание слов с парными согласными на конце и в.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»
Опубликовано: 27 августа 2018 в 10:10
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД